Сознание можно рассматривать с точки зрения его структуры. Оно часть внутреннего мира человека, мира субъективной реальности, который в гносеологическом отношении противостоит миру объективной реальности. Именно этот внутренний мир стал объектом внимания современной мировой философии (философского структурализма, феноменологии, экзистенциализма, герменевтики, психоанализа и др. течений), которая стремиться овладеть структурой субъективности.
Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания уже, чем понятие «человеческая психика». Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и бессознательное, которые являются многогранными и находятся в состоянии постоянного взаимодействия.
Сознание – это, прежде всего, знание. Без знания сознание не существует. В деятельности сознания важнейшую роль играет познавательная (когнитивная), эмоциональная и мотивационно-волевая формы.
Логическая структура познавательной деятельности состоит из чувственного, рационального и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувственные и понятийные образы, которые составляют предметно-содержательную основу мышления. К познавательным способностям относятся также внимание и память. Однако в познавательной сфере ведущая роль принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной сфере предметный, осознанный характер.
Эмоциональная сфера сознания - сложное, недостаточно изученное явление. Эмоции – это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнения, непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу составляют чувства (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (страх, ужас, отчаяние), пристрастия и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в отношении к обществу, человеку, потребностям и интересам людей.
Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями к достижению целей.
Непосредственный контакт с внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этого контакта в его сознании возникает образ какого-либо объекта – фрагмента действительности. Процедура создания такого образа, т.е. сгустка информации об объектах действительности, называется восприятием. Процесс почти мгновенного соединения чувственных данных об объекте в целостный образ этого объекта во многом еще не ясен. Образ - это результат направленного внимания человека на внешний объект. В данном процессе человек не сосредоточен на себе, хотя неявно и осознает свое отличие от объекта. Но сознание может быть направлено как на внешний мир, так и на внутренний мир человека. В последнем случае внутренняя направленность сознания фиксируется в актах самонаблюдения, самоанализа, самооценки и т.п.
Самосознание. В структуру сознания, как и всей субъективной реальности, входит и самосознание. Самосознание появляется тогда, когда человек понимает, что образ внешнего объекта формируется не только этим объектом, но и воспринимающим «Я». Акт осознания объекта внешнего мира сопровождается актом осознания собственного участия в этом процессе. Таким образом, человек не только отображает внешний объект, но одновременно понимает, что именно он сам создает образ объекта и придает ему смысл. Без самосознания, которое предполагает формирование «Я», т.е. состояние выделенности человека из остального мира, сознание невозможно.
Самосознание ориентировано на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных качеств и т. д. С помощью самосознания человек вырабатывает отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего и чувствующего существа. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Человек – существо самоценивающееся, которое без этого характерного действия не смог бы определить себя и найти свое место в жизни. Самосознание – важное условие постоянного самосовершенствования человека.
Самосознание не является результатом только внутренних потребностей изолированного сознания, оно зарождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений. А это означает, что человек не открывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а выявляет себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значимые поступки. В процессе приобщения человека к системе межчеловеческих отношений самосознание постоянно проверяется, корректируется и развивается.
Сознание обладает свойством универсальности. Это означает, что человек может отражать любые свойства любых предметов, которые так или иначе вовлечены в его деятельность. Труд и общение как бы заставляют вещи поворачиваться к разумному взору человека. Животное видит мир лишь через действие основных инстинктов, выделяет в нем прежде всего пищу, опасность, существо другого пола.
Сознание способно отображать вещи такими, каковы они на самом деле, то есть объективно. Труд человека дает возможность видеть вещи в их объективных качествах, независимо от наличной на данный момент потребности.
Человеку присуще, как уже отмечалось, способность к целеполаганию. Прежде, чем что-то сделать, он создает идеальный проект, информационную модель будущего результата и разрабатывает план действий. Материальное производство создает вещи, духовное производство - их проекты.
Сознание обладает также творческим характером, так как универсальное и объективное отражение необходимо человеку в значительной степени для того, чтобы преобразовывать мир, создавать новое. А для этого необходимы новые идеи, представление о том, чего не хватает, но что в соответствии с объективным законами действительности может быть создано. Отсутствие абсолютной заданности человека и его деятельности биологической наследственностью и саморазвитие его социальной деятельности (труда, общения, потребления) с необходимостью требуют, чтобы духовная жизнь имела творческий характер, а сознание было не только зеркальным отражением действительности. А и активной внутренней деятельностью.
Сознание не является единственным компонентом психической жизни. Далеко не все свойства и состояния человеческой психики представлены в сознании. Наряду с сознанием в психике человека имеется и сфера бессознательного.
