Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеи в России в XVIIII начале XX в




На рубеже XVII - XVIII вв. Россия вступила в новый 1п

своего развития, одной из особенностей которого явилось пп «

разование сословно-представительной монархии в абсолют

Процесс оформления абсолютной монархии завершился в пе^

четверти XVIII в., во время царствования Петра I В -туг пл

г- 1 г -ли| период

идейное обоснование принципов абсолютизма, самодержавия

литической мысли.

Наиболее видными политическими мыслителями первой по­ловины XVIII в. были теоретики «гнезда Петрова» (А. С. Пуш­кин): Феофан Прокопович (1681 - 1736) - автор «Слова о власти и чести царской», «Регламента, или Устава Духовной Коллегии»- Василий Татищев (1686 - 1750) - создатель «Истории Россий­ской с самых древнейших времен»; Иван Посошков (1652 -1726) - автор «Книги о скудости и богатстве» и др. Будучи сто­ронниками идеи просвещенного абсолютизма, эти мыслители рассматривали государство в качестве гаранта общественного блага, как силу, обеспечивающую «общенародную пользу» и способную «внимать разуму подданных». В то же время они по­нимали, что в условиях отсутствия демократических институтов все преобразования в стране могли осуществляться только свер­ху, «от царя». Реформы приобретали силу закона лишь тогда, ко­гда они были санкционированы верховным обладателем власти -государством. Несогласие с государственной властью и издавае­мыми ею законами не допускалось, носитель верховной власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые его деис - вия оправдывались государством. Вместе с тем «просвещение абсолютизм», по мнению Ф. Прокоповича, не может отождеств­ляться с произволом верховного правителя.

I Во времена правления Екатерины II (вторая половина XVIII в.) происходили процессы разложения феодализма и фор­мирования капиталистического уклада, нарастали противореч^ между дворянством и крестьянами. Крестьянские восстан ставили задуматься передовых людей России о судьбах спи.™
побудили их критически оценить существующие государствен
ный строй и уклад общественной жизни. Все это привело к идей
ной поляризации политической мысли. Утвердилось несколько её
течений: консервативно-аристократическое, либерально-рефор­
маторское и радикальное. ^ ч» р

Приверженцы консервативно-аристократического течения политической мысли настаивали на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступали против про­светительских идей и одновременно критиковали отдельные про­явления политики самодержавного государства. Известным пред­ставителем этого течения был князь Михаил Щербатов (1733 -1790). Свои позиции он изложил в трудах: «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов», «Путешествие в землю Офирскую швейцкого дворянина С.», в которых отстаивал поли­тическую идеологию феодальной аристократии.

Идеологами либерально-реформаторского течения отечест­венной политической мысли были Семен Десницкий (1740 -1789), Николай Новиков (1740 - 1789), Яков Козельский (1728 -1794) и др. Главное содержание этого течения составляла про­грамма «просвещенного абсолютизма», предполагавшая модер­низацию общественно-политических отношений с учетом идей просветителей Запада. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали про­извол крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бес­перспективность крепостного права с точки зрения возможностей Дальнейшего экономического и промышленного развития России, говорили о важности моральных устоев в политике. Они обраща­ли внимание русского общества на необходимость отмены крепо­стного [.трава, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительства, способ­ного выражать общественное мнение.

В рамках радикального отношения к существующему обще­ственно-политическому строю в XVIII в. возникло револющонно-демократическое течениие политической мысли V иртл^л

* *? 3 ^1^1 ОКОВ КО-

торого стоял Александр Радищев. В своем произведении «Путе„ шествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал самод ж жавие и крепостничество через правдивое и сочувственное и ? бражение настоящей жизни русского народа. В будущем воззре­ния Радищева повлияли на политические взгляды организатооо Декабрьского восстания 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, среди которых были: Павел Пестель, Кондратий Ры­леев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский и другие, те, кто отстаивал республиканские идеи и был казнен за это.

В первой половине XIX в. наряду с развитием теории и прак­тики консерватизма и радикализма в России увеличилось и число сторонников идей классического либерализма. В это время под влиянием процесса укрепления капиталистического уклада был создан ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений и реорганизации органов государственного и местного управления. Активным сторонником таких преобразований был граф Михаил Сперанский (1772 - 1839). Им в 1809 г. по заданию Александра I были разработаны несколько конституционных про­ектов, а во «Введении к Уложению государственных законов» из­ложен проект преобразований государственной системы России. М. Сперанский исходил из того, что никакое правительство, с ду­хом времени несообразное, против его всемощного действия усто­ять не может. Он настойчиво развивал идею о необходимости раз­деления властей. Сторонниками либерально-реформистского идей­ного направления были П. Анненков, И. Вернадский и др.

