Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение истины, знания и заблуждения. Истина как результат познания. Критерии истины. Сходство и различие истины в естественном, гуманитарном и социальном познании




ФИЛОС.СЛОВАРЬ:

  ЗНАНИЕ — проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий; — различается по степени достоверности, — следствие диалектики относительной и абсолютной истины, — по генезису и способу функционирования — социальный феномен, — фиксируется в форме знаков естественных и искусственных языков, — с действительностью связано сложным опосредованным образом, — имеет многоуровневый характер, — развивается как про мере истории культуры, так и в процессе индивидуального развития личности, — виды знания — донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические), — научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки, входят в состав теории — высший уровень научного знания, — является обобщением достоверных фактов, — за случайным обнаруживает необходимое и закономерное, за единичным и частным — общее, — связано с прогнозированием, — переходит от незнания к знанию, от поверхности к более глубокому, сущностному, всестороннему, — служит необходимым условием преобразующей деятельности человека и человечества. ИСТИНА — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, — объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития, — характеризует как результаты познания по их объективному содержанию, так и методы познания. Трактовки истины: — понимание истины как соответствия — принцип корреспонденции — восходит к древности, Аристотелю, — у Платона — вечное, неизменное, абсолютное свойство идеальных объектов, — у Декарта — ясные и отчетливые идеи, — У Канта — согласие мышления с сами собой, со своими априрными формами — теория когеренции, — у Гегеля — это диалектический процесс развития абсолютной идеи в форме знания, системы понятий, суждений, теорий, — у Юма — соответствие мышления ощущениям, — прагматизм — соответствие идей целям личности, — Мах — наиболее простая взаимосогласованность ощущений, — неопозитивизм — согласованность предложений науки с чувственным опытом, — конвенционализм — условность истины, — экзистенциализм — форма психологического состояния личности, — совр. Философия — внутренне согласованная, когерентная система, в которой различаются фактический и логический уровни —— анализируется проблема логического критерия, различные аспекты концепции корреспонденции истины, семантическое определение истины. Признаки истины: — объективность — независимость от субъекта, человека, человечества, — противоречивый процесс, постоянное преодоление заблуждений, — безграничность процесса становления истины, — относительность — неполнота, ограниченность, наличие определенных условий, присутствие изменений, развитие, — относительность не отрицает объективности — говорит об условности исторических границ познания, — абсолютность — (не смешивать с абсолютизацией) — знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, — движение к абсолютной истине через сложение относительных истин, — пределы истины каждого элемента знания относительны, то раздвигаются, то сужаются, — конкретность — (и признак, и принцип) — зависимость от условий познания, положения объекта, выделения в нем различных свойств, связей, тенденций, Критерий истины — не в мышлении и не в действительности самих по себе, а в практике, — предметная истинность — не вопрос теории, а практический вопрос (К.Маркс) — иначе — схоластика, — практика подтверждает прямо или косвенно, — логический критерий производен от практического. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа — объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон объекта; — отличие от ошибки — как несоответствия знания индивида объекту, обусловленного личными качествами субъекта, — закрепляется на основе интересов людей, — диалектическая связь с истинным знанием — заблуждение нередко оказывается формой развития истины, перехода к истинному знанию, — критерий различения истины и заблуждения — практика.

ЛОГИЧ,СЛОВАРЬ:

