Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия, ее предмет и роль в обществе




1. О происхождении термина «философия».

2. Мировоззрение как духовно-практический феномен.

3. Предмет и структура философии.

4. Философия и наука. Роль философии в жизни общества и человека.

1. О происхождении термина «философия»

1. Слово «философия» буквально означает «любовь к мудрости» (от греч. Phileo – любовь и Sophia – мудрость). Считается, что первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор (вторая половина VI в. – начало V в.). Согласно легенде, Пифагор на вопрос одного из греческих градоначальников, кто он такой, ответил: «Философ, что значит «любомудр». Пифагор сравнивал жизнь с олимпийскими играми, где среди толпы присутствующих можно различить три группы: первые приходят для участия в соревнованиях, вторые торговать, а третьи – это зрители, «болельщики», которые приходят созерцать красоту спортивных состязаний. Последних Пифагор ценил очень высоко, они мудрее всех. Но что такое мудрость? Кого называют мудрецом? Обычно так не говорят о человеке, который чрезвычайно начитан. Можно знать всю таблицу Менделеева, разбираться в высшей математике, ядерной физике, астрономии и экономических теориях, но все это не делает человека мудрым. Один древнегреческий философ говорил: «Многознание уму не научает».

Не называют мудрецом и человека, много умеющего, способного, например, быть хорошим конструктором технических устройств, зарабатывать много денег, организовать эффективный бизнес. Здесь более уместны другие слова: хороший специалист, удачливый и грамотный бизнесмен и т.п. Что же есть мудрость, если это не знание и не умение в их обычном смысле?

Древнегреческий философ Демокрит, например, полагал, что быть мудрым – значит правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать. Это триединство мудрости по-своему выражало античное понимание цельности человеческой натуры. Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но и формой жизни, бытия. И даже, прежде всего, формой или образом жизни.

Мудрыми обычно называют тех, кто имеет большой жизненный опыт, большие умственные и духовные возможности, кто может дать ценный совет: как преодолеть жизненные невзгоды, как поступить в той или иной ситуации, как жить и для чего. Мудрые видят то, что скрыто для обычных людей, они глубже понимают суть вещей, человеческую душу и природу.

Они находятся в гармонии со Вселенной и могут научить других, как жить в мире и в счастье.

Тот же Пифагор говорил, что по-настоящему мудры только боги, философия – это не сама мудрость, а стремление к ней. Мудрости как таковой научить нельзя, а философии – можно. Человек способен приобрести хорошие научные и философские знания, но станет ли он после этого мудрым – это еще большой вопрос. Все зависит от того, станут ли эти знания органической частью его жизненного опыта, сумеет ли он научиться «жить не по лжи» (А. И. Солженицын), в соответствии с принципами Истины, Добра и Красоты, и помочь в этом другим. Тогда, быть может, он приобретет право называться мудрым.

Представление о философии как о «любви к мудрости» в дальнейшем дополнилось мыслью о том, что это – знание о наиболее фундаментальных основаниях бытия и мышления. И вообще, представления о предмете философии, сохраняя указанные характеристики, получили дальнейшее развитие в ходе исторического бытия философии.

В истории философии, которая насчитывает около 3000 лет, содержится богатейший опыт познания человеком мира и самого себя, опыт становления логики человеческого мышления, формирования нравственных и эстетических представлений, философского осмысления социального и политического бытия человечества. Изучая историю философии, мы получаем возможность прикоснуться к мировой культуре во всем ее противоречивом развитии. Ибо философия, по замечанию выдающегося немецкого философа Гегеля, – это эпоха, «схваченная в мысли», квинтэссенция человеческой культуры.

Человек – это единственное существо на Земле, способное познать окружающий мир и самого себя. Результат этой способности – знание, которое может претвориться в материальные объекты, социальные структуры, государственные образования, но для этого они должны превратиться в идею. В идее содержится цель деятельности и представления о будущем. Идея отражает намерения и цели человека, которые образуют его мировоззренческую систему.