Реформаторские идеи политических преобразований нашли свое отражение в работах Николая Карамзина (1766 \ъ2Ь) - «История государства Российского» и «Записки о древней и но­вой России в ее политическом и гражданском отношениях»- Н. Карамзин изложил свои взгляды относительно форм правле­ния, политических режимов, содержания законов, подверг ар ментированной критике тиранию. Он был противником раздния властей и сторонником крепкой власти монарха, ведя речь о том, что «Россия основывалась победами и единоначалием гибла от розновластия, а спасалась мудрым самодержавием '» Дво рянство рассматривалось им как сословие, которое должно поль­зоваться особыми привилегиями, уважением и достатком М. Сперанский и Н. Карамзин были идеологами самодержавного либерализма, реформаторским идеям которых в то время не суж­дено было реализоваться.

Большую роль в развитии политической мысли России сыг­рали «Философские письма» русского мыслителя и публициста Петра Чаадаева (1794 - 1856). Проблемы, поднятые им, обостри­ли идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе по­лемики сложились два течения в российской общественно-политической мысли - славянофилы и западники. Славянофи­лы, видными представителями которых стали И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин и другие, выступили с об­основанием особого, отличного от западного пути развития Рос­сии, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, право­славии как единственно истинном христианстве. Западники же, среди которых необходимо отметить В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, напротив, выступали за развитие России по западноевропейскому пути, критикуя официальное народничест­во одновременно с самодержавием и крепостничеством.

Видным теоретиком второй половины XIX в. был Борис Чи­черин (1828 - 1904). Он отстаивал идеи консервативного (охра­нительного) либерализма - идеологию умеренной интеллиген­ции, стремящейся расширить общественные преобразования на основе диалога с властью. Суть либерализма, считал он, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, который в таком качестве вступает в общество. При этом государство обес­печивает безопасность, определяя и защищая права и свободы, а частное благ о — цель гражданского общества.

С середины XIX в. в политической мысли России с новой си-Лой стала обсуждаться проблема особой общечеловеческой миссии русского народа, поднятая еще прародителями славянофилы: К наиболее типичным общественным мыслителям, работает ^ этом направлении, следует отнести Н. Данилевского (1822 - ш^ автора книги «Россия и Запад», К.Леонтьева (1831- 1891!' Л. Тихомирова (.1852 - 1923), В. Соловьева (1853 - 1900).

В конце XIX - начале XX в. классические либеральные идеи несколько утратили свою популярность. Их распростране­ние преимущественно осуществлялось в кругах вузовской интел­лигенции и среди разночинцев. Одним из ведущих идеологов ли­берализма в этот период стал Сергей Муромцев. Либеральные идеи разделяли П.И. Новгородцев, Максим Ковалевский, Нико­лай Коркунов и другие. П. Новгородцев был представителем кон­ституционного либерализма. С умеренно-либеральных позиций выступал М. Ковалевский. Либерально-консервативные идеи раз­деляли С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.Б. Струве.

Сторонниками самодержавно-помещичьей идеологии были А.И. Гучков, Г.Е. Львов, В.М. Пуришкивеч, М.В. Родзянко и дру­гие. За рамки модернизации существующего строя не выходили и реформы П. А. Столыпина.

Широкое распространение во второй половине XIX в. по­лучили идеи революционного демократизма. Видными предста­вителями этого направления были: В. Белинский, Н. Чернышев­ский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Добролюбов, П. Тка­чев, Н. Михайловский и др. Революционеры-демократы, глубоко веря в светлое будущее народа, выражали глубокую ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравнопра­вию. Большое внимание они уделяли национальному вопросу, который обосновывали с позиций права наций на самоопределе­ние. В 70-е гг. традиции революционного демократизма нашли свое продолжение в идеологии и практике революционного родничества, в рамках которого принято выделять три осно* направления: «пропагандистское» под руководством II. - авР «заговорщическо-террористическое» во главе с П. 1кач «анархистское», идеологами которого были М. Бакунин и «*"■ °бЩаЯ УСтаН°ВКЯ Нар°даиков - ™ идея о возможности пе­
рехода российского общества к социализму посредством^,™"
ской общины, минуя стадию капитализма. «ч»стьян-

