Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Хмельницкое Учебно-Производственное Предприятие




(УТОС)

1.08.1974 – 1.08.1975 гг.

В этот период времени, на базе цеха Винницкого УТОС, в г. Хмельницком создавалось самостоятельное Хмельницкое производственное предприятие слепых, как филиал Винницкого УТОС, без права приема кадров.

.. В эту организацию 1.08.1974 г. меня приняли работать на должность

заместителя директора по воспитательной работе и быту. Невысокий оклад жалования меня не смущал (Оклад зам директора был – 168 рублей). По существовавшему тогда пенсионному закону для военнослужащих, я имел право свыше начисленной мне пенсии получать только 100 рублей. Все суммы заработка, превышающие этот предел, высчитывались из пенсии. Можно было эту сотню определить как сумму заработка в месяц. Что я и сделал.

А вот новизна работы с людьми, природой ограниченными возможностями, меня заинтересовала. На предприятии функционировало два основных цеха, кроме складов и подсобных предприятий. В первом, картонажном цехе работали только мужчины. Во втором, целлофановом, трудились только женщины. Все не зрячие. Подсобными рабочими в цехах были зрячие, вполне здоровые люди.

Вместе с директором Хмельницкого УПП УТОС, тоже новичком, Анатолием Качановским. (инвалидом 1 группы по зрению), пришлось решать многие организационные вопросы. Особенно трудными для него были кучи бумаг, различных указаний, инструкций, технических документов и т.п. Ни малейшего опыта руководства коллективом, его производственной деятельностью, тем более его внутренней жизнью, у него не было.

Начали мы с изучения людей. Их квалификацией, физическими и возрастными возможностями для использования в трудовом процессе, уровнем образования, семейным положением и т.д. Постарались наиболее целесообразнее расставить их по рабочим местам. Не сразу, постепенно, люди начали осваивать необходимые процессы на своем рабочем месте и все качественнее выпускать и картонные и целлофановые изделия. Количество продукции пока было на втором плане. О нем заговорили, когда убедились,что большинство рабочих уверенно освоили свои действия и строго исполняют меры безопасности при движениях в процессе работы.

Одновременно с этим создавали коллектив и его ядро: партийную, профсоюзную, комсомольскую и первичную организацию УТОС.

Партийную первичную организацию возглавил Георгий Арсенихин – гвардии майор запаса. Бывший секретарь парткома 318 гв. мотострелкового полка.. Профсоюзную первичную организацию возглавил Федор Бохонский – бывший заместитель начальника КГБ Хмельницкой области.

Председателем бюро первички УТОС стал Сергей Пастушенко - бывший главный инженер-механик авто предприятия.

Со знанием дела решались вопросы материального снабжения предприятия руководителем складов Алексеем Федоровичем Скороходом, подполковником запаса, бывшим зам. командира полка по МТО.

За непродолжительный промежуток времени нам удалось не только подобрать, но и успешно сколотить довольно дружный коллектив, успешно решавший все производственные задачи. Безусловно, это результат того, что почти все подразделения возглавляли вышедшие в запас офицеры, люди ответственные, дисциплинированные, знающие свое дело.

В процессе создания различных и разнообразных подразделений, неоднократно приходилось портить отношения, как с Винницким, так и с республиканским руководством УТОС. Почему-то, частенько, интересы нашего молодого коллектива, не только не совпадали с их интересами, но и не интересовали их.. Почти любое хорошее дело, начатое внедряться у нас, вызывало у них недовольство и даже сопротивление. Особенно яро они сопротивлялись против избрания в руководящие органы Федора Андреевича Бохонского. У всего коллектива бывшего Хмельницкого цеха Бохонский пользовался уважением и авторитетом, хотя по своему характеру он был высокомерен, грубоват и даже хамил, в обращении с людьми.