 

 

2. Мировоззрение
как духовно-практический феномен

 

Мировоззрение – это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида, или социального субъекта, и органично входят в его поступки и нормы мышления. В случае несоответствия мыслей и действий человека возникает кризис существующих мировоззренческих ценностей, возникает проблема разработки новых ценностей и мировоззрения. Без этого общество не может существовать, так как мировоззрение является формой его социального самосознания, через которую субъект осмысливает свою социальную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.

Мировоззрение – это духовное явление, которое побуждает к практическим действиям, к определенному способу жизни и мысли. Основной вопрос мировоззрения – это отношение «Человек – Мир». В структурном плане в нем выделяют такие уровни, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Эмоциональные и интеллектуальные компоненты человеческой субъективности по-разному представлены в различных мировоззренческих системах и обусловливают их разнообразие. В мифологии, например, мироощущение преобладает над миропониманием, а в философии – наоборот.

По способам существования мировоззрение делится на групповое и индивидуальное, хотя вне личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По глубине и четкости отражения мировоззрение делится на обыденно-практическое и теоретическое, разновидностью которого является философия. Жизненно-практический уровень включает навыки, обычаи, традиции – все то, что черпается из жизненного опыта человека. Теоретическое мировоззрение выражается в логически упорядоченных системах, в основе которых лежит определенный понятийный аппарат и логическое обоснование.

Но все виды мировоззрения, независимо от того, как они классифицируются, объединяет наличие убеждения. Это – ядро и смысл мировоззрения, поскольку именно убеждения и объединяют мысль и идею, воплощают идею в практическую деятельность. Отказ от убеждений или разочарование в них – всегда личностная трагедия, так как убеждения являются идеей, которая прошла через сердце личности, пережита и выстрадана ею.

Знания, убеждения, представления, идеи, чувства – это важнейшие структурные компоненты мировоззрения. Опосредованные опытом личности, они принимают участие в формировании жизненной позиции. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое осуществление; вера же неотделима от любви, человек верит и надеется на то, что он считает святым и дорогим для себя. Поэтому мировоззрение – не только знание и осведомленность, это еще и жизненный процесс, а именно – духовно-практическое освоение мира, в котором существующей реальности противостоит мир должного, мир идеалов, целей, надежд, иначе говоря, мир желанного бытия.

Итак, мировоззрение – это не просто общие представления о мире, а форма общественного самосознания человека, узловыми категориями (т.е. наиболее общими, фундаментальными понятиями) которого выступают понятия «человек» и «мир». Через эти понятия субъект мировоззрения осознает свое предназначение и формирует жизненные установки. Мировоззрение по своей сути – явление универсальное, так как соединяет знания и чувства в убеждения. Оно имеет практический характер, поскольку ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования, выражает установки поведения человека и смысл его жизни. В этом и выражается функциональное предназначение мировоззрения.

Мировоззрение – постоянный спутник человеческой жизнедеятельности на любом этапе истории общества. Среди исторических типов мировоззрения обычно выделяют мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение является исторически первой формой духовно-практического освоения мира. Ему присущ антропоморфизм, т.е. отождествление природных сил с человеческими, перенос на природу человеческих качеств. Миф был исторически первой формой самосознания, которая отделилась от практики. Здесь кроются истоки его антропоморфизма. Для мифологического мировоззрения характерно, во-первых, понимание рода как коллективной личности, убежденной в наличии общего предка – тотема. В условиях того времени тотемизм оказался чрезвычайно практичным, поскольку объединял индивидов в родовую целостность, а поэтому был жизненной силой. Собственно в этом и состоит главное предназначение мировоззрения вообще. Во-вторых, мифологическое мировоззрение в значительной степени обращено в прошлое, тотемный предок считался идеалом деятельности. В-третьих, поскольку мифологическое мировоззрение антропоморфно, неизбежно формирование анимистической картины бытия, т.е. одухотворение всего сущего. Это очеловечивание природы является следствием нерасчлененности бытия на субъект и объект, а нераздельность человека и космоса, человека и природы означает, что в мировоззрении преобладает мироощущение.