Процесс развития политической мысли в России в конце XIX -начале XX в. дополнился появлением на политической арене оте явственных марксистов и их идей, которые развивались в услови ях идейно-политической борьбы с традиционными доктринами консерватизма и либерализма. Появившийся в народнической окраске марксизм стал затем течением в среде демократической интеллигенции и городских рабочих. Марксисты потеснили при­верженцев идеалов народников, а в начале XX в. - неонародни­ков (эсеров). Отцом русского марксизма считается Георгий Ва­лентинович Плеханов, прошедший трудный путь от народниче­ства к марксизму.

Российская социал-демократия, стоявшая на платформе мар­ксизма, раскололась в 1903 г. на два течения - большевизм и меньшевизм. Наиболее яркими выразителями идеологии больше­визма стали Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924), Николай Ива­нович Бухарин (1888 - 1938) и Иосиф Виссарионович Сталин (1879 - 1953). В своей первой крупной работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» В.И.Ле­нин определил марксизм как революционное учение. Он призы­вал к беспощадной борьбе с буржуазной демократией, рефор­мизмом и либерализмом. Идеологи меньшевизма Г.Плеханов (1856 - 1918), Ю. Мартов (1873 - 1923) и другие делали акцент на Реализации экономических требований пролетариата, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразова­ниях, полагали, что Россия должна пройти долгий и трудный

пУть капиталистического развития. „~„А» пр.

Идеи марксизма захватили известнейших представителей^

Редовой русской интеллигенции, таких как Н.Ьерд,
«ков, П. Струве, С.Франк, М. Туган-Барановскии и друтие, кс-
т°рые стали основателями легального марксизма.

кормившегося в 90-е гг. XIX в. Легальные марксисты критвали революционный (ортодоксальный) марксизм, поддержав лишь те его положения, которые обосновывали неизбежное перехода от феодализма к капитализму, отвергая социализм как закономерное следствие объективного процесса экономического развития общества. Выступая против идеалов русского радика­лизма, они предложили свою программу, которая содержала главным образом положения этического свойства: признание ин­теллигенцией своей ответственности за происходящие в общест­ве процессы, необходимости самосовершенствования личности эволюционного изменения социально-экономических и полити­ческих условий под влиянием духовных факторов1.Они также считали, что необходимо отказаться от политических крайностей в трактовке идей марксизма, реализация которых возможна лишь путем осуществления пролетарской революции.

Борьба идей привела нашу страну к первой русской револю­ции 1905 - 1907 гг. и созданию думской монархии. В дальнейшем идеология большевизма стала основой развития революционного радикализма, а революции 1917 г. надолго определили ее доми­нирующую политическую роль, что окончательно развело сто­ронников других концепций дальнейшего развития России на множественные, порой непримиримые идеологические позиции. Их неоднозначное восприятие обществом, отсутствие порой чет­ких и ясных путей практической реализации во многом опреде­лили развитие основных направлений российской социально-политической мысли в XX в.

3. Идейно-политическая доктрина в СССР

Эволюция отечественной политической мысли после Ок­тябрьской революции 1917 г. была связана с реализацией на практике политической концепции большевизма, выработан­ной его идеологами, и в первую очередь В. И. Лениным. Идейную

См.: Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторс ва. М.: Юрайт-издат, 2005. С. 103.основу этой концепции составило учение о классах и классовой борьбе, классовой природе государства, разработанное К. Марксом. Положения этого учения В.И. Ленин и его соратни­ки использовали для обоснования необходимости диктатуры пролетариата в России, создания нового механизма власти.

Основу ленинского подхода к государству и власти состави­ло положение о классовости как неотъемлемой черте такого со­циального образования, как общество. Политическая власть рас­сматривалась в нем как диктатура экономически господствующе­го класса. В.И. Ленин считал, что пролетариат, разрушив буржу­азную государственность, должен на ее месте создать свой, принципиально новый тип государственности. Новая государст­венность виделась им не только в сломе бюрократических и во­енных институтов, ликвидации репрессивного аппарата, замене ключевых постов управления государством, но и в отказе от тер­риториального принципа формирования представительных учре­ждений, от принципа разделения властей, принципа равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принад­лежности) перед законом и от многих других начал демократиче­ского устройства общества.

