Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические учения Нового и Новейшего времени




Начало зарубежного Нового времени (XVII в.) связано с се­куляризацией общественных отношений, первыми буржуазными революциями в Европе и радикальными изменениями в социаль­но-политической жизни многих стран мира, которые обусловили развитие наиболее прогрессивных политических идей прошлого и формирование новых мировоззренческих представлений о судьбах человека и общества, о политике и власти. В трудах Гу­го Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632 - 1704), Бенедиктина Спинозы (1632 - 1677) и дру­гих получили оформление теория естественных прав человека и концепция общественного договора. Главная идея теории естест­венных прав человека заключалась в том, что все люди от рожде­ния равны в своих правах, являются свободными в убеждениях и действиях, в обладании принадлежащей им собственностью и~ ВобенЖ Шесть^иТо^дарстве // Антология мировой полити­ческой мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. 1. с. зш. распоряжении ею, имеют право на гарантированную защиту всяких проявлений произвола и т.д. Эта идея была развита в к ^ цепции общественного договора, благодаря которой радикаль изменился господствовавший прежде взгляд на природу и харя тер государства, роль публичной власти в обществе.

Теория естественных прав человека и концепция обществе ного договора стали основой выдвижения и обоснования новы политических идей. Так, в развитие ранее сложившихся пред­ставлений о государстве Г. Гроций выдвинул идею о том, что \ людей, существовавших в «естественном состоянии», не было государства и частной собственности. Лишь убедившись на соб­ственном опыте в безысходности борьбы с насилием, они добро­вольно объединились в государство. Эта идея по-своему тракто­валась Т. Гоббсом, который называл естественным состояние когда нет власти, держащей людей в страхе, состояние «войны всех против всех». Люди полностью отказывались от естествен­ных прав и передавали их государству, власть которого призна­валась ими суверенной и абсолютной.

Дж. Локк, исходя из представления о «естественном состоя­нии» общества, считал, что уже в догосударственном состоянии существовали права и свободы человека. В естественном состоя­нии все подчинялось законам природы, которые сводятся к тому, что все равны и независимы, никто не смеет лишать другого жиз­ни, свободы и имущества. Однако соблюдение этих законов не­возможно, так как у каждого человека свои интересы, не все при­держиваются определенных правил поведения, а судьей в любом деле является сам человек, который небеспристрастен и нередко несправедлив. Поэтому люди заключали общественный договор, по которому создавали государство, призванное обеспечить за­конность и порядок, заменить неопределенность естественного права ясными законами и беспристрастными учреждениями В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал необход^ГьГпГГй отказ людей от естественных прав в пользу государства. Права на жизнь, свободу и частную собственность, полагал он, являются неотчуждаемыми. Организационный порядок государственной власти определялся им в теории разделения властей Согласно этой теории в государстве существует три вида власти: законода­тельная (с правом издавать законы), исполнительная (наделенная правом проводить законы в жизнь) и федеративная (занимающая­ся вопросами внешней политики). Законодательная власть явля­ется верховной. В учении Дж. Локка много внимания уделялось формам государства, системе государственного правления, усло­виям и факторам его организации и функционирования.

Б. Спиноза (французский философ-материалист) вошел в ис­торию политической мысли как создатель концепции демокра­тии, основатель теории демократического преобразования обще­ства. Демократию он рассматривал как свободу сохранения и преумножения частной собственности, признание идеи общест­венного договора. Он связывал ее с разумом, рациональностью государственных законов, подчинением как осознанной необхо­димостью поведения людей.

