Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств и государственных образований. Их возникновение и функционирование, появление и отмирание являются закономерным результатом развития общественных отношений, поиска людьми оптимальной формы совместного существования. В истории общест-венной мысли складывались различные подходы к определению и характеристике государства. Так, Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом. И. Кант считал, что государство - это объединение людей, подчиненных правовым законам. Г. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». В последующем эти подходы углублялись, становились все более емкими и точными.
Современные социально-гуманитарные науки объясняют и раскрывают природу и сущность государства, его генезис и эволюцию на основе ряда концепций и теорий: теологической, патриархальной, договорной, «насилия» (или «захвата»), социально-экономической, органической и психологической1.
В теологической теории государство рассматривается как священный и неприкосновенный институт, дарованный человечеству богом для организации совместной жизни людей. В ней находит отражение теократическое содержание и характер деятельности государств античности и эпохи Средневековья. Теократические элементы государственного властвования сохранились и в функционировании некоторых современных государств. Патриархальная теория характеризует государство как своеобразное продолжение отцовской, опекунской власти в семье, старейшины в роду или племени, осуществляемой в целях общей пользы и блага. Наиболее полное выражение эта идея нашла в работе английского мыслителя Р. Фильмера «Патриарх, или Естественная власть королей». Свое значение патриархальная теория не потеряла и в настоящее время.
В XVII - ХУЛ! вв. в трудах Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо были заложены основы договорной теории государства. В соответствии с ней возникновение государства явилось результатом общественного договора (пакта), согласно которому люди отказываются от части своих естественных прав и передают их специальному аппарату управления, который устанавливает социальный порядок, гарантирующий им безопасную жизнь и пользование собственностью. Атрибутами власти, согласно этой теории, обладает суверенный монарх или иной социальный институт. Теория «насилия» (теория «захвата») объясняет появление государства необходимостью организации управления большой массой людей, образовавшейся в результате захвата и порабощения слабых народов сильными. Установление и поддержание власти победителей осуществлялось путем создания специальных органов насилия, которые в результате формализации стали единой организацией - государством. Существенный вклад в разработку и обоснование этой теории внесли Е. Дюринг, Л. Гумп-лович, К. Каутский и другие мыслители.
В соответствии с социально-экономической теорией государство возникает в результате общественного разделения труда и появления антагонистических классов. Задача государства -поддержание в обществе власти экономически господствующего класса. У истоков этой теории стоял Платон, а свое окончательное завершение она получила в марксизме. К. Маркс был первым, кто предпринял попытку всестороннего анализа государства как «социальной реальности» с учетом классового расслоения и социальной дифференциации общества, роли отдельных классов и социальных групп в системе общественных отношений.
В органической (Г. Спенсер, Дж. Фортескью) и психологической (Ж. Бюрдо, Г. Шершеневич) теориях, а также в появившейся в середине XX в. политической антропологии (Г. Классен, М. Фрид) возникновение государства объясняется с точки зрения природы и социально-психологической сущности человека как субъекта общественных отношений.
В концепциях и теориях государства можно выделить два основных подхода к объяснению его природы и сущности. Первый - либерально-демократический, исходящий из того, что государство создается для реализации потребностей нужл и
ресов человека и выполняет функции интеграции и защиты об
щества. Второй - трактует государство как институт господства
одного класса над другим, концентрации власти в обществе пГ
гулирования социальных отношений в интересах определенных
социально-политических сил.
В отдельных социально-гуманитарных науках, в зависимости от их предмета, существует определенная специфика в понимании государства как социального института. В социологии госу дарство трактуется как ведущий социальный институт общества осуществляющий регулирование всей совокупности общественных отношений. В юриспруденции государство рассматривается, с одной стороны, как сложная иерархическая структура властных органов, а с другой - как источник норм, регулирующих поведение граждан. Политология определяет государство как институт политической системы общества, являющийся главным субъектом политической власти.
