Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Легитимность политической власти




Любая политическая власть в процессе своего возникнове­ния, развития и функционирования может по-разному оценивать­ся людьми. При этом диапазон этих оценок достаточно широк: от безусловного признания данной власти до категорического ее игнорирования. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться этой власти означают ее легитимность.

Сам термин «легитимность» (от лат. 1е§Шпш8 - законный) возник в начале XIX в. и выражал стремление сторонников мо­нархии восстановить во Франции после революции власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Тогда же легитимность приобрела и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на междуна­родной арене. В настоящее время легитимность - это обязатель­ный признак цивилизованной власти, признание гражданским обществом и мировым сообществом ее правомерности.

Очень важно отметить то обстоятельство, что легитимность политической власти не означает ее юридически оформленной законности. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Ле­гитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политиче­ский характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, является легальной. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься наро­дом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их к ак орудие организованного насилия. В обществе может сущест­вовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, напри­мер власть теневиков, мафиозных структур, бандитских форми-рованийи др.

Легитимная политическая власть основана на признании гравданами права носителей власти предписывать нормы пове­дения членам общества, на согласии ими принять правление и власть данного класса, партии, движения, социального слоя и т.п. Не сл> чайно говорят: легитимен всякий политический режим, с которым согласен народ. Однако это не значит, что абсолютно все граждане страны принимают данную власть. Находится опре­деленная чдсть общества (несогласное меньшинство), которая не признает и 1 <е принимает даже законно избранную власть. Поэто­му легитимность означает, что большинство членов общества признает имеющуюся власть и выполняет ее законы и решения,

подчиняется этой власти.

Легитимность - социокультурная характеристика политиче­ской власти. Она является результатом эволюции человеческого общества и связана с развитием культуры. Классификация леги тимности производится по типам культур. Большой вклад в ти-пологизацию легитимности власти внес М. Вебер. Он, в частно­сти, выделил три типа легитимности власти, отражающих уро­вень развития культуры в обществе и особенности мотивов при­знания народом данной власти и подчинения ей: традиционный, харизматический и рационально-правовой.

Исторически первым типом легитимности политической вла­сти явилась традиционная легитимность, основанная на праве наследования престола. Она соответствовала нормам традицион­ного общества и обреталась благодаря обычаям, привычке пови­новаться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существовавших порядков. В традиционной легитимности М. Ве­бер выделял две ее разновидности: патриархальную, основанную на отношениях, свойственных патриархальной семье (беспреко­словное повиновение старшим, личный, неофициальный характер взаимоотношений), и сословную, базирующуюся на относитель­ной автономности и безусловном подчинении кодексу чести (присяга, данное слово, обычай и т.п.).

Традиционная легитимность власти наиболее характерна для монархий и отличается прочностью. Поэтому символическое со­хранение наследственного монарха во многих современных де­мократических странах Европы (Англия, Бельгия, Дания, Испа­ния, Швеция) значительно укрепляет авторитет государственной власти, придает ей устойчивость и стабильность.

Второй тип легитимности политической власти - харизма­тическая легитимность. Обычно она присуща обществам, кото­рые переживают стадии модернизации и не освоили демократи­ческие нормы организации своей жизни. Харизматическая леги­тимность основывается на вере граждан в исключительные каче­ства, особый дар, т.е. харизму, лидера, который выделяется из своего окружения. В своей развитой форме харизма - это, по су ществу, сверхчеловек, наделенный особыми качествами. М бер, например, видел образы харизмы в Будде, Христе, Магомете, а также в Перикле, Цезаре, Наполеоне. В XX в. во многих странах сформировалась целая плеяда лилегюк оК„харизмы: В.И.Ленин, И.В. СтГин^"д^ГуТ^11А. Гитлер, Шарль де Голль, Мао Ц^иП^^ЧвР^

Харизматический тип легитимности власти часто Го™ периоды революционных перемен, когда,^1^^ политическая группировка для признания ее население с22 не может опереться на авторитет традиций или же демократе ски выраженную волю большинства. В этом случае она с^на тельно культивирует величие личности своего лидера, авторитет которого освящает институты власти, способствует их призна­нию и принятию населением.