Большой вклад в развитие политической мысли в Европе в ХУШв. внесли представители французского Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755),Франсуа Вольтер (1694 -1778), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Главной темой политико-правовой теории Монтескье была политическая свобода, осно­ванная на справедливых законах и надлежащей организации го­сударственности. При этом он отмечал, что политическая свобода состоит не в том, что\5ы делать то, что хочется, а «... делать все, что дозволено законами». Обоснование идеала политической свободы мыслитель связывал с рассмотрением форм государства: республиканской (демократия и аристократия), монархической и деспотической. Республиканская и монархическая формы госу­дарства, считал он, при определенных условиях обеспечивают такое политическое управление, при котором возможна полити­ческая свобода, исключается злоупотребление властью; для обес­печения законности и свободы как в республике, так и в монар­хии должно существовать разделение властей. Монтескье выде­лял законодательную, исполнительную и судебную власти. По­мимо разграничения их компетенции предполагалось предоставление этим властям специальных полномочий, чтобы они огра­ничивали и сдерживали друг друга. Это был большой шаг вперед по сравнению с учением Дж. Локка.

Французский писатель и философ Ф. Вольтер вошел в исто­рию общественной мысли как обличитель католической церкви религиозного фанатизма и мракобесия. Критика догматических постулатов католической церкви и феодальных порядков осуще­ствлялась им с позиций рационализма. Вольтер считал, что на смену деспотическому правлению придет царство разума и свобо­ды. Политическую организацию будущего общества разума он видел в неуклонном соблюдении законности и либеральных мето­дов осуществления власти в республиканской форме правления.

Одним из великих мыслителей эпохи Просвещения был Ж.-Ж. Руссо. Проблемы общества, государства и права рассмат­ривались им с позиции обоснования принципа народного суве­ренитета. Основным содержанием его учения явилась концеп­ция общественного договора, в которой были сформулированы идеальные представления о государстве и праве. Согласно этой концепции государство образуется в процессе перехода общест­ва от естественного к гражданскому состоянию путем заключе­ния общественного договора между людьми, образования ассо­циации равных и свободных индивидов, организационной фор­мой которой выступает республика. Эта идея наряду с принци­пами народного суверенитета, равенства и свободы составила ядро политической программы Ж.-Ж. Руссо. Народный сувере­нитет, по взглядам Руссо, неотчуждаем и неделим, не нуждается в разделении властей. Системе разделения властей философ противопоставил необходимость разграничения функций орга­нов государства.

Немаловажный вклад в развитие политической мысли XVIII в. внесли сторонники французского социализма. Его вы­дающимися представителями были: Жан Мелье (1664 - 1729), Морелли (годы жизни неизвестны), Габриель Бонно де Мабли (1709 - 1785), Гракх Бабеф (1760 - 1797). Резко критикуя абсо-лютистско-монархистские порядки, философы противопоставляли им идею народного государства, переход к которому воз­можен только через революцию. Основу нового государства по их мнению, должны были составить полная ликвидация частной собственности и передача всей полноты власти в руки револю ционного правительства щ Национального собрания

Особый этап в зарубежной политической мысли связан с периодом борьбы США в конце ХУШ в. за независимость и с теоретической деятельностью ее идеологов: Бенджамина Франк­лина (1706 - 1790), Томаса Пейна (1737 - 1809), Томаса Джеф-ферсона (1743 - 1826), Джона Джея (1745 - 1829), Джеймса Мэ­дисона (1751 - 1836), Александра Гамильтона (1757 - 1804) и др. Главное внимание в своей теоретической деятельности мыс­лители уделяли разработке проблем государства и государст­венного правления, взаимоотношений общества и государства, демократии, прав человека, административно-территориального устройства страны; подготовке Конституции США. Ими была выдвинута и обоснована идея демократической республики как наиболее оптимальной формы осуществления власти народа и федерального устройства США, обеспечивающей реализацию принципа республиканского самоуправления штатов. Заслугой американских ученых явилось обоснование различий между обществом и государством, необходимых условий для соблюде­ния прав человека. Большое внимание они уделяли характери­стике форм правления, основной среди которых считали рес­публиканскую форму. В трудах этих мыслителей, с учетом спе­цифики формирования органов государственной власти, полу­чила дальнейшее развитие теория разделения, баланса и равно­весия властей. Выдвинутые и обоснованные ими идеи легли в основу Конституции США, принятой в 1788 г.