С учетом содержания основных концепций и теорий государства, подходов к выявлению его природы и сущности, специфики его трактовки различными социально-гуманитарными науками можно дать следующее определение государству. Государство -это основной политико-властный институт общества, организующий совместную жизнь и обеспечивающий безопасность людей на территории их проживания, создающий условия для реализации коренных интересов и потребностей основных социальных групп и слоев общества. Его сущность заключается в концентрации у социальных субъектов властных полномочий, необходимых ресурсов, сил и средств для регулирования общественных отношений.
Принято считать, что государство как политический институт возникло в период существования поздних форм общинно-племенного строя, когда произошло дифференцирование потрео-ностей и интересов людей, общественное разделение труда, пока общество было социально и экономически однородным, его политические функции - оборона от внешних врагов, Р^лирова-ние внутренних конфликтов I осуществлялись коллективными усилиями его членов без создания специальныхинСТИТУТЛ
Власть опиралась на авторитет старейшин, поддерживав **
случае необходимости всеми членами племени, и не тпебо
специального аппарата. овала
В результате развития производительных сил, общественно го разделения труда и накопления материальных средств в частных руках произошло разделение общества на социальные слои и классы. Социальное и имущественное неравенство людей привело к формированию в обществе двух основных социальных групп: группы индивидов, владеющих значительными материальными средствами и претендующих на господствующее положение в системе общественных отношений, и группы индивидов, не обладающих материальными средствами, но непосредственно создающих общественный продукт. Между этими группами начали обостряться социальные противоречия, возникать конфликты, дестабилизирующие общество. Появилась необходимость закрепления и регулирования отношений господства и подчинения. Для этого социальная группа, владеющая материальными средствами, стала формировать специальный аппарат управления, который постепенно перерос в государство. В некоторых случаях ускорению процесса формирования государства способствовали внешние факторы (войны, захват территории, миграция населения).
С созданием государства аппарат управления, используя различные методы - от переговоров до применения насилия - начал выполнять задачи поддержания и воспроизводства отношений господства и подчинения, обороны и внешних сношений. Взаимоотношения господствующей и других групп общества формализуются в политическое сообщество, в котором распределяются роли носителей власти и тех, кто ей подчинен. Политическая власть институционализируется в особый аппарат управления. Государство концентрирует в своих руках необходимые материальные и духовные средства влияния на общественные процессы, превращается в консолидирующую силу общества, поддерживающую его стабильность и устойчивость.
Основными факторами, влияющими на развитие государств их внутреннюю структуру, направления деятельности, являются' господствующий в обществе способ производства, этнический состав, менталитет и уровень культуры населения, географические условия и природная среда, система международных отношений, наличие или отсутствие внешних и внутренних угроз безопасно^ сти. Эти факторы взаимосвязаны, носят динамический характер и имеют конкретно-исторические формы проявления, что определяет особенности организации и функционирования государств.
Природа и сущность государства, как основного института политической системы общества, выражаются в различных, тесно связанных между собой измерениях. Важнейшими из них принято считать признаки, типы и функции государства. К основным признакам государства относятся:
• народ - социально-этническая общность, проживающая на определенной территории и нуждающаяся в организации и управлении своей жизнедеятельности. Народ может состоять из одной нации или быть многонациональным;
• территория - физическо-географическая и пространственная среда проживания народа, с которой он исторически связан и на которую распространяются властные полномочия государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться (война, территориальная экспансия). Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государственности;
• публичная власть - система органов и институтов, обеспечивающая совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Публичная власть предполагает: суверенитет государственной власти, ее верховенство и независимость от какой-либо иной власти, в том числе и от власти других государств; наличие особой группы людей, занятых управленческим трудом; монополию на принудительную власть в отношении населения; право и возможность осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и военной, от имени и в интересах всего общества, су-
веренное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; монопольное право на установление и взимание надо гов и сборов, формирование общенационального бюджета и др.
Названные признаки определяют ведущее место государства среди других политических институтов общества: партий, движений, организаций, блоков и т.д.
Другим важнейшим измерением государства являются его типы.
Классификация государств относится к одной из острых и спорных проблем политологии, отражает их исторически изменяющиеся внутреннюю структуру и характер. Методологические основы классификации государств были заложены еще в древние времена такими известными мыслителями, как Полибий, Платон и Аристотель. В настоящее время существует множество вариантов классификации государств по различным основаниям.
