Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа, структура и функции сознания




Человеческое сознание очень сложный феномен. Характер его интерпретации зависит от общего уровня развития общества в целом и науки, в частности, от культурных традиций, религиозных ориентаций и т.д.

В истории философии можно выделить два основных способа исследования сознания:

а) описание феномена сознания, то есть описание способов, с помощью которых предметы даны в сознании (выделение в акте сознания отдельных последовательных этапов);

б) объяснение самого феномена сознания, т.е. того, как возможно само сознание (почему и как возникает субъективная связь человека с внешним миром и с самим собой).

В философии прошлых веков понятие сознания часто связывалось с понятием души как разумного, сознательного начала в человеческой природе. Вопрос о том, что такое душа, какую роль она играет в жизни человека, традиционно увязывался с проблемой соотношения души и тела. Здесь возникло два основных подхода:

· первый отводил душе, разумному началу определяющую роль в человеческой жизни, роль контролера телесного поведения и человеческих страстей;

· второй, отводил ведущую роль в жизни человека телесным механизмам, биологическому началу.

Однако после многих лет противостояния на основе синтеза этих двух подходов постепенно сложился целостный образ человека. Было признано, что, будучи биологическим существом, человек - также продукт исторического, социокультурного развития, и поэтому может быть понят только с учетом своей двойственной природы как психофизическое, биосоциальное существо.

Сложность, многогранность сознания делают его объектом изучения многих наук: психологии, биологии, информатики, кибернетики, психиатрии, юриспруденции, философии. Многоаспектность сознания создает трудности в создании его общего определения. С точки зрения философии, в самом общем виде сознание можно охарактеризовать как способность человека к субъективному (внутреннему, духовно-интеллектуальному) освоению внешнего мира и самого себя. Российский ученый А. Г. Спиркин так определяет сознание: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»[20].

Итак, с одной стороны, сознание связано с человеком и его мозгом, а с другой стороны – с окружающей человека природной и социальной средой. Идеальные продукты сознания возникают только благодаря взаимодействию человека с внешней средой. Здесь мы подошли к важнейшей характеристике сознания – его идеальности. Вопрос о природе идеального до сих пор является предметом научных и философских дискуссий. Но в любом случае идеальное трактуется как бесплотное, бестелесное, невещественное, существующее относительно самостоятельно от материального, но наряду с ним. Как отмечал К. Маркс, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Вне пределов человеческой головы идеальное существовать не может. «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»[21]. К идеальному относятся гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности человеческого бытия (добро, справедливость, красота, правда и др.), которые необходимо реализовать в деятельности человека.

Проблему сознания часто рассматривают в тесной связи с понятием «духовная жизнь». Иногда духовную жизнь фактически сводят к сознанию, а к последнему относят преимущественно то, что отчетливо осознано и может быть выражено при помощи языка. Роль такого сознания в жизни человека довольно значительна, но не нужно сводить к нему всю духовную жизнь. Иногда понятие «сознание» употребляют в очень широком смысле, включая в его содержание всю психическую жизнь людей – совокупность образов, переживаний, желаний, которые возникают в человеческой жизнедеятельности и определенным образом влияют на нее. В этом случае понятием «сознание» охватывается не только сознательное, но и так называемое подсознание. Однако сознание, как и психическое в целом не тождественно духовной жизни, которая не сводится только к внутреннему состоянию человека, но проявляется и в его деятельности, поступках. Трудно, например, отделить представления о нравственности и нравственных переживаниях от того, как они проявляются в реальных поступках. Духовная жизнь – это сам процесс жизни, а не только психические переживания его. Поэтому в широком понимании понятие сознания используют как синоним духовной жизни в целом, как единство отображения и деятельности.

Из всех живых существ, которые знакомы нам, только человек имеет сознание. Как же возникло это чудесное свойство? Оказывается, что в самом фундаменте материи, которая не мыслит, не ощущает, не переживает, имеется всеобщее свойство, являющееся предпосылкой сознания. Это свойство - отражение. Оно состоит в способности материальных тел или систем претерпевать внутренние изменения в ходе взаимодействия, воспроизводить в особенностях одного тела или системы особенности другого тела или системы. Иначе говоря, во взаимодействующих телах остаются следы, несущие информацию об этих телах.