В XIX в. в развитии зарубежной политической мысли насту­пил качественно новый этап, связанный с ориентацией теоретиче­ских идей и концепций на ^^гш^ов^^^^ определенных социальных образований. В соотве™™^° ' ^_ -ьной дифференциацией обшества ^^^^^ новные мировые идейно-политические течения, лиоераллтизм и социализм, содержание которых базировалось на достижениях политической мысли прошлых столетий и находит отражение в современных модификациях этих течений.

Либерализм (от лат. ИЪепШв - свободный, независимый) -ведущее направление западной политической мысли, особенно первой половины XIX в. Его корни - в трудах крупных мысли­телей XVII - XVIII вв., таких как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, Ф. Вольтер, А. Смит, и других, которые выражали ин­тересы зарождавшейся в Западной Европе буржуазии, являлись ее идеологами в борьбе за государственную власть. В классиче­ском либерализме воплотились их идеи: об абсолютной ценно­сти человеческой личности; о неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и собственность; о договорном характере от­ношений государства и индивида; об ограничении объема и сфер деятельности государства; о верховенстве закона и разде­лении властей; о рационализме и вере в прогресс и др. Мировоз­зренческие, политические и экономические идеи и принципы либерализма в ХГХ в. получили развитие в работах Иере­мия Бентама (1748 - 1832), Бенжамена Констана (1767 - 1830), Вильгельма фон Гумбольдта (1767 - 1835), Алексиса де Токвиля (1805 - 1859), Джона Стюарта Милля (1806 - 1873), Герберта I Спенсера (1820 - 1903) и других ученых. Ими разрабатывались, главным образом, принципы гражданской свободы и демокра­тии, раскрывались и обосновывались место и роль государства в системе общественных отношний. В XIX в. кроме либерализма широкое распространение как
политическая идеология получил консерватизм (от фр. сопзегуа-
Й8те и лат. сошегуо - охранять, сохранять). В отличие от либе­
рализма консерватизм не имел устойчивого идейного ядра и
принимал разные формы в разные исторические периоды. Идей- '^1

ные основы его были разработаны еще в ХУШ в. Основополож­ник идеологии консерватизма Эдмунд Берк (1729 - 1797) выде­лял в нем следующие принципы: ограниченность сферы челове­ческого разума в познании и преобразовании мира, созданного божественной волей, что предполагает сущестние высшегоморального закона, которым должен руководствоваться человек своих действиях; греховная природа человека, требующая обу дания его страстей; естественное неравенство людей, обусловли ваюшее разделение общества на классы и группы; уважение ис­тории и традиций прошлого и др.

Свое развитие идеология консерватизма получила в трудах Ж.деМестра (1753 - 1821), Л. деБоланда (1754 - 1840), Т. Кар-лейля, Ф. Р. де Шатобриана, Людвига фон Галлера (1768- 1854) Адама Мюллера (1779 - 1829) и др. Классический консерватизм ориентировался: на сохранение и поддержание исторически сло­жившихся форм государственной и общественной жизни, в пер­вую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, моральных ценно­стях; приоритетную роль государства как единственного провод­ника народной воли и защитника интересов общества; придание частной собственности роли единственного гаранта личной свобо­ды человека. Для него характерно скептическое отношение ко вся­кого рода нововведениям, неверие в возможность достижения со­циального равенства людей. Идеология консерватизма выступала как антипод либерализму. Консерватизм XIX в. не только отрицал теоретические положения либерализма, но и резко критиковал по­литическую практику буржуазного общества и государства. При этом критика велась с позиций феодальной аристократии, роль ко­торой и политические ценности старого общества идеализирова­лись, что свидетельствовало о реакционном характере консерва­тивной идеологии этого периода.