История свидетельствует, что харизматическая власть, как правило, недолговечна. Она существует, пока у нее есть успехи. При первых же неудачах, просчетах люди перестают ее поддери живать.

Третий тип легитимности политической власти -рациональ­но-правовая (легальная) легитимность. Основой ее является ра­ционально понятый интерес, который побуждает людей подчи­няться решениям всех центральных органов власти, избранных демократическим путем и действующих в рамках закона. Рацио­нально-правовая легитимность является результатом длительной социоэкономической и социокультурной эволюции человеческо­го общества. В таком обществе граждане подчиняются не лично­сти руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности власти характерен для демократических государств.

Рассмотренные типы легитимности политической власти в
реальной жизни современных обществ далеко не всегда встреча­
ются в чистом виде. Они, как правило, сочетаются, выступают
смешанной форме, дополняют друг друга. „„яртгя «^

Легитимность политической власти не °*Г**^™ ко названными тремя классическими -^^^^^ гие способы легитимации, а следовательно, и типы *«™^ Например, Дологическая легитимность ^^^^^ средствами идеологического воздействия на массы, вну

людям идеи «справедливости» существующих властных отноше­ний в обществе и государстве. При этом большое значение при­дается пропаганде ценностей, на которых зиждется проводимая властью политика. Государственная пропаганда служит функ­циональной социализации, т.е. признанию массами государст­венной политики и власти, которая проводит эту политику.

В результате обретения тем или иным народом национальной государственности может возникнуть этническая легитимность, т.е. формирование властных структур государства, его политиче­ской и бюрократической элиты по национальному признаку. Эт­ническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности (даже если они составляют меньшин­ство населения страны), манипуляции идеей национального суве­ренитета, несопротивлении лиц некоренной национальности, становлении этнократии. Именно такие процессы характерны для ряда государств, образовавшихся в начале 90-х гг. XX в. на пост­советском пространстве (страны Балтии и некоторые другие). Исторический опыт показывает, что этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией ми­рового общественного развития является установление рацио­нально-правовой легитимности политической власти.

Легитимность не относится к раз и навсегда данной характе­ристике политической власти. Если власть перестает быть эффек­тивной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа. Ее легитимность переживает кризис, который может привести к падению власти. Так было в России в марте 1917 г. и в СССР в августе 1991 г.

Властвующая элита для поддержания высокого уровня леги­тимности своей власти разрабатывает и осуществляет политику легитимации власти, используя для этого различные средства: технократические, социотехнические, идеологические, психоло­гические и др. Технократические средства, например, сводятся к научному и техническому обеспечению политического и эконо­мического курса власти (в законах, инфраструктуре, налоговой системе, финансах и т.д.). Социотехнические средства используются для поиска наиболее безболезненного решения важнейших социальных проблем, например, уменьшения безработицы обеГ печения экологической защиты населения и др. Идеологические средства направлены на пропаганду ценностей, на которых осно вывается политика властных структур, формирование общест­венного мнения в пользу власти. Психологические средства свя­заны с борьбой за умы людей, используются для воздействия на их миропонимание, жизненные, социальные и духовные ориен­тиры. С помощью методов убеждения, внушения и других в соз­нание людей внедряются идеи о том, что политическая власть соответствует их интересам.

В процессе легитимации политической власти большую роль играет учет интенсивности (степени проявления) легитимности власти. Дело в том, что легитимность довольно трудно измерить какими-либо показателями. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы в этих целях. Сре­ди них - уровень принуждения, необходимый для реализации властной воли в обществе и государстве, количественный и каче­ственный анализ попыток свержения правительства или его ли­деров, сила проявления гражданского неповиновения властям, интенсивность забастовок трудящихся, митингов протеста и т.д.