По характеру социально-экономического базиса политической власти выделяются:
^ государства, основанные на внеэкономическом принуждения к труду, использующие преимущественно насильственные меры поддержания стабильности и правопорядка. Такими государствами, например, являлись древневосточные деспотии;
^ государства, основанные на экономических формах принуждения к труду, политико-правовых методах обеспечения стабильности и согласия в обществе. К ним относятся современные конституционные государства.
По организации высшей власти и форме правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия (власть одного) - это государство, где формальным и единственным обладателем власти в стране является монарх (король). Власть, как правило, передается по наследству. В современных условиях монархия может быть абсолютной, неограниченной и конституционной (власть монарха ограничена конституцией и принадлежит правительству, избираемому парламентом).
Республика (общее дело) - государство, где по закону (ко* ституции) единственным источником власти в стране является
народ или его большинство. В свою очередь, республика может быть парламентской и президентской. Различия между парла ментской и президентской республикой состоят в способах фор мирования правительства и степени его ответственности перед парламентом или президентом.
В соответствии с административно-территориальным устройством страны, соотношением полномочий центральных и региональных органов власти государства классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарные государства имеют единую конституцию, жестко подчиненную по вертикали структуру властных органов, делятся на административно-территориальные единицы, не имеющие собственной конституции и законодательства.
Федеративные государства состоят из административно-территориальных и национально-административных единиц, которые связаны между собой единой конституцией, определяющей их статус и предметы ведения, причем внешним суверенитетом наделена лишь федерация в целом. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основных принципов организации федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы власти.
Конфедеративные государства представляют собой союз независимых государств, объединенных, как правило, в целях осуществления совместной оборонной и внешней политики, имеющих иногда единую финансовую систему и денежную единицу. При этом сохраняется полная самостоятельность составляющих конфедерацию государств в других сферах.
По типу государственно-правового режима, т.е. по способу существования государственной власти, приемам, методам и средствам ее поддержания и осуществления, выделяются демократические, авторитарные и тоталитарные государства. В демократическом государстве власть принадлежит народу, существенно ограничиваются возможности государства на вмешательство в личную жизнь граждан, не допускается посягательство на их неотъемлемые права и свободы. Авторитарное государство
характеризуется чрезвычайной централизацией власти в п узкой группы лиц, безусловным подчинением ей народа поп"* нием отдельных прав и свобод граждан, использованием властью террора и насилия. Тоталитарное государство осуществляет полный и всеобщий контроль власти над всеми сферами жизни общества, отдельных индивидов, преследование инакомыслия и оппозиции в интересах реализации каких-либо (чаще всего надуманных) идей и теорий.
Рассмотренная классификация государств не является абсолютной и завершенной. Наряду с выделенными существуют и другие типы государств. Кроме того, на практике могут быть государства, находящиеся в переходном состоянии, не относящиеся ни к одному из перечисленных типов. Как отмечал русский философ и политолог И. А. Ильин, государственный строй не есть пустая и мертвая форма: он связан с жизнью народа, его природой, климатом и размерами страны, с его историческими судьбами и еще глубже - с его характером, религиозной верой, укладом его чувств и воли, его правосознанием - словом, с тем, что составляет и определяет его «национальный акт».
Государство непосредственно включено в систему общественных отношений, активно воздействует на них. Содержание и характер влияния государства на общество, международные отношения наиболее полно и очевидно выражаются в его социальном предназначении и функциях. В них отражаются общественные обязанности государства, закладывающие приоритеты и основные направления его деятельности.
Предназначение и функции государства в истории политической мысли рассматривались по-разному. Так, Платон и Аристотель основное назначение государства видели в утверждении высокой нравственности и ответственности граждан. Г. Гроций и Т. Гоббс - в достижении социального блага и общей безопасности. В марксистской теории государству отводилась роль орудия классового господства и угнетения, построения бесклассового коммунистического общества. В современных условиях принято считать, что социальное предназначение государства состоит урегулировании объективно существующих в обществе социалк но-экономических и политических противоречий, достигни компромисса между различными социальными группамиГсТоТ ми при строгом учете их интересов и потребностей а также в обеспечении основных прав и свобод граждан.