Мифологическое мировоззрение выполняет важные общественные функции: оно служит средством передачи родового опыта, традиций, ценностей. Оно является регулятором отношений в первобытном обществе.

Религиозное мировоззрение является более поздней и зрелой формой мировоззрения человечества, а поэтому и более изученной. В ней бытие осваивается иными, чем в мифе, способами. В религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а поэтому преодолевается характерная для мифа нераздельность человека и природы и закладываются основы проблематики, которая станет специфичной для философии. В религии идея отделяется от материи и даже противопоставляется ей. Мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологические же персонажи, люди, а в поздних мифах и боги живут в мире обычном и едином (боги, например, на горе Олимп).

В религии возникает совсем иной мир, недоступный органам чувств и разуму, а поэтому в объекты сверхъестественного мира нужно верить. Вера и является главным способом освоения мира. Религия постулирует мир идеальных сущностей, что практически ведет к обоснованию приоритета духа над телом, необходимости заботы о душе со всеми вытекающими отсюда последствиями для образа жизни верующих. Связь с Богом через культ и религиозную организацию (церковь) является критерием наличия религиозного мировоззрения.

В религии, наряду с мироощущением, хорошо развито и миропонимание, иначе говоря, имеется религиозная идея, которая обосновывается теологами. Но в религиозном мировоззрении – это одна из его особенностей – идея пронизана своеобразным экзальтированным чувством, она переживается и оживляет веру.

Если для мифа главным было обоснование связи индивида с родом, то для религии – достижение единства с Богом как абсолютной ценностью. В этом состоит положительное значение религии. И действительно, что такое жизнь, если в ней ничего святого и все может ставиться под сомнение. Но и засилье религиозного мировоззрения может представлять опасность, особенно когда имеет место религиозный фанатизм. Но такую же опасность может представлять и воинствующий атеизм, о чем свидетельствует отечественная история прошлого столетия.

Философское мировоззрение – это теоретически сформулированное мировоззрение. Оно призвано создавать целостное миропонимание, объяснять объективную реальность, раскрывать предельные основания человеческой деятельности в системе логических категорий и законов. Для обоснования и доказательства своих положений философия обращается к разуму, к логико-понятийному аппарату.

 

3. Предмет и структура философии

 

В истории философии сложились и в разных вариантах постоянно повторяются так называемые вечные проблемы. Что такое человек? Что такое природа, или шире – Вселенная? Какая между ними связь и зависимость? Может ли человек познать себя, природу, общество? Каковы формы, методы, способы познания? Чем отличаются явления и сущность материального и духовного, идеального мира? Какой из этих двух миров является основой для возникновения и существования другого? Или они не зависят друг от друга? Что такое свобода? Имеются ли основания для того, чтобы человек и общество могли рассчитывать на получение свободы? Что такое человеческие ценности – Истина, Добро, Красота, Гармония? Что такое жизнь и смерть, каково их ценностное значение для отдельного человека и общества? Это далеко не полный перечень «вечных» философских проблем. Развитие общества и познания выдвигает и новые философские проблемы: о соотношении статистических и динамических закономерностей в научном познании, возможности искусственного интеллекта. Конечно, и «вечные» проблемы под влиянием новых знаний и новых социально-культурных условий решаются по-новому. Нетрудно заметить, что большинство из названных проблем направлены на выяснение отношений в системе «Человек – Мир». А это означает, что они являются мировоззренческими по своей сути. Общий мировоззренческий вопрос об отношении человека и мира приобретает в философии конкретный и в какой-то степени схематичный характер (что в целом характерно для теоретического знания). Чаще всего он трактуется как вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и сознания, духа и природы. При этом те философы, кто считает первичным, определяющим материю, бытие, получили название материалистов, а их философская позиция, сложившаяся в философское направление, – материализм. Те же, кто считает первичным и определяющим сознание, дух, получили название идеалистов, а философское направление, которое они составили, соответственно идеализм. Этот вопрос имеет и вторую сторону – о познаваемости мира. Большинство философов считали и считают, что сущность вещей познаваема, но некоторые философы отказывались поддерживать такое решение вопроса. Они утверждали, что познаваемы лишь явления, а сущность вещей скрыта от человеческих чувств и ума. Эти философы получили название агностиков (агностицизм – от др.-греч. gnosis – «непознаваемый, непознанный» – направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности).