Государственной формой диктатуры пролетариата, писал В.И. Ленин, должна быть Республика Советов, которая сочетает черты государственности и общественной организации, соеди­няющей элементы представительной и непосредственной демо­кратии. Советы - учреждения, которые одновременно и законо­дательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют вы­полнение своих законов. В то же время деятельность Советов Должна постоянно контролироваться со стороны большевистской партии: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия

большевиков»1.

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демо­кратии, о соотношении Коммунистической партии и Советскогогосударства, о его экономических функциях, территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. В то же время Ленин являл­ся сторонником отмирания государства, «... ибо в обществе без классовых противоречий (каковым Ленин мыслил будущее ком­мунистическое общество) государство не нужно и невозможно»1. Окончательное отмирание государства Ленин связывал с рядом социально-экономических и культурных условий: высочайшим развитием производительных сил, воспитанием «нового» человека, исчезновением социально-антагонистических отношений и т.д.2

Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина о политической организации общества, по сути, стали основой государственной идеологии, утвердившей руководящую роль в общественном развитии сначала партии большевиков, а затем Коммунистиче­ской партии Советского Союза, общие принципы организации политической жизни советского общества. Разработка и реали­зация этой идеологии осуществлялись в острой идейно-полити­ческой борьбе. Так, до середины 30-х гг. XX в. наряду с офици­альной марксистско-ленинской идеологией в политической жиз­ни страны возникали отличные от нее идейно-политические платформы, идеологами которых были Л. Троцкий, Н. Бухарин, Л. Каменев и другие.

Кроме того, русскими эмигрантами и советскими диссидента­ми разрабатывались различные идейно-политические концепции, в которых давалась оценка сложившегося в России политического строя, выдвигались идеи по поводу его переустройства и перспек­тив политического развития. Среди них можно выделить взгляды «сменовеховцев», получивших свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 г. «Сменовеховцы» высту­пали как сторонники национал-большевизма, отстаивали нацио­нальный характер русской революции, укрепление России как ве-

1 Там же. Т. 33. С. 29.

м': Ист°рия политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 623-630. ликой державы, расширение ее влияния на Восток НяиК ным их представителем являлся Н. Устрялов. СледуеГоТм^Г* также идейные течения евразийства (Н. Трубецкой л. КарсГвГ П Савицкий, П. Сувчинский), неомонархизма (И Ильин П Ф ренский), христианского социализма (С. Булгаков, Г ФедоЗ>" В своих работах «евразийцы» отстаивали ведущую роль право славной идеологии, самобытность России как евразийской держа вы. Неомонархисты разрабатывали концепцию правового обосно­вания сильной власти (монархии). С идеалами православия связы­вали свои надежды о будущем Отечества сторонники христиан­ского социализма. Господствующую же идеологию в этой среде составляли идеи антикоммунизма, которые особенно ярко вырази­лись в раннеэмигрантском творчестве Н. Бердяева и С. Франка -сторонников теории социального иерарахизма1.

Среди многочисленных деятелей русского зарубежья особая роль в развитии русской политической мысли принадлежит Петру Струве (1870 - 1944) и Питириму Сорокину (1889 - 1968). П. Стру­ве, стоявший у истоков российской социал-демократии, а затем перешедший в лагерь сторонников государственного либерализма, развивал идеи об особой культурной роли интеллигенции в ее взаимоотношениях с государством, а также о роли государствен­ности. По его мнению, государство - такой «организм», который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины -основному условию государственной жизни. П. Струве призывал «пойти на выучку к капитализму», с тем чтобы содействовать культурному развитию России. После 1917 г. он критиковал ком­мунистический политический режим, но не ратовал за восстанов­ление дореволюционных порядков, а выступал за установление ^длинно нового порядка с «прочно огражденной свободой лица сильной правительствующей властью»".

Щ П. Сорокин в историю мировой науки в большей как один из основателей современной социологии П МвРб В°Шел ки из Советской России (1922) он сосредоточил особо^ ВЫСЬ1ГЬ на проблемах социальной организации, дезорганизац НИМание низации, что позволило ему исследовать причины про Рб°рГа" ших в обществе социальных, в том числе и политически^0^ мен. Сорокин считал, что преобладающая в данную эпоху с"^ ма представлений (истин, ценностей) образует основополаг°Те* щий детерминант для социокультурной динамики, определю" щий общую природу данного искусства, философии, религии этики, экономики и политических отношений. В середине 40-х гг' он высказал и обосновал мысль о том, что фундаментальные идеалы двух обществ (капиталистического и социалистического) созвучны. В соответствии с этим и опираясь на циклические за­кономерности великих революций Сорокин сделал предположе­ние, что после деструктивной фазы (упадка коммунизма) наста­нет период роста новой, жизнеспособной России.