Его кандидатуру рабочие выдвинули первой в состав бюро профорганизации. Это вызвало бурное недовольство представителей сверху. При обсуждении кандидатуры на пост председателя, они несколько раз пытались отвести его кандидатуру, видимо выполняя указания своего начальства. Но в подтверждение своих предложений не могли привести ни одного существенного аргумента. Создавалось впечатление, что и в Виннице, и в Киеве этого человека просто боялись. В процессе подготовки собрания, я неоднократно беседовал с Федором Андреевичем. Это принципиальный, серьезный, самостоятельный, честный, грамотный, объективный в оценках и порядочный человек. Поэтому твердо встал на его защиту. Бохонского единогласно избрали как в комитет профсоюза, так и его председателем. И не ошиблись. Позже я узнал, что принципиальной позицией в интересах своего коллектива, он неоднократно срывал попытки вышестоящих руководителей погреть руки за счет несчастных слепых.

Похоже, опыт работы в КГБ помогал ему быстро уловить дух той или иной махинации и принципиально воспротивиться её исполнению.

Как человек дела, он любое задание или проводимое мероприятие всегда доводил до логического конца. Когда, например, возник вопрос о неправомерно высокой оплате труда рабочих картонажного цеха и неоправданно низкой - работниц целлофанового цеха, создали комиссию. Возглавить её, поручили Бохонскому Ф.А.. В нее включили, кроме инженера, экономиста и бухгалтера из управления, по одному наиболее толковому рабочему от каждого цеха. После двухнедельной проверки организации трудового процесса, трудоемкости и затрат человеческого труда на производство каждого изделия, порядка нормирования и оплаты по труду было выявлено много недостатков. Результаты работы комиссии оказались ошеломляющими Женский цех, по выпуску целлофановых изделий, при одинаковой затрате труда, выпускал продукции в физическом и финансовом отношении в 2 раза больше, чем мужской, картонажный цех. А месячный заработок женщин был в 2 раза меньше, чем мужчин картонажного цеха. Совместно с экономистами отдела научной организации труда областного отдела профсоюзов, комиссия разработала нормативы, трудоемкость и оплату по каждой операции и изделию. Обсудили этот вопрос на общем собрании коллектива. И как ни трудно было Бохонскому Ф.А. обосновать объективность выводов работы комиссии и необходимость справедливого подхода к нормированию, оценке и оплате труда, ему это удалось.

По результатам работы комиссии и обсуждения её итогов, на собрании коллектива, был издан приказ директора о порядке нормирования, оценки и оплаты труда Жизнь показала, что восстановление справедливой оплаты по количеству и качеству его труда каждому члену коллектива, как ничто другое, сплотило людей в дружный, работящий коллектив с высоким морально – политическим настроением. Ощутив справедливую оценку своего труда, каждый работник стал еще больше дорожить честью коллектива и своим местом в нем.

Кстати, в Винницком УТОС, люди, критически относившиеся к проведению этой проверки и выводам комиссии, впоследствии убедились в их положительных результатах и у себя сделали то же самое.

Не буду излагать подробности проведенных, в бесчисленном количестве организационных, хозяйственных, административных, воспитательных мероприятий, необходимых при создании новой организации. Замечу только, что за год моей работы в ней, удалось сделать очень много, хотя и не всё, что было задумано и планировалось.

Наше УПП УТОС твердо встало на ноги, наряду с другими влилось в число прибыльных производственных предприятий города и области. Его продукция – картонажные и целлофановые изделия – по своему качеству, не уступали продукции выпускаемой крупными государственными заводами..

В целом же, мы фактически создали, не только Учебно-Производственное Предприятие в городе, но и областную организацию инвалидов по зрению.

Мы по всей области выявили и поставили на учёт, в нашу первичную организацию УТОС, всех инвалидов по зрению. Установили их семейное, имущественное, бытовое положение и образование. Установили связь с руководством районов, обратив их внимание на положение слепых, их трудоустройство, состояние жилищного, материального и медицинского обслуживания.

С учетом не только, работающих на предприятии, но и проживающих в области, мы спланировали дальнейшее развитие производственной и учебной базы, освоения других профессий, доступных слепым.. Наметили и представили в горисполком (Зам. пред. т. Забелину) план развития жилищной базы для работающих (Строительство общежития семейного типа на территории предприятия).

Для начала, на заработанные средства, хотя и не капитально, но отремонтировали главный корпус, в котором размещались Управление и основные производственные цеха.