В первые десятилетия XIX в. наряду с либерализмом и кон­серватизмом окончательно оформились в самостоятельную по­литическую идеологию социалистические идеи и взгляды. Пред­ставители критического утопического социализма Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771 - 1858) и другие подвергли резкой критике капиталисти­ческие порядки, разработали проекты будущего общества, реа­лизация которых, по их мнению, могла помочь избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечить каждому индивиду достойное существование. Идеальное общество они представляли как результат исторического и нравственного прогресса, вопло­щения на практике достижений науки и техники. В таком обще­стве полагали утописты, можно достигнуть социального равен­ства людей в том смысле, что все обязаны трудиться, а привиле­гии ликвидируются. Задача государства будет заключаться в организации производств в интересах большинства человечест­ва, а его власть будет, насколько возможно, ограничена. Власть должна принадлежать классу промышленников, которые, со­ставляя большинство населения, выдвигают из своей среды лю­дей, способных к управлению в интересах народа и создания благополучия для всех. Социалисты-утописты были противни­ками революции как формы перехода к новому общественно-политическому устройству. Они считали, что такой переход может быть достигнут путем пропаганды новых идей, основан­ных на использовании христианских духовных ценностей; апел­ляции к разуму и добродетели; убеждения в необходимости сле­довать законам общественного развития и прогресса.

С середины ХГХ в. политическая идеология социализма полу­чила свое развитие в трудах Карла Маркса (1818 - 1883) и Фрид­риха Энгельса (1820 - 1895) и приобрела истинно революционный характер. Сложилось целостное учение, получившее название марксизма, составной частью которого явилась марксистская по­литическая концепция. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей концепции раскрыли и обосновали положения о решающей роли народных масс в историческом процессе; об определяющем влиянии эконо­мики на политику и политические процессы, их относительной самостоятельности и влиянии на производственные отношения; о делении общества на классы, в котором экономически господ­ствующий класс господствует и политически; о классовом харак­тере государства и политической борьбы; необходимости смены буржуазного государства государством диктатуры пролетариата; революционном переходе от одной формы общественно-полити­ческого устройства к другой; о необходимости полного народовла­стия и развития самоуправления, которые утрачивают политический характер, что приводит к постепенному о ства как политического института господствТМИранию Г0СУДар-другим. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса „а полите 7Т "** во, право, как бы ни варьировались их оценГвГог^Гс бурно протекающими социально-политическими перем™ в мире, навсегда вошли в историю мировой политической мысли Они сыграли и играют значительную социальную роль Без все стороннего знания марксизма невозможно представить истинной картины современной политической жизни.

Большой вклад в развитие мировой политической мысли вне­сли зарубежные ученые Новейшего времени. В конце ХГХ в. -первой половине XX в. политическая теория развивалась глав­ным образом усилиями таких ученых, как Макс Вебер (1862 -1920), Вильфре-до Парето (1848 - 1923), Роберт Михельс (1876 -1936), Гаэтано Моска (1858 - 1941), Чарльз Мерриам (1874 -1953) и др. В трудах М. Вебера получила концептуально завер­шенное осмысление теория политической власти и принципы ее легитимности, разработана теория «плебисцитарной» демокра­тии, исследована роль бюрократии в современном сложнооргани-зованном обществе, проанализирован современный капитализм как воплощение принципа рациональности. Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс разработали теорию политических элит, которая, став составной частью политической науки, развивается и в настоящее время. Г. Моска обосновал представление о существовании во всех обществах двух классов - класса правящих и класса управ­ляемых. В. Парето разделил общество на правящую элиту и не­правящую (контрэлиту), рассмотрел вопросы о «массовой цирку­ляции элит», о смене элит в ходе революционных перемен. Р. Михельс, являясь одним из основателей политической социо­логии, открыл закон, управляющий всеми социальными органи­зациями, назвав его «железным законом олигархии». Согласно его взглядам власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению. С именем американского ученого Ч. Мерриама свя­зано развитие представлений о политической науке как науке о политическом поведении, послужившей зарождению поведенческого (бихевиористского) подхода в исследованиях политически*