С приходом к власти И.В. Сталина, формированием ос­нов тоталитарного политического режима, начиная с середины 20-х гг. XX в., всякий идейный плюрализм в общественной оте­чественной мысли был постепенно свернут. Сталин взял на себя в течение почти трех десятилетий роль безусловного охранителя и толкователя ленинских идей. Свою позицию он выражал в те­зисе «Ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенно сти» и затем уточнял: «... основным вопросом ленинизма,! отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о ди туре пролетариата». Тексты, вышедшие из-под пера Ст как правило, несли на себе печать явного догматизма, пол

ния и идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина использовали

п^ъективном/ им как непререкаемые истины, неподвластные сдл>*

изменению временем. ности

Особое внимание в своей теоретической деятельн ^ И.В. Сталин уделял обоснованию места и роли насилия ^ низации и осуществлении диктатуры пролетариата, кащего класса в социалистическом обществе Он силие в любых ситуациях является имманентно пГ™**' ЧТ° На" знаком диктатуры пролетариата. Объявив диктатур™ "РИ~ риата основным вопросом ленинизма, Сталин максим ПР°Лета" пользовал это для укрепления культа личной власти ЛГ° И°" тябрьской России. Будучи незаурядным политическим деятелем на практике он прибегал к популизму, понимая, что поддепж™ масс можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовыми партийцами обыкновенными гражданами.

В теоретической деятельности И.В. Сталина особое место занимало определение статуса и функций Коммунистической партии. Он отводил ей роль «ордена меченосцев», члены которо­го спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. В Конституции СССР 1936 г. была юридически закреплена моно­польно-руководящая роль Коммунистической партии, ее дикта­тура в советском обществе.

В период тоталитарного правления И.В.Сталина вряд ли можно было вести речь о существовании каких-либо иных соци­ально-политических концепций, связанных с поиском альтерна­тивного пути развития общества. Всякие попытки выработать иную, отличную от официальной партийной, идейно-теоретичес­кую точку зрения сразу пресекались жесткими мерами.

Смерть И.В. Сталина в 1953 г. стала определенным рубико-
ном в развитии политической мысли в Советском Союзе. Пред­
принятые политическим руководством страны попытки опреде­
ленной демократизации общественных отношений, смягчения
политического режима и идеологической ситуации в обществе
создали условия и возможности для расширения рамок полетело
гических исследований, позволили выйти на более ™™к™^
вень обсуждения теоретико-методологических ПР^Л ной

ч**ой науки, выяснения ее роли в ^образовании ^

Действительности. Однако и в это время "^™ маркси-

"Ринципиально оставалась под определяющим^л" нейшйХ „у. стско-ленинской идеологии, а дискуссии вокрутей развития Советского государства и общественно

кого устройства страны не выходили за рамки папГ^11460"

дарственной доктрины. ад»7ГИино-госу,

Вплоть до 80-х гг. в основе идейного обоснования „ун­
циально-экономического и политического развития с °°~
ла теория общественно-экономической формации со^таТн?**
стью которой было учение о социализме как первой фазе к ^
низма. В 70-е - начале 80-х гг. это учение развивалось в рамГ
концепции развитого социализма, идеологи которого утвержд
что развитое социалистическое общество - это целостная
плексно и всесторонне развивающаяся на собственной оснсГ"
система, которая располагает гигантскими возможностями и по
имуществами перед капитализмом1.