В целом же предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности в ее наиболее общих отношениях и связях, раскрытие предельных оснований человеческих действий в системе теоретических понятий, категорий и законов. Философия – это мировоззренческое знание, это теоретически сформулированное мировоззрение.

Исторически понятие предмета философии изменялось, для чего были как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам следует отнести состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний об окружающем мире (природе, человеке, обществе), о духовных, в первую очередь познавательных, особенностях и возможностях как отдельного человека, так и общества в целом. К субъективным причинам относятся своеобразие формы осмысления предмета философии тем или иным философом, философской школой или течением.

Исторически первой теоретической концепцией предмета философии была концепция древнегреческого философа Аристотеля: философия – это знание о последних, самых глубоких основаниях бытия, о сверхчувственных принципах бытия. Андроник Родосский (I в. до н. э.) ввел термин «метафизика» (от др.-греч. meta и physika – «после физики») для обозначения этого учения Аристотеля. Метафизика Аристотеля – одна из первых попыток самоопределения философии в сопоставлении с первыми шагами становления конкретного знания. Но в целом в античной философии ведущей была тенденция включения в философию всего имеющегося рационального знания.

В средневековой философии предмет философии как рационального, понятийного знания сводился, в конечном счете, к Богу. А сама философия была объявлена служанкой теологии.

Радикальные изменения в определении предмета философии начались под влияниям становления действительно научного знания и социальных процессов, которые привели к концу феодализма. В конце XVI – начале XVII в. возникает экспериментально-математическое естествознание и начинается процесс отделения от философии конкретных наук – сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, потом физики, химии, биологии и т.д. Возникает новая проблема – места философии в системе конкретных наук, соотношения предметов конкретных наук и предмета философии. В ходе решения этой проблемы выявились две противоположные тенденции: сторонники одной исходили из того, что, выделяя из себя конкретные науки, философия постепенно теряет свой предмет и, подобно шекспировскому королю Лиру, остается ни с чем, растворяясь при этом в конкретных науках. Согласно второй точке зрения, философия либо включает в свой предмет натурфилософию – особое философское учение о природе, либо, оставаясь метафизикой, не опираясь на данные конкретных наук, очерчивает предметы конкретных наук.

Только в XIX в. удалось принципиально определить специфику предметов конкретных наук и философии. К этому времени произошли качественные изменения в самих конкретных науках, а также в методологии философии. Наука становится дисциплинарно организованной, в ней синтетически объединены разные научные дисциплины. Но происходило такое объединение разнообразных отраслей научного знания не само по себе, а под влиянием философии, точнее, диалектического метода, который развивали и утверждали немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель на идеалистической основе. Затем этот метод на базе материализма развивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Здесь уместно отметить, что в философии и в конкретных науках XVII, XVIII вв. в целом господствовал метафизический метод мышления. Термин «метафизика» использовался теперь и в другом значении, не только для обозначения теоретической или спекулятивной философии, но и для обозначения философского метода, противоположного диалектике. Если метафизика рассматривала все явления в природе, обществе и мышлении как существующие изолированно друг от друга, без взаимной связи, вне развития, то диалектика, напротив, исходила из универсальной связи всех явлений мира и принципа всеобщего развития. При этом в рамках диалектико-материалистической философии было сформулировано понимание предмета философии как изучение всеобщих законов развития природы, общества и мышления. Таким образом, никакого исчезновения предмета философии в ходе «отпочкования» от неконкретных наук не произошло. Философия – это знание о всеобщем в мире. В ходе исторического развития произошло предметное самоопределение философии. В предмете философии по существу никогда и не было объективных предметов нефилософских наук, считают сторонники концепции «предметного самоопределения философии»[1]. Предмет философии стабилен, это – всеобщее в системе «Мир – Человек». В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее в бытии человека. Философия – это система взглядов на мир и на отношение к нему человека.