По нашему заказу, художественная мастерская автошколы ДОСААФ, изготовила и оформила на предприятии все необходимые наглядные пособия, отражающие требования основополагающих документов, инструкций как производственно – технического, так и воспитательного характера. Особенно мер безопасности на производстве. А у красочно оформленных стенгазеты и комсомольского «Прожектора», в перерывах и перед уходом с работы загомонили толпы дискуссирующих ребят и девушек.

Со многими производственными, общественными, торговыми, учебными заведениями города мы установили тесные деловые контакты. Все с сочувствием и пониманием относились к нашему предприятию, нашим просьбам, предложениям.

При содействии городского отдела народного образования, по вечерам, организовали учебу рабочих, нуждающихся в получении среднего образования. Особое внимание уделяли обучению слепых грамоте по системе Брайля. Умению читать любой текст, при помощи пальцев. Благо, в нашей, так называемой, библиотеке были книги как учебного, так и литературно-художественного типа, изданные по этой системе. Правда, не очень много. Нам обещали их количество пополнить.

Но один, очень важный, для воспитания коллектива, вопрос так и не удалось решить. Более того, он послужил главной причиной моего ухода с этой организации. Дело в том, что библиотеки, в полном смысле этого слова, не существовало. Была комната, в которой хранились книги. Фактически склад книг. Числившаяся библиотекарем, Стукова Маргарита Арсеньевна, жена бывшего начальника Хмельницкого участка УТОС, временами приходила, открывала двери этого склада, выдавала желающим читателям или принимала от них прочитанные книги и на этом её работа заканчивалась.

Как очаг культурного, литературно- художественного воспитания рабочих и служащих коллектива, библиотека не действовала. Да и как она могла быть таковой? Организатором этой большой и довольно сложной работы может быть только человек грамотный, имеющий библиотечное образование, да к тому же хотя бы маленький опыт воспитательной и политической работы с людьми. У Маргариты Арсеньевны ничего этого не было. Стоило только заговорить об этих обязанностях библиотекаря, о составлении плана работы библиотеки, она быстренько написала заявление и уволилась по собственному желанию из организации. Нужен был опытный и грамотный библиотечный работник. Кто, хотя бы временно сталкивался с внутренним психологическим состоянием слепого человека, может подтвердить, что работа с такой категорией людей не просто трудна. Для некоторых она просто невозможна, непонятна и непосильна. Их упорное, постоянно настороженное недоверие к людям зрячим, иногда просто фанатично, непреодолимо. Только опытный, терпеливый, добрый, честный во всех своих делах и поступках зрячий человек, мог заслужить у них доверие. Таким человеком была женщина, которую мы предлагали назначить нашим библиотекарем.

После длительных поисков, при содействии городского военкомата, мне удалось найти такого работника. Жена одного офицера прибывшего в Хмельницкий, после увольнения в запас, имевшая 25- летний стаж работы в библиотеках военных и гражданских организаций, согласилась занять эту штатную должность. Я послал представление, в отдел кадров Винницкого УТОС, о назначении её приказом по УТОС.

Но из этого ничего не вышло. Видимо, вопросы воспитания и сплочения коллектива нашего предприятия, их меньше всего интересовали. Опытный библиотечный работник им был не нужен. Предложили свою кандидатуру из числа слепых. Малограмотного, материально не ответственного, но слишком услужливого им человека. Фактически ни о какой воспитательной роли библиотеки, и впредь, не могло быть и речи. Мы с директором категорически воспротивились такому решению начальства.

Чтобы убедить нас в правильности своего решения к нам, в Хмельницкий, приехал сам директор Винницкого УТОС. Не добившись, в течение трехчасовой дискуссии, нашего согласия и дальше иметь кладовку для хранения книг, вместо действующей библиотеки, он ультимативно заявил, что может вообще ликвидировать штатную должность библиотекаря в нашем предприятии. Иронически заметив ему, что при таком его понимании и подходе к организации воспитательной работы в коллективе, он видимо, готов сократить и должность заместителя директора по воспитательной работе и быту, ради устройства своего протеже на должность библиотекаря.

Не дождавшись ответа, я поднялся заявив: «Думаю, дальше мне в этой организации делать нечего», ушел из УТОС.