^ ПР°Тс^едине - второй половине XX в. наиболее яркими пред, ставителями политической мысли за рубежом были: Гарольд Лас, суэл, Ганс Моргентау, X. Арендт, Р. Арон, К. Боулдинг, Р. д^ дорф М. Дюверже, С. Хантингтон, Р. Миллс, Т. Парсонс, Д, ^ тон, Г. Алмонд и др. Их усилиями творчески развивались класси­ческие политические теории, выдвинуты и обоснованы новые идеи и концепции политической науки: о политических системах, политической культуре, политических конфликтах, геополизде-ском положении государств, международной, региональной и национальной безопасности, политической модернизации, миро­вом политическом процессе и другие.

Эволюция политической мысли в Новейшее время происхо­дит и в рамках традиционных идеологических направлений, ко­торые, приспосабливаясь к новым историческим условиям, свя­занным со стремительными социально-экономическими, поли­тическими, культурными и научно-техническими переменами в жизнедеятельности человечества, видоизменяются и трансфор­мируются в новые формы. Классический либерализм приобрел форму неолиберализма. Основные особенности неолиберализма, отличающего его от классического, заключаются: в ориентации на разумные ограничения индивидуальной свободы в интересах общества; признании необходимости государственного управ­ления экономическими и социальными процессами и конкурен­ции, планирования (насколько необходимо); дополнении (на­сколько возможно) равенства условий равенством возможно­стей в реализации интересов и потребностей людей; учете поли­тической элитой интересов всего общества. Важное место в тео­рии и практике современных неолибералов занимают проблемы справедливости: отвергая проблему полного социального равен­ства, они выступают за справедливость политическую, равенст­во всех перед законом. Современный неолиберализм, стремясь завоевать сторонников, расширить социальную базу, принимает новые формы и модификации, порой лавируя между социально политическими полюсами: правым консерватизмом и левым ра­дикализмом.

Значительные изменения произошли в консерватизме. По­сле окончания Второй мировой войны консерватизм как идейно-политическое течение по различным причинам утратил некото­рые свои позиции. Лишь в 70-е гг. XX в. идеи и положения кон­серватизма в идеологии и политике правительств и политиче­ских партий Западной Европы и Северной Америки вновь стали популярными. Под влиянием мировых социально-политических изменений теоретики консерватизма решительно отказались от ряда принципиальных положений их классической идеологии, выдвинули новые идеи. Консерватизм принял форму неоконсер­ватизма, главное отличие которого заключается в признании неоконсерваторами необходимости перемен в обществе, обу­словленных объективным ходом общественного прогресса. Сто­ронники этого идейно-политического течения сегодня выступа­ют не столько за сохранение старых порядков (в отличие от их идейных предшественников), сколько за создание новых поли­тических институтов, способствующих общественному прогрес­су. Именно это в какой-то мере сегодня сближает неоконсерва­тизм с неолиберализмом.

Одной из идейно-политических доктрин новейшего времени является доктрина демократического социализма. Идеи социа­лизма, выдвинутые еще в 90-е гг. ХГХ в. Э. Бернштейном и К. Ка­утским, стали в настоящее время одними из самых популярных. В отличие от К. Маркса эти идеологи выступали за интеграцию рабочего класса в капиталистическую систему и переход к социа­лизму через углубление буржуазной демократии. Содержание современной концепции демократического социализма включает такие идеи, как правовое государство, социальная и экономиче­ская активность государства при сохранении многоукладной ры­ночной экономики, самоуправление на местном уровне, свобод­ное развитие личности, социальное и политическое равенство людей, многопартийность и свобода деятельности оппозиции, поиск политического консенсуса между различными социальными силами, демократические свободные выборы органов власти на всех уровнях, идейный плюрализм. В настоящее время в мире!унКцИОнируют более восьмидесяти социал-демократических партий большинство из которых входят в состав созданного в 1951 г Социалистического интернационала, а многие находятся у власти в странах Европы и других регионах мира.