Итак:

· исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

· философия изучает наиболее общие основы бытия, универсальные закономерности функционирования и развития природы, общества и мышления;

· основным средством познания является разум;

· эмпирической базой философского знания является совокупность данных конкретных наук и общественно-историческая практика;

· философия как мировоззренческое знание сочетает в ходе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным.

Философия – это форма общественного сознания, направленная на постижение сущности природного и социального бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла жизни человека.

В структуру философии входят следующие основные разделы:

· онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии;

· гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании;

· социальная философия – раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов;

· философская антропология – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека;

· философия истории – раздел философии, призванный ответить на вопросы о том, что́ есть история, каков ее смысл и конец, если вообще таковые имеются;

· эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Основным предметом изучения является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т.д.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении;

· этика (греч. ethika: от ethos – нрав, обычай, характер, образ мысли) – теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни;

· логика (от греч. logos – философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла) – философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и законы, которым подчиняется мышление;

· философия науки и техники – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки и техники;

· история философии – философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания.

 

4. Философия и наука.
Роль философии в жизни общества и человека

 

Длительное время в отечественной литературе утверждалось, что философия – это наука. Сейчас многие бросились в другую крайность, категорично утверждают, что философия наукой не является. Доводы приводятся следующие: во-первых, наука изучает определенные объекты, а философия – отношения субъекта к объекту; во-вторых, наука опирается на эмпирические данные, а у философии такая база отсутствует. Оба этих тезиса звучат неубедительно. Суть научности не в том, что именно изучается, а в доказательности, выверенности и систематизированности знания. Итак, математика изучает всеобщие отношения, структуры; социально-гуманитарные науки стремятся осмыслить человека и общество, субъективную реальность; естествознание в целом имеет дело с объективной реальностью. Философия изучает субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения, и в таком понимании она является наукой. И действительно, философские утверждения могут быть достоверными как логически, так и фактически.

Но почему существует множество философских направлений, течений и учений, почему философы непрерывно оспаривают учения своих коллег по цеху? Это объясняется тем, что философия – это мировоззренческое знание, а мировоззрения отражают разные идеалы, разное отношение к миру. В той мере, в какой философ является не исследователем, а последователем какого-либо мировоззрения, он переходит в область, находящуюся за пределами науки. Но это вовсе не означает, что его теории антинаучны.

Все это свидетельствует о том, что философия не сводится к науке. Философ может научно сопоставлять различные мировоззрения, вскрывать их ценностные предпосылки и выводить из них возможные следствия. И если он отдает предпочтение, например, идее социального равенства (или наоборот), то этот выбор совершается за пределами науки, он определяется социальной средой, в которой живет философ, традициями, идеалами и т.п. До определенной степени все это можно осмыслить и наукой, но главнейшая основа здесь более глубокая и неподвластна научному анализу. Можно сколько угодно рассуждать о том, что лучше умереть стоя (это благороднее), чем жить на коленях (это выгоднее), но склонность к выбору благородства или выгоды не сформулирована наукой. Поэтому можно все хорошо понимать и объяснять, но поступать совсем иначе.

Философия, включая научность как необходимую черту, является очень богатой и сложной формой духовной жизни общества и личности. Мировоззрение осознается не только в рациональных утверждениях, философские категории (наиболее общие понятия) существуют в метафорах, афоризмах, литературных произведениях, в фольклоре, в самом контексте культуры. Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев – более глубокие философы, чем многие из тех, кто занимается философией профессионально.

При этом нужно иметь в виду, что существуют философы, которые открыто связывают себя с наукой (К. Маркс, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, неопозитивизм в целом), другие же (М. Хайдеггер, К. Ясперс, религиозные философы) обращаются к другим способам постижения мира, решению мировоззренческих проблем. Но в целом можно сказать так: специфика философии – в особом синтезе всех способов осмысления, овладения мировоззренческой и методологической проблематикой.