С середины 80-х гг. предпринималась попытка демократи­зации советского общества, процесс которой возглавил Гене­ральный секретарь ЦК КПСС, а в дальнейшем и Президент Со­ветского Союза М.С. Горбачев. Им была выдвинута идея корен­ной перестройки всех сфер жизнедеятельности общества на осно­ве перехода от прежнего, философско-догматического политиче­ского видения мира к его рациональной оценке и осмыслению с учетом существующих исторических реалий. Такое видение мира получило название «нового политического мышления» и пред­ставляло собой систему идей, взглядов и ценностей, отражающих целостность, взаимозависимость и взаимообусловленность сло­жившегося к концу XX в. противоречивого мира. Оно предпола­гало осознание необходимости взаимодействия народов и стран в интересах их выживания в ядерный век, представляло собой ме­тодологию формирования международных отношений, обеспечи­вающих складывание ненасильственного, демократического

рового сообщества. и

Щ После распада СССР начался процесс деидеоЛ°™** ее российской политической мысли, который был обусл<

1 См.: Политология: Учеб. пособие для вузов / Б.И. Каверин, мидов. М.: Юнити-Дана, 2004. С. 115.гЛубокой интеграцией в мировую политическую науку. Появи­лась вариативность политических идей, теорий, концепций, объ­ясняющих политическую действительность, место и роль в ней российского общества. Для отечественной политической науки открылись новые горизонты познания политической сферы об­щества, политики, политической власти, взаимоотношений об­щества и государства. Политическая мысль, освободившись от тотального партийного контроля, значительно расширила грани­цы своего научного поиска, объектно-предметного поля иссле­дований и устремилась к более детальному исследованию воз­можностей либерализации общественных отношений, приобще­ния российского общества к мировой системе ценностей.

На фоне резкого обострения ранее накопленных проблем, возникновения совершенно новых, неизвестных российскому обществу трудностей, связанных с капитализацией обществен­ных отношений, происходит резкая поляризация сторонников различных политических концепций. На арене политических ба­талий появляются идеологи и приверженцы различных полити­ческих течений от демократических до ультрарадикальных. Спектр их суждений и идейно-политических позиций охватывает всю палитру существовавших когда-либо политических теорий, учений, концепций как апологического характера, оправдывав­ших существование исторически сложившихся политических форм и институтов, так и находившихся на службе социально-политических утопий и анархизма, отрицавших необходимость любого управления, любой государственности.

Выделяя такой этап процесса развития политической мыс­ли, как «политические идеи и концепции в современной Рос-Сии», необходимо заметить, что он требует серьезного осмысле­ния и научно-теоретических исследований. Это связано с тем, 1,то появившиеся политические концепции и доктрины общест­венного развития очень разнообразны, теоретически необосно­ванны, слабо отражают интересы и потребности всех слоев рос­сийского общества, не носят определяющего характера, не представляют собой идеологическую доминанту, способную об динить прогрессивные слои общества и направить их усилия прогресс России. Еще предстоит серьезный анализ идейно-политических воззрений, взглядов и идей современных отечес венных мыслителей, в той или иной мере определяющих совре­менную политику, деятельность социально-политических сил борющихся за власть и влияющих на перспективы обществен­ного развития.

Российская политическая мысль формировалась и развивалась в русле общемировых научных теорий и концепций, сохраняя при этом свои самобытность и национальные особенности. В центре внимания отечественных мыслителей всегда были и остаются ак­туальные проблемы государства, политики, власти, свободы, спра­ведливости и т.п. На протяжении всей российской истории поли­тические идеи, теории и концепции оказывали определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

В наше время отечественная политическая мысль отражает глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, иг­рает существенную роль не только в научном обосновании скла­дывающихся в российском обществе отношений, но и в их миро­воззренческой, духовной и идеологической оценке. Большое зна­чение в этом плане имеют наиболее авторитетные, получившие историческое признание классические политические учения, тео­рии и концепции. Сегодня идет поиск национальной идеи, способ­ной объединить российский народ, стать ориентиром дальнеишег развития России, обеспечить выход страны на позиции одной I самых развитых стран мира.

Литература

1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Рук. проекта ГЮ. Семигин.Ш}Л.: Мысль, 1997.

2. Вершинин М. С, Козырева Л. Д. История политических учений Рос­сии: Конспект лекций. - СПб., 2000.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. ^ изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В. С. Иерсесянца. - М.: Норма-ИнФра,2003.

4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. -2"е ИЗА- / Под общ. ред. проф. О. Э. Лейста. - М,: Зерцало, 2004.

5- Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых УЧений России: Хрестоматия. - М.: Юристь, 2003. 6. Политическая мысль в России: Словарь персоналий (XI в.

! м * *7 ч.

-).-М.: Университет, 2000. г м-

'ЧанышевА.А. История политических учений: Учеоник.-Ьелби: Изд-во «Проспект», 2005.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 582 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.