Социальное предназначение государства реализуется в кон кретных функциях, которые проявляются как внутри общества так и в международных отношениях. Они подразделяются на внутренние и внешние. Между функциями государства существует тесная взаимосвязь, так как его внешнеполитическая деятель-ность неразрывно связана с внутриполитическими отношениями, характером государственно-политического устройства общества.' Внутренние функции государства отражают его социальную роль внутри общества. К их числу относятся:
- функция управления и контроля. Обязанности и права современного государства по организации управления и контроля в обществе устанавливаются конституционно-правовыми актами и нормами;
- функция защиты. Государство обеспечивает незыблемость конституционного строя, гарантирует гражданам реализацию их прав и свобод, поддерживает законность и правопорядок, нейтрализует внутренние опасности и угрозы национальным интересам;
- посредническая функция. Государство обеспечивает предотвращение и урегулирование потенциальных и реальных социальных конфликтов. В современном обществе оно призвано устанавливать цивилизованные рамки разрешения конфликтных си-
- социальная функция. Она проявляется в создании достой ных условий жизни граждан, позволяющих им реализовывать разнообразные потребности и интересы; обеспечении справедливого распределения общественных благ; социальной защите нетрудоспособного и обеспечении занятости трудоспособного населения;
- духовно-идеологическая функция. Государство вырабатывает и осуществляет культурную политику, направленную на повышение духовности и нравственности общества. Оно обеспечивает доступ граждан к мировым и отечественным культурным ценностям, определяет духовно-нравственные ориентиры общественного развития.
Внешними функциями государства в современных условиях являются: оборона страны, защита ее суверенитета и территориальной целостности от внешних опасностей и угроз; поддержание и развитие взаимовыгодных отношений во всех сферах жизни с различными государствами мира, взаимодействие с региональными и международными организациями; участие в разрешении глобальных проблем современности, предотвращении опасности и угроз для существования человечества; поддержание мира и стабильности на глобальном и региональном уровнях; участие в миротворческих операциях.
В современных условиях свои функции государство осуществляет во взаимодействии с гражданским обществом. При развитом гражданском обществе часть функций государства или их отдельные аспекты утрачивают свою значимость и необходимость, так как они выполняются структурами и институтами гражданского общества.
Функции государства обусловливают его внутреннюю структуру, которая представлена главным образом государственным аппаратом. Государственный аппарат - это комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для управления обществом и защиты его основных интересов. В различных типах государства складывается разный по структуре и содержанию государственный аппарат Аппарат современного государства, как правило, включает: законодательные (представительные) органы власти, исполнительно-распорядительные органы власти, органы судебной власти, контрольно-надзорные инстанции, органы охраны правопорядка, безопасности и разведки, вооруженные силы. Система и порядок формирования этих органов определяются конституцией страны и другими законодательными актами.
Структуру государственного аппарата необходимо рассматривать как по горизонтали, с учетом функций, выполняемых его различными элементами, так и по вертикали, как систему иерархической организации элементов аппарата (центральные, региональные и местные). Характерной чертой аппарата любого современного государства является его стремление к постепенному обособлению, приобретение самостоятельных интересов по отношению к обществу. В определенных условиях аппарат может стать как над государством, так и над обществом, подчинив их своему диктату. В целом же аппарат выполняет волю правящей элиты. Эффективность деятельности аппарата государства обеспечивается его профессионализмом, уровнем образования, образом жизни, социальной базой формирования, принципами и способами выдвижения государственных служащих, их взаимосвязью с различными слоями общества.
Государство в процессе развития мировой цивилизации совершенствуется и трансформируется в новые типы, адекватно отвечающие состоянию и уровню цивилизованности общественных отношений. В современных условиях оптимальным типом государства, эффективно взаимодействующим с гражданским обществом, является правовое и социальное государство.