Подлинная философия – это «живая душа культуры», «квинтэссенция нашего времени», «эпоха, выраженная в мысли» – эти и другие высказывания о философии можно встретить в литературе. В чем же состоит ее роль в обществе? Обычно называют целый ряд функций философии: культурно-критическую и культурно-творческую, познавательную, аксиологическую, праксеологическую, мировоззренческую и методологическую. И действительно, философия – и так было на протяжении всей ее истории – призвана:

· подвергать критике устаревшие формы общественной жизни и культуры и поддерживать зарождающееся, но перспективное, способствовать формированию нового духовного пространства, нового типа мышления;

· на основе обобщения достижений конкретных наук и общественной практики выявлять сущность:

а) познавательного процесса,

б) практической деятельности,

в) соответствующей данному историческому периоду системы ценностей.

Философия разрабатывает также соответствующую данной эпохе систему мировоззренческих ориентиров путем создания совместно с конкретными науками научной картины мира; общей картины мира с учетом содержания различных форм общественного сознания культуры (обыденного сознания, искусства, религии, политического, правового и нравственного сознания).

Этот обобщенный теоретический образ мира формируется в его соотнесенности с человеческой жизнью, ее смыслом и целью. Без коренных сдвигов в философском осмыслении действительности, без обобщения мировоззренческого опыта человечества, учета результатов многочисленных направлений, учений и школ в философии и разработки различных вариантов мировоззренческого осмысления действительности невозможно преодоление кризисных ситуаций в общественной жизни и обеспечения устойчивого развития общества.

Существенной функцией философского знания является функция методологическая.

Метод – это путь исследования, познания, практического действия. Это способ организации практического и теоретического освоения действительности, который обусловлен закономерностями соответствующего объекта, совокупность правил, приемов познания и преобразования действительности.

Методология – учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность приемов исследования, которые используются в определенной отрасли знания.

Становление методологии как учения о принципах, методах и приемах познания состоялось в философии Нового времени в XVII–XVIII вв. в связи с бурным развитием науки. В то время разработка научной методологии становится центральной задачей теоретической мысли. Была начата разработка метода научной индукции и дедукции, широко использовались метод анализа и синтеза, позднее получил всестороннюю разработку диалектический метод, требовавший все явления рассматривать во всеобщей связи и развитии. Методологическая функция философии состоит в том, что она способна оказывать положительное воздействие на науку и общественную практику своими методами, принципами. Философия намечает основные направления исследований в конкретных науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном плане. При этом следует учесть, что эмпирической базой философских обобщений являются теории и методы частных наук.

Особая роль принадлежит философии в решении проблем развития личности. Философия призвана помочь встать на путь самопознания и самосознания каждому индивиду, желающему утверждать себя в этом мире в качестве активной и творческой личности. Это – школа мысли, она учит процессу проблемного, творческого мышления в соотнесении себя с окружающими людьми, окружающим миром в целом. «…Каждый народ, – писал Р. Декарт, – тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, чем иметь истинных философов».

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое мировоззрение? В чем состоит его основной вопрос?

2. Каковы основные исторические типы мировоззрения?

3. Какие основные функции выполняет мировоззрение в жизнедеятельности личности и общества*?

4. Как соотносятся философия и мировоззрение?

5. Чем отличается философия от мифологии и религии с точки зрения их мировоззренческого содержания?

6. Какие подходы к пониманию специфики философского знания вам известны*?

7. В чем особенность соотношения философии и истории философии*?

8. Что является предметом философии?

9. Какова структура философского знания?

10. Перечислите основные функции философии и раскройте их содержание.

11. Каковы основные подходы к классификации философских учений?

12. Назовите основные философские направления.

13. Какие исторические формы материализма и идеализма вам известны*?

14. Приведите примеры философских направлений, течений, школ и учений*.

15. В чем заключается сходство и различие между философией, наукой, искусством и религией?

16. Каковы место и роль философии в жизни человека и человечества?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2198 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.