Идет ли речь об отображении листка какого-либо дерева на глине, записи музыки на диске, обработке металлов давлением (ковка, штамповка, прокатка), движении микроорганизма к раздражителю или от раздражителя, выработке условного рефлекса у животных, человеческом мышлении – все формы проявления отражения. На уровне растительного и животного миров отражение обеспечивает приспособление к окружающей среде.

Сознание – это высшая форма отражения, оно появляется на социальном уровне движения материи. Это особого рода взаимодействие: в нем отражаются воздействующие на него предметы, они оставляют в нем образы, копии, которые имеют знаковую природу, обладают соответствующим содержанием (информацией и смыслом). Благодаря сознанию человек может не просто приспосабливаться к существующим условиям, но и изменять их, приводить в соответствие со своими потребностями. Таким образом, из программы, которая руководит приспособительной биологической активностью животных, отражение на социальном уровне превращается в программу, которая руководит социально-трудовой деятельностью.

Сознание является функцией мозга. Но мыслит не сам мозг, а человек при помощи мозга. Мозг дает сознанию возможность работать. Но цели и содержание его деятельности задает не мозг как таковой, а социальный способ жизни человека. Мозг первобытного человека был в состоянии решать многие из задач, которые решает современный человек, но знания, убеждение, отношение к миру изменяются в зависимости от характера жизни общества, уровня развития социально-трудовой деятельности, которая и определяет сущность сознания. Поэтому сознание человека является таким информационным отражением, которое способно выступать в качестве программы, руководящей этой деятельностью.

Духовная жизнь человека благодаря его постоянной внутренней активности (программы деятельности не даются природой, их должен создавать сам человек) приобретает еще одно чудесное свойство: она не сводится к функционально-полезной программе, а приобретает самоценность, становится не просто трудовой деятельностью, которая обслуживает существование человека, а внутренней духовностью его.

Итак, сознание:

· продукт закономерного исторического развития материи, особое свойство ее высокоорганизованной формы – человеческого мозга;

· высшая форма отражения;

· продукт общественного развития.

В социальной форме жизни существуют две такие формы отражения: индивидуальное сознание, общественное сознание. Иногда выделяют и так называемое «машинное», «компьютерное» сознание.

Центральным здесь можно считать индивидуальное сознание, так как на его базе исторически сформировалось коллективное, общественное сознание, а затем было создано и «компьютерное» сознание. Последнее, правда, имеет существенные отличия, поскольку деятельность человека целеполагающая, а работа компьютеров целеисполняющая. Поэтому сознанием компьютерный разум может быть назван весьма условно.

Индивидуальное сознание возникло на основе двух главных факторов:

· биологического развития развития организмов, и в первую очередь центральной нервной системы;

· формирования общества: трудовой деятельности и коллектива с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся обществом.

Таким образом, для формирования сознания необходимы были одновременно две предпосылки: биологическая и социальная. Если отсутствует хотя бы одна из них – сознание не возникает. Например, у собак, муравьев, пчел и др. при наличии социальной предпосылки сознание не вырабатывается, так отсутствует биологическая предпосылка; в то же время дети, с первых месяцев жизни попавшие в сообщество животных, также не имеют сознания, поскольку оказались вне человеческого общества.

Исходным условием появления индивидуального сознания стало формирование самосознания, т.е. осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа, понимание собственного «Я». Так человек выделяет себя из мира природы и сообщества других людей. И благодаря этому он стал познавать окружающий мир – «не-Я».

Философы оценивают наличие феномена сознания у человека неоднозначно: как великое чудо и как великое испытание. Дело в том, что благодаря сознанию человеку даны не только радости, но и страдания в его бытии в мире. Это обстоятельство побуждает некоторых людей обращаться к искушению подмены поиска реальных решений проблем своего бытия искусственно вызванными изменениями состояний своего сознания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2067 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.