В течение двух месяцев после этого разговора, он чуть ли не через день присылал гонцов, с просьбой вернуться работать на свою должность. Но я принял твердое и окончательное решение. 1 августа 1975 года я уволился по собственному желанию.

И до настоящего времени многие старожилы УПП УТОС, встречаясь, сожалеют о моем уходе с их предприятия.

В СМУ «ПРОМСТРОЙ». (1.4.1976 -10.2.1982г)

Гулять пришлось не долго. Вскоре, по приглашению начальника отдела кадров СМУ «Промстрой», Огиенко Григория Васильевича, я уже работал его заместителем – инспектором по учету кадров.

Не успел еще толком ознакомиться с этой организацией, как после постановки в первичной организации на партийный учет, на первом же партсобрании меня ввели в состав партбюро и избрали секретарем.

Работа внештатная, нелегкая, но мне хорошо известная и привычная.

Через месяц, начальник СМУ «Промстрой» т. Белоус Аркадий назначается главным инженером областного комбината «Хмельницкпромстрой».

Горком партии поручает мне подобрать, толкового инженера из состава ИТР нашего СМУ, на должность начальника СМУ.

Посоветовавшись с отделом кадров комбината, пригласил к себе на беседу главного инженера нашего СМУ Белого Евгения Сафроновича и старшего прораба Воротняка Лаврентия Петровича. В результате договорились предлагать кандидатуру Воротняка Л.П. на должность начальника СМУ «Промстрой». Горком партии соласился, Воротняк возглавил наше СМУ. Мы не ошиблись – Лаврентий Петрович грамотно, твердо и уверенно руководил этим коллективом строителей, по обеспечению выполнения планов возведения новых промышленных объектов на всей территории нашей области. СМУ успешно вело строительство заводов «ТЕМП» (Ст. прораб Матвеев Н.Н.), «КАТИОН» (Ст. прораб Гуцал В.В.), «НЕВА» (СТ.прораб Ионко М.И.), Теофипольского и Деражнянского сахарных заводов (Ст. прораб Кук П.И.). А, также, цехов на заводах:«Тракторных агрегатов», «Термопластавтоматов» и Волочиском механическом заводе. Кроме того возводили объекты Социально-культурного и бытового назначения: «Дом печати», «ЦНТИ», 4-й корпус «Института бытового обслуживания», «РОДИЛЬНЫЙ ДОМ», дома «Госстандарт», «Инженерно-технический дом» и некоторые другие. Все годы наш коллектив своевременно и с нужным качеством, высокой оценкой сдавал построенные объекты заказчику.

Правда, очень уж в характере нового начальника СМУ, утвердился примат личного, над общественным. Пришлось хорошо поднатужиться, чтобы отучить его в конце каждого месяца оттягивать правый карман пиджака, куда старший прораб или прораб, по его требованию, должен был опустить определенную сумму денег. Это ему не очень нравилось. но убедившись, что я от своего требования не отступлюсь, кажется, прекратил оттягивать карман. Пишу, кажется потому, что от прорабов я больше таких жалоб не получал. Но не исключаю полностью продолжения его наиболее хитрых методов получения этих поборов.

В целом е мы работали дружно, слаженно. Через некоторое время потребовалось в управлении ввести штат старшего инженера по гражданской обороне и одновременно оборудовать секретную часть. Пришлось эту работу взвалить на себя, освободившись от исполнения кадровой работы. В комбинате у меня появился новый начальник по Гражданской обороне – Иван Степанович Шилоносов, полковник запаса, бывший начальник штаба 31–й танковой дивизии. Человек спокойный, уравновешенный, не злой, компанейский. Мы сблизились. Году в 1978-м он пригласил меня составить ему семейную кампанию. Во время летнего отпуска на своих автомобилях поехать отдыхать в Каролино Богаз. Это «дикий» песчаный пляж на берегу Черного моря и левом берегу р. Днестр, у впадения его в море. Буквально в нескольких метрах от железнодорожного моста через Днестр, соединяющего Украину с Молдавией. Мне впервые предстояло ехать отдыхать с семьей на собственном автомобиле. А для этого требовалось прихватить с собой немыслимое количество вещей, инструментов, продуктов и всякой всячины, чтобы обеспечить там спокойный отдых жены, сына и дочки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2242 - | 2161 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.