1. Завершите определение соответствующим понятием
а) Форма умозаключения от частного к общему, метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса –...
б) Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, способ построения и обоснования системы философского знания –...
в) Живые, духообразные единицы, из которых всё состоит и кроме которых ничего в мире нет, – …
г) Учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, –...
д) Движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования, –...
е) Отрицание существования сверхъестественного – богов, духов, других нематериальных существ и сил; система взглядов, отрицающая религию как веру в сверхъестественное, убеждённость в самодостаточности естественного мира и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий –...
ж)Мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения, –...
з) Направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму; основной принцип: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», –...
и) Понятия и положения, которые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта, к ним относили аксиомы математики и логики, исходные философские принципы – …
к) Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, способ построения и обоснования системы философского знания –...
2. Заполните таблицу.
АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философская система | Сущность | Представители | Значение |
Монизм | |||
Дуализм | |||
Плюрализм |
3.Прокомментируйте высказывание Т. Гоббса: «Язык есть паутина, в которой слабые умы запутываются, а сильные – легко прорываются».
4. Объясните мировоззренческую позицию П. А. Гольбаха, французского философа XVIII в., который писал: «В природе, где всё связано, не существует действия без причины, и в физическом мире, равно как и в духовном, всё происходящее является необходимым следствием видимых или скрытых причин, которые должны действовать согласно своей сущности».
5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трёх зол: скуки, порока и нужды».
6. Объясните взгляды Ф. Бэкона на природу человека, которые выразились в следующих словах: «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки».
ЛИТЕРАТУРА
Беркли, Дж. Три разговора между Гилосом и Филонусом / Дж. Беркли // Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 1978.
Блинников, Л. В. Великие философы: словарь-справочник / Л. В. Блинников. – М., 2000.
Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. – М., 1977. – Т. 1.
Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах // Гольбах П. Избранные произведения: в 2 т. – М., 1963. – Т. 1.
Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. – М., 1989.
Дидро, Д. Мысли к истолкованию природы / Д. Дидро // Дидро Д. Сочинения: в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.
Онтология мировой философии. Т. 1–4. – М.: Мысль, 1969–1972.
История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1–4. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995–1999.
История философии: учебное пособие / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д, 2004.
Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия ХVIII века / В. Н. Кузнецов, А. А. Грязнов, Б. К. Мееровский. – М., 1986.
Майоров, Г. Г. Философия Лейбница / Г. Г. Майоров. – М., 1991.
Монтень, М. Об искусстве жить достойно / М. Монтень. – М., 1975.
Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.
Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2003.
Соколов, В. В. Европейская философия ХV–ХVII веков / В. В. Соколов. – М., 1999.
Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. – М., 1957. – Т. 1.
Хесле, В. Гении философии Нового времени / В. Хесле. – М., 1992.
Мир философии. Ч. 1–2. – М.: Политиздат, 1991.
Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1–4 / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: Петрополис, 1994–1997.
Рассел, Б. История западной философии. Т. 1–2 / Б. Рассел. – М.: МИФ, 2003.
Современная западная философия: словарь. – М.: Политиздат, 1990.
Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М., 2005.
Философия: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей: в 2 ч. / В. П. Кошарный, Р. А. Волкова, Д. Е. Мануйлова [и др.]; под общ. ред. проф. В. П. Кошарного. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. – Ч. 1.
Философский энциклопедический словарь. – М.: Энциклопедия, 1989.
Хрестоматия по истории философии. Ч. 1–3. – М.: ВЛАДОС, 1997.
МОДУЛЬ VI.