Проблема бессознательного отражает наличие в глубинах человеческой психики скрытых факторов, которые влияют на содержание сознания, но непосредственно не присутствуют в нем, а поэтому неосознанны. Термином «бессознательное» обозначают совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, которые явно не выражены в сознании людей, но оказывают влияние на поведение человека. Человеку может казать, что совершенно свободно формирует свои мысли, хотя на самом деле их содержание определяется какими-то не ясными для сознания причинами.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости. К сфере бессознательного относятся инстинкты, которые присущи человеку как биологическому существу. Они могут порождать подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы. К бессознательному относится и то, что раньше было в сознании. Это так называемы автоматизмы человеческих действий, выработанные под контролем сознания в результате тренировок, многократного повторения. Они, кстати, помогают уменьшить нагрузку на сознание и тем самым усилить творческие возможности человека.
Бессознательное может находить проявление в различных непроизвольных действиях человека и психических явлениях. Это могут быть оговорки, поиски, непроизвольное забывание имен, обещаний, событий, фактов и т.д. В них проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Прояснить природу бессознательного и таким образом освободить человека от его диктата – задача, которую ставили перед собой многие мыслители и в первую очередь З. Фрейд и К. Юнг.
З.Фрейд (1856-1939) сформулировал концепцию индивидуального бессознательного, которая основывается на представлении о доминировании биологического, а именно инстинктов сексуального характера в жизни человека. Фрейд выделил в человеческой психике три области: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание), «Сверх-Я» (усвоенные человеком культурные идеалы, нормы и требования общества). Скрытые детерминанты сознания сосредоточены в «Оно» в виде либидо – энергии неосознанных сексуальных желаний и инстинктов и вытесненных за пределы сознания идей. Бессознательные желания требуют удовлетворения, разрядки в действии. Для этого им необходимо проникнуть в «Я», которое управляет действиями. Этому проникновению мешает внутренняя цензура – «Сверх –Я», так как культура, по Фрейду, основывается на отказе от бессознательных желаний. Сознание человека – «Я» - становится полем битвы между «Оно» и «Сверх – Я». Основная задача сознания – найти состояние динамического равновесия между этими силами, иначе не миновать психического заболевания. Фрейд разработал специальный метод лечения таких болезней – психоанализ, с помощью которого пытался выявить в каждом отдельном случае бессознательные мотивы, которые вызывают психическое расстройство у человека.
К. Юнг (1875-1961) – ученик З.Фрейда, создал концепцию первичного коллективного бессознательного, которое лишь со временем превращается в субъективное и индивидуальное бессознательное. По мнению Юнга, учение Фрейда характеризует лишь поверхностный слой бессознательного. Его глубинный является единым для психики всех людей, а потому – общечеловеческим, коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное постоянно производит структуры и схемы, которые символично оформляют представления людей. Эти схемы Юнг называл архетипами. Первоначальные архетипы: Персона (совокупность социальных масок человека), Анима (женское начало в мужчине). Анимус (мужское начало в женщине) и другие. Они априорны, присущи каждому человеку с момента его рождения и выражают закодированную в человеке некоторую форму или возможность представлений. Архетипы являются человеку во сне, в переживаниях, в мифах, религиозных традициях, отклонениях в поведении. Будучи выразителем общих человеческих потребностях, инстинктов, потенций, архетипы содержат в себе огромную энергию, безличностную силу. Люди инстинктивно тянутся к этим иррациональным, священным первообразам и одновременно боятся их. Символическое толкование архетипов демонстрирует эту двойственность в отношении к ним, позволяя немного приоткрыть и вместе с тем скрыть (рационально не разъясняя) мощь бессознательного. Объяснение бессознательных мотивов индивидуального поведения человека Юнг связывал с анализом его сновидений.
Однако было бы неправильным переоценивать роль бессознательного в жизни людей, как это делали Фрейд и Юнг. Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Но роль их в этом управлении различна. Сознание управляет наиболее сложными формами поведения. Оно действует, когда человеку необходимо решить неожиданные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда требуется преодолеть какое-либо сопротивление; найти выход из конфликтной ситуации; когда необходимо предпринять срочные действия для выхода из опасной ситуации и т.д.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается одним из самых сложных вопрос для современной науки. Это две относительно самостоятельные стороны психики. Они связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние. Сознание в целом способно контролировать бессознательное, социальное поведение человека определяется, в конечном счете, сознанием. Но при этом в человеческом поведении остается место и бессознательному.