Ярко выраженным течением социально-политической мысли в Новейшее время стал радикализм (лат. гашп - корень). Радика­лизм - политическая теория, идеология и практика, направлен­ные на решительные, коренные преобразования в общественной жизни, изменение социально-политического строя. Как историче­ский феномен радикализм возник в Англии, а в последующем, в эпоху промышленных революций, получил широкое распростра­нение во всей Европе. В XX в. в зависимости от ориентации на средства, методы и способы политических преобразований, их направленности стали выделять левый и правый радикализм.

Левый радикализм предполагает активные и скоротечные общественные преобразования в целях смены существующей и формирования новой социально-политической системы. В исто­рической ретроспективе и в современных условиях к основным разновидностям левого радикализма относятся анархизм, троц­кизм (неотроцкизм), новые левые, христианский социализм, ис­ламский социализм, большевизм. Социальную основу левого ра­дикализма составляют различные общественные группы, испы­тывающие в повседневной жизни социально-экономические трудности и склонные к ультрареволюционности, авантюризму и волюнтаризму. Политико-идеологические концепции левого ра­дикализма характеризуются широким разнообразием идей и ус­тановок, недостаточной теоретико-методологической строгостью и обоснованностью.

Правый радикализм ориентируется на использование устояв­шихся, опробованных средств и методов в коренных преобразова­ниях общественной жизни, на изменение существующего соци­ально-политического строя и возврат к прошлой политической системе. Разновидностями правого радикализма являются фашизм(неофашизм), новые правые, воинствующий национализм расизм исламский фундаментализм. Социальную базу правого радикала^ ма представляют социальные группы и слои, утерявшие в резуль­тате общественного прогресса свой социальный статус, не сумев­шие адаптироваться к новой социальной ситуации, придерживаю­щиеся устоявшихся норм жизни и традиций. Политико-идеоло­гические концепции правого радикализма плюралистичны по сво­ему содержанию, достаточно аргументированны.

Зарубежная политическая мысль XX - начала XXI в. пред­ставляет собой широкий диапазон научных направлений и школ, общественно-политических позиций мыслителей, исследующих проблемы политики, государства и власти в соответствии со сло­жившейся объективной реальностью; осуществляющих поиск эффективных способов и методов практической политической деятельности.

Политическая жизнь общества была и остается объектом особого внимания зарубежных мыслителей. Во все времена ими осуществлялся творческий и целеустремленный поиск наиболее приемлемых вариантов устройства общественной жизни, опти­мальной модели политической организации общества. За много­вековую историю развития человеческой цивилизации в зару­бежной политической мысли выработаны теории, учения и кон­цепции разного идейного содержания и социальной направленно­сти. Большинство из них отвечали потребностям социальной практики, жизненно важным интересам людей и сыграли замет­ную роль в общественном прогрессе. Многие идеи и концепции ^рубежных политических мыслителей активно используются в ^временных условиях для дальнейшего развития политической науки, разработки политических идеологий, политической прак­тики. Зарубежные политические учения, история их возникнове­ния и развития являются важной составной частью духовной культуры человечества.

Литература

1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М.: Мысль, 1997.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. -4-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - Щ н°Р' Инфра, 2003.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вр°в-" 2-е изд. / Под общ. ред. проф. О.Э. Лейста. - М: Зерцало, 2004.

4. История политических учений: Учебник для вузов / Под об ред. проф. О.В. Шртышина. - М.: Норма-Инфра, 2004. Ц е

5. История политических и правовых учений: Экзаменаиион» ответы. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. #,д:

6. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. - Ростов'
Феникс, 2000. ^

7. Чанышев А. А. История политических учений: Учебник. | **" Велби: Изд-во «Проспект», 2005.


Глава III





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2679 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2308 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.