Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Задания для самостоятельной работы. 1. Перечислите основные теории происхождения человека и изложите их суть




1. Перечислите основные теории происхождения человека и изложите их суть.

2. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?

3. «Можно с большой долей уверенности утверждать, что эмоции человечности, доброты, рыцарского отношения к женщинам, к старикам и охрана детей, стремление к знанию - это те свойства, которые направленно и неизбежно развивалисьпод действием человека. Они развивались по мере увеличения мозга и удлинения срока беспомощности детей, как развивались мозг, условные рефлексы, разум, память, способность к членораздельной речи.Разумеется, постепенно возникнув, совокупность альтруистических эмоций может быть закреплена как норма поведения и передаваться далее по законам социальной преемственности. Но без генетической основы эта социальная преемственность не имела бы универсальности и стойкости» (Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10. С. 196).

Каким факторам отдает предпочтение автор? Можно ли привести аргументы, которые могут подтвердить или опровергнуть эту концепцию?

4. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, асоциальном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической заданности преступности. Каково ваше мнение по этому вопросу?

5. Если инстинкты агрессивности, разрушения генетически закодированы в нашем мозгу, тогда человечество ни при каких условиях не искоренит преступность, войны и другие формы асоциальною поведения. Согласны ли вы с этим выводом?

6. «Фрейд показал, что разум - ценнейшее и человечнейшее из качеств человека - сам подвержен искажающему воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освобо­дить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума...» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 147).

Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления религиозного фанатизма, агрессивные националистические выступления и т. п. подтверждением тезиса 3. Фрейда о том, что человеческое поведение движимо постоянным комплексом инстинктов животного происхождения?

7. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе.

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж. П. Сартр).

в) «Свобода — это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).

ЛИТЕРАТУРА

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.

Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Academia, 2001.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М., 1992.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 2007.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.

Бубер М. Я и Ты. М., 1994.

Губин В.Д. Философская антропология. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000.

Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: NOTA BENE, 2001.

Гуревич П.С. Философское осмысление человека // Человек и общество. – М., 1992.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. М., 1992.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 23–92.

Кириленко Г.Г. Проблема человека в марксистской философии. – М., 1991.

Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб, 2001.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL-book, 1994.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

Моуди Р. Жизнь после жизни. - М., 2009.

Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988.

Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. – Москва: Наука, 1987.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Франкл Дж. Неизведанное Я. – М., 1998.

Фромм Э. Человек для себя. М.. 1992.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии: В 2 кн. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991–1995.

Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. – С. 205–222.


МОДУЛЬ XI





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1183 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.