Степень проявления легитимности политический власти можно также определить по результатам выборов в органы вла­сти, массовым демонстрациям, проявлениям поддержки или, на­против, оппозиции правительству, другим властным структурам. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и реализации политических программ также указывает на степень легитимности власти. При этом следует учитывать, что легитимность не тождественна популярности. В целом же легитимность находится в прямой зависимости от эффективности власти. Эффективность власти - это ее результативность, степень осуществления тех функций и ожиданий, которые возлагают на нее народные массы, их большинство, а также наиболее влия­тельные политические и экономические силы общества и госу-дарства - их элита.

В современных условиях легитимность на основе эффе1сгив ности - решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гра­жданами. Любая разновидность легитимности (традиционная ха­ризматическая, рационально-правовая и др.) связана с надеждами населения на эффективность власти. Многие авторитарные ре­жимы власти, носившие на первых порах функционирования не­легитимный характер (например, в Чили, Бразилии, Южной Ко­рее и других странах), на основе успешной экономической дея­тельности, эффективного наведения общественного порядка и повышения благосостояния населения постепенно приобрели ле­гитимность, получили поддержку народа.

В настоящее время в мировом сообществе большое количе­ство государств переживает кризис легитимности политической власти. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявляется в форме политической и экономической нестабиль­ности, частых государственных переворотов, особенно в моло­дых развивающихся государствах. В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для многих посткомму­нистических стран, в том числе и для государств, образовавшихся после распада СССР.

В данной связи следует отметить, что для поддержания ле­гитимности политической власти используются самые разнооб­разные меры и средства: изменение законодательства и государ­ственного управления в соответствии с новыми требованиями времени; создание такой системы власти, легитимность которой основана на традициях населения; легальные меры предосто­рожности; использование личных харизматических качеств ру­ководителей государства и правительства; отделение политиче­ских институтов от вооруженных сил; успешное осуществление государственной политики, экономических и социальных про­грамм; поддержание на должном уровне законности и правопо­рядка и др.

Как показывает практика, в конечном счете процесс поддер­жания легитимности политической власти, прочность и эффек­тивность этой власти зависят от интеллектуального потенциала и энергии ее субъектов, от их способности воспользоваться благо
приятными факторами и умения нейтрализовать неблагопоият
ные. Постоянное воспроизводство легитимности власти делаГ~
прочной и надежной.

Власть как социальный феномен | одно из фундаментальных начат развития и функционирования человеческого общества. Она представляет собой особые волевые отношения между людьми в процессе их совместной деятельности, когда одни люди (субъекты) с помощью различных средств (ресурсов) побуждают к действию других (объекты) для достижения определенных целей.

Власть существует всегда и везде, где есть устойчивые объ­единения людей: в семье; производственных и других коллекти­вах (в том числе воинских); организациях и учреждениях; госу­дарстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной поли­тической властью, которая представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социаль­ной группы, индивида проводить в жизнь свою волю в сфере политики. Ядром этой власти, ее основным содержанием явля­ется государственная власть.

Политическая власть в процессе своего функционирования может по-разному восприниматься и оцениваться людьми. По­ложительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права властвовать, управлять и согласие подчиняться ей выра­жаются понятием «легитимность». Легитимная политическая власть эффективно мобилизует большие массы людей на дости­жение общественно значимых целей, поскольку пользуется дове­рием этих масс.

Литература

1. Власть в жизни и наука о власти: Словарь-справочник / Под общ. ред. В. Ф. Халипова. - М.: Витязь, 2004.

2. Громыко А. А. Политическая власть. - М.: Об-во «Знание» РФ,

2000. -ШШШ 'ш- ЙЙ&'

3. Конфисахор А.Г. Психология власти. - СПб., 2004.

А.Ледяев В.Г. Власть: Концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН,

2001. :Т ШШ ж

5. Луман Н. Власть: Пер. с нем. - М: Праксис, 2001.

6. Полищук В.Д., Федорова А. М. Легитимация политической власти в России: Полемические заметки. - Саратов, 1999.

7. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2002.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.