Идейно-политическая традиция в России своими корнями уходит в глубины истории возникновения российской государственности, тесно связана с процессом формирования и развития мировой культуры. Интегрируя теоретические наследия Запада и Востока, Россия стала источником самобытной политической мысли, отличающейся разнообразием политических идей и взглядов. Внимание отечественных мыслителей всегда было приковано к наиболее актуальным проблемам общественно-политического бытия, государственного устройства и управления. Их политические теории и концепции отразили специфику социально-политической самоидентификации России.
Обобщение политических проблем, характерных для каждого этапа развития России, дает возможность периодизации процесса становления и развития отечественной политической мысли. Традиционным является его деление на следующие этапы: политические идеи Древней Руси (IX - XIV вв.): политическая мысль периода формирования и укрепления Русского централизованного государства (XV - XVII вв.); политические учения периода расцвета абсолютизма в России (XVIII в.); политические идеи Х1Х начала XX в.; социально-политические идеи советского периода; политические идеи и концепции в современной России. такая периодизация позволяет осмыслить и оценить содержание политической мысли на различных этапах формирования и раз-Вития Российского государства и общества.
Политические идеи Древней Руси и периода Формирования централизованного государства Древнерусское государство образовалось в IX в. нашемг эры. ^становление и развитие сопровождалось Ф°Р"И^^М^ Ясского мышления людей, выделением из народных политических лидеров, их борьбой за власть. Изначально в осно-Мышлений о государстве и государственном управлении, об Листве общества лежали мифологические воззрения на мир, Гиооду и человеческое бытие, на божественное происхождение власти Они передавались из поколения в поколение в сказаниях и повествованиях вплоть до первых летописных источников, по-явление которых было связано с распространением на РуСи
письменности.
Важнейшей политико-идеологической акцией, давшей толчок культурному расцвету общества, развитию политической мысли, явилось принятие на Руси в 988 г. христианства, которое стало религиозно-идеологической основой государственной политики. В X - XI вв. на Руси активизировалась политическая жизнь (идейно-политическая борьба за власть, вечевые собрания, расширение взаимоотношений с другими народами и странами), что способствовало развитию политических идей и взглядов, находивших свое отражение в политико-правовых актах и литературных произведениях того времени.
Одним из первых древнерусских источников, в котором раскрываются политические проблемы принято считать трактат киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» (1049). В трактате изложена своеобразная политико-философская концепция общественного развития, согласно которой путь к совершенствованию человечества лежит через распространение морально-этического идеала христианства. Утверждалось, что в основе Ветхого Завета лежит принцип законопослушания (Закон), а в основе Нового Завета - нравственное поведение человека в обществе и достижение в силу этого Благодати (постижение Истины). Благодать для Илариона - это синоним Истины, Закон -лишь тень Истины, слуга и предтеча Благодати. Киевский митрополит распространял идею о равноправии всех народов, живущих на земле, рассуждал о законности происхождения властных полномочий великого князя и его моральном облике, об ответственности за управление страной. Особое внимание Иларион уделилкрепкой княжеской власти, основанной народному значению Русского государства Л ' ' Междуна'
ди ДРУГИХ стран, о котором « В XII в. социально-политические идеи Илариона получили свое развитие в сочинениях летописцев и великого кшзяГади ^Ра Мономаха. Летописец Нестор в «Повести временных лш» (1113) описал события политической истории раннефеодальной Руси, дал характеристику русским князьям. Центральная идея «Повести...» - единство Земли Русской, согласие между властью и народом, независимость государства. Своеобразным содержанием отличается «Новгородская летопись» (1136), отразившая антикняжеские настроения людей. В ней при сопоставлении значения власти князя и власти веча предпочтение отдавалось последней. Размышления В. Мономаха о политической жизни на Руси были отражены в его трудах: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» и т.д. В них затрагивался большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы правосудия, единство русской земли. Наиболее отчетливо политические взгляды В. Мономаха на проблемы ответственности великого князя перед подданными, за управление страной, целесообразность ведения военных действий отражены в «Поучении детям» (1125). Идеи и мысли В. Мономаха оказали огромное влияние на формирование общественного мнения. Оценить их значение русский народ смог только после его смерти, когда начался процесс разрушения единого государства.
Идеи сильной княжеской власти, призьшы к единению во имя
совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую,
были заложены и в содержании древнерусских летописей «Шео о поЛКу Игоревен «Слово о погибели Русской зет^:„ъ в ***ы неизвестны). В дальнейшем эти идеи разрабатывались Русской политической мысли в течение ыт™***тоеътню Ру-
В период, предшествовавший ^"Г^ЛЬСпКОЯВЙЛИСЬ произведе-Си (примерно конец XII начало ХШ в.;ния содержание которых было наполнено размышлениями о завоевательных походах монгольского государства и угрозе его нашествия на русские княжества. Одно из таких произведений § «Моления» Даниила Заточника (1229) выражало взгляды автора на принципы осуществления великокняжеской власти и способы ее укрепления. Д. Заточник высказывал идею о том, что единовластие князя, при ограничении полномочий местных феодалов, будет способствовать решению главной задачи того времени | объединению всех русских земель. Князь в своей политике, считал он, должен опираться на людей среднего достатка, укреплять свою власть для преодоления внутренних раздоров и подготовки страны к обороне от завоевателей.
