Любой урок представляет собой сотрудничество учителя с учениками; характер этого сотрудничества, меняющийся с возрастом детей, выходит за рамки данного рассмотрения. Мы хотим затронуть вопрос о том, какие возможности существуют в отношении сотрудничества с точки зрения педагогических, организационных и связанных с управлением вальдорфской школы потребностей школьников.
Давайте рассмотрим подростковый возраст. Что характерно для него? При переходе из второго в третье семилетие ребенок существенно изменяется. Внешне эта пубертатная фаза проявляется например в половом созревании, возникновении типично мужских и типично женских физических контуров («вторичные половые признаки») и в ломке голоса, прежде всего у юношей. Ребенок полностью приходит на Землю «до мозга костей». Соответственно, меняется душевная жизнь: мышление юношей становится все более и более логичным и все больше стремится к познанию внешнего мира. У девушек заметно углубляется и становится более тонкой и чувствительной жизнь чувств; внутренний мир начинает переживаться все более дифференцированно, что ведет к бесконечному разнообразию тем для разговоров. В этом возрасте оба пола переживают свое существо в доселе не переживаемой глубине. Вопросы, касающиеся смысла жизни, вопросов откуда и куда, или же о сущности настоящей дружбы в этом возрасте часто переживаются как нечто экзистенциальное. Но вследствие этого увеличивается и дистанция с окружением, которое до этого поддерживало подростка, что часто ведет к размежеванию: все до сих пор знакомое представляется несовершенным и подвергается безжалостной критике.
Уже эти моменты показывают, что этой трансформации ребенка в подростка должна соответствовать трансформация позиции воспитателя. К счастью, эта трансформация происходит не сразу, а постепенно, начинаясь в 6 классе. Естественный до тех пор авторитет взрослого начинает все больше ставиться под вопрос, и взрослому не следует судорожно пытаться защищать свой до сих пор незыблемый среди детей авторитет, поскольку в этом случае произойдет противоположное, и у детей появится обширное поле для азартных попыток «раскрытия» его истинной личности. Ведь в этом возрасте основной вопрос, требующий ответа, состоит в следующем: Кто ты на самом деле? Какие вопросы важны для тебя в жизни, над чем ты работаешь? Как ты справляешься со своими несовершенствами и ошибками? Пытаешься ли ты скрыть их, или же преодолевать их? И как ты реагируешь, когда я тебя «пробую на зуб»? Подростку важно принимать участие во взаимодействии взрослых с миром и при этом он хочет научиться, как в этом взаимодействии оставаться самим собой или становиться самим собой. Другими словами: на этом этапе жизни, когда в подростках начинает хаотически бурлить душевная жизнь, становясь свободной, в них пробуждается желание самостоятельно управлять этой душевной жизнью в большом мире. И этому управлению, этому качеству Я подростки хотят научиться у взрослых – не в виде нравоучений, а в виде реальных действий. Рудольф Штайнер говорит здесь о трех образах учителя, которые познаются школьниками: учитель в классе, ведущий урок; учитель как коллега и как человек, взаимодействующий с другими коллегами; учитель как обычный человек, когда они случайно встречают его на улице, в магазине, в кафе или со своим сыном в приемной у врача.
Довольно часто это требуемое ребенком изменение воспитательного поведения взрослого приводит к серьезным кризисам и столкновениям, как дома, так и в школе. Кризисы в 5, 6 или 7 классе часто связаны с незаметно произошедшей трансформацией. В этом возрасте важно все больше включать детей в процессы и иногда принимать решения вместе с ними. Это можно делать при планировании и проведении похода или экскурсии с классом, открытого урока для родителей, организации праздников, украшении класса и т.д. Огромную важность в этом возрасте имеет серьезное отношение к ребенку и к его высказываниям и отказ взрослого от стремления считать, что он с самого начала «знает, как лучше».