Во второй половине XIII - начале XIV в. в различных источниках («сказания», «поучения», «послания» и т.п.) появляются идеи политического плана, связанные с осмыслением татаро-монгольского нашествия и его последствий. Главным в их содержании было осуждение междоусобных распрей князей, предательства и прислужничества некоторых из них в пользу Золотой Орды, распространение идеи «собирания русских земель». Вопросы патриотизма и восстановления независимости были отражены в таких источниках, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», в Лаврентьевской, Радзивилловской и других летописях.
Важнейшими политическими итогами XIV - начала XVI в. стали освобождение Руси от монгольского ига и преодоление феодальной раздробленности русских земель, их объединение вокруг Московского княжества. В центре проблем политической жизни оказались вопросы верховной власти и ее организации, формирования сословно-представительной монархии и определения ее роли в общественном прогрессе, развития внешнеполитических связей. Размышления о них содержались в Общерусском летописном своде 1408 г., Троицкой летописи, сводах (хрониках) 1418 и 1472 гг.
XV - начале XVI в. в отечественной политической мысли >формились два направления, которые получили названия стяжательство» и «стяжательство» (иосифлянство) Сторон-никй этих направлении по-разному относились к проблемам экономического положения церкви и ее владельческих прав секуля рнзации монастырских земель, определения роли церкви'в жизни общества. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны. Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский, проповедуя отрешение человека от всяческих страстей (чревоугодия, блуда, сребролюбия и т.д.), выступал за запрет участия церкви в деятельности государства, ограничение ее роли только духовной областью жизни общества. Учение Н. Сорского было развито его учениками и последователями. Среди них необходимо отметить Максима Грека и Феодосия Косого, которым удалось придать учению более яркий социальный и политический смысл.
Иосифляне, идейную позицию которых разработал Иосиф Волоцкий, напротив, отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. И. Волоцкий первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушениями предъявляемых к ней требований, предлагал отделить представление о власти как о божественном установлении, от факта ее реализации определенным лицом. Его критические взгляды на личность правителя открыли возможность обсуждать и критиковать действия венценосной персоны. В дальнейшем, когда царствующий в это время Иван III переориентировался в своих действиях на прочный союз с церковью, И. Волоцкий стал возвеличивать его личность и Доказывать необходимость безоговорочного подчинения всех
верховной власти.
|Ц Существенное развитие политическая мысль получила в го-ДЬ1 правления на Руси Василия Ш (1505 - 1533) и Ива-«а IV Грозного (1533 - 1584). В это время закладывались тео-Ретико-рациональные основы практической политики, обоснования необходимости абсолютной власти. В общественном соз*постепенно складывалась политическая идеология цен, ^авизованного государства, в которой одним из важнейших был вопрос о месте Русского государства среди мировых дер. в Вопрос о роли и месте Русского государства в мире стал Основным в концепции «Москва - Третий Рим», которая была сформулирована в письмах псковского монаха Филофея великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.
Проблемы власти получили дальнейшее развитие в теоретических рассуждениях князя Андрея Курбского, выражавшего интересы бояр и идею ограниченной монархии. Написанная им «История о великом князе Московском» (1573) стала политическим манифестом тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, ответом на позицию Ивана Грозного, отстаивавшего необходимость абсолютной власти государя.
Позиции сильной княжеской и самодержавной власти, политические интересы дворянства отстаивал и Иван Пересветов (XVI в.) - общественный деятель, идеолог служивого дворянства. Он доказывал наряду с признанием неправомерности произвола бояр необходимость сильной государственной власти и эффективной системы управления, построенной на новых началах с опорой на складывающееся сословие служивого дворянства.
Политическим идеям представителей феодальных кругов противостояли сторонники социального и политического освобождения человека. Свои взгляды, навеянные идеализацией раннехристианских общин в качестве образца человеческого общежития, они связывали с полным уничтожением всяческих форм подчинения церкви государству. При этом желаемые социальные и политические перемены связывались с идеей преобразования церкви и ее институтов. Идеологом такого подхода к организации общественной жизни был Феодосии Косой (сер. XVI втью в борьбе с церковью, поддерживали объединительный тю Цесс, шедший параллельно с укреплением великокняжеской вла" СТИ. Феодосии же, возглавивший вторую волну еретического движения, понял, что церковь и политическая власть едины в своих угнетательских стремлениях.
Особенностью политической мысли конца XVI - Нач XVII в. было ее пограничное состояние. С одной стороны, Тт аккумулировала все достижения политической мысли Средних веков, а с другой - прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков. Одним из заметных мыслителей того времени, обращавшихся к проблемам власти и государственного устройства, был Иван Тимофеев. Наиболее яркое и полное выражение его политические идеи получили в произведении {{Временник», которое В. Ключевский охарактеризовал как политический трактат, обнаруживающий в своем содержании исторические идеи и политические принципы целой эпохи.
Во второй половине XVII в. центральное место в политической проблематике занимали вопросы главенствующей роли Русского государства в сплочении славян, преимуществ абсолютной власти просвещенного монарха, повышения авторитета царя, заботящегося о благе своих подданных, необходимости укрепления международных связей. Они нашли свое отражение в политическом трактате Юрия Крижанича «Политика», произведениях Симеона Полоцкого «Жезл правления», «Вертоград многоцветный», работах Афанасия Ордина-Нащокина.
На протяжении IX - XIV, XV - XVII вв. на Руси были заложены и оформились основы политического мышления. Историческое значение выдвинутых и оформленных в эти века философско-религиозных и политических взглядов и суждений отечественных мыслителей состоит в том, что они стали духовной и нравственной основой для дальнейшего развития самобытной политической мысли, выдвижения и обоснования новых политических идей и учений