    ЗНАНИЕ — целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменения объективного мира. — противоположно незнанию. ИСТИНА — отражение в сознании человека предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта, — соответствие содержания мыслей (суждений, понятий) объекту, проверяемое общественной практикой, — истина — процесс движения от незнания к знанию, — является объективной по содержанию и субъективной по форме, — И.С.Нарский о 4-х смыслах субъективности истинного знания по форме: —— 1) выражается в актах человеческой психики, —— 2) содержание всегда неточно, приблизительно, —— 3) неполнота, —— 4) ограниченность областью и условиями значения; — не является свойством самих объектов — касается только мыслей. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — несоответствующее, неправильное, одностороннее отражение предметов, явлений в сознании человека, в отличие от истины. — нельзя отождествлять с ложью — намеренным, сознательным искажением подлинного, — заблуждению сопутствует искренняя вера в близость истины, Причины заблуждений: — Несовершенство чувственной ступени познания (античность), —ложные идеи — «призраки» (Ф.Бэкон), —недостаток доказательств, неумение пользоваться доказательствами, отсутствие желания пользоваться доказательствами, неверные правила вероятности (Лейбниц), —вера в авторитеты, наличие страстей (Лейбниц), —нарушение логических правил образования суждений (Гоббс, Локк), —нравственное несовершенство человека (Кант), —момент в развитии истины, представляющее одностороннее отражение вещей, через него познание идет к истине, отличается от ошибок (Гегель), — результат ограниченности практики, одностороннее отражение действительности, результат поспешных выводов, результат субъективных взглядов и предубеждений (диалектический материализм), Взаимосвязь истины и заблуждения — сложна и противоречива, — обнаружение заблуждения по мере вскрытия более глубоких истин, — новые достижения чреваты новыми заблуждениями, — относительность противоположности истины и заблуждения, — истина одна, а заблуждение многолико. В праве заблуждение — неправильное представление о действительности, результат незнания обстоятельств либо ошибочного предположения о них, порождающие юридические последствия.

УШАКОВ:

    ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ: — постоянная изменчивость научных представлений, — необходимость различения: а) определения истины (как понятия) — «что такое истина?» и б) критериев истинности — процедур для отличения истинного от ложного, заблуждений. Определение истины: — классическое — истина — соответствие действительности — корреспондентная теория истины — отсутствие четкости — скорее общий подход — наибольшее соответствие интуиции— уточнена А.Тарским — требует учета контекстуального контекста, — корреспондентая теория истины — согласованность знаний — предполагает оценку непротиворечивости, связности, обоснованности — опора на опыт как единый внутренне согласованный контекст — Лейбниц: «согласие наших феноменов друг с другом» — близость к реальному научному мышлению — выдвигает содержательные работающие критерии истины. — обе не противоречат друг другу — совместимость логической возможности и соотвтствия реальности — взаимодополнительность: объективная реальность + акцент на теоретическом контексте, — элиминационный подход — отказ от понятия истины (Бастиан Ван Фраассен) — цель науки не достижение предельной истины, а создание эмпирически адекватных теоретических конструкций — согласие с опытом это наибольшее, чего можно достичь — вместо истины предлагается эмпирическая адекватность — нужны не истинные, а приемлемые научные теории — в данных обстоятельствах — вместо истины предлагается понятие интерсубъективного согласия — конвенционалистская концепция — не решает трудностей — игнорирует соответствие реальности как главный признак истины. Проблема критериев истины — необходимость комплексности, — основные группы критериев истинности: —— 1) связанные с когерентным подходом — логическая непротиворечивость (особенно в математике) — внутренняя согласованность — согласие с фактами, данными опыта, —— 2) связанные с расширенным контекстом научной деятельности — соответствие общепризнанным положениям (основные сущности мира) — эстетические соображения (красота, гармония, совершенство) — религиозные представления (*??), —— 3) внетеоретические критерии — выход из познавательного контекста — практика — удобство и простота, широкая приложимость, —— 4) конвенционалистские факторы — интерсубъективная приемлемость — согласие с принятыми соглашениями (терминология, аксиомы, методы верификации, стандарты понимания и объяснения). Поиски универсальных концепций истины: — прагматистская концепция — акцент на внетеоретических критериях, — марксистская концепция — ведущий критерий практика — тоже внешнетеоретический критерий — близость к прагматистской концепции — допускает вспомогательные критерии (логическая доказательность, интуитивная очевидность, согласие с опытом, согласованность, практическая полезность); — конвенционалистские концепции — Айдукевич, Пуанкаре; — концепции, критикующие понятие окончательного критерия истины — отрицает возможность такого критерия — отмечает неформализованность критерия истины (Поппер) — вопрос всякий раз решается конкретно и предметно — настаивает на связи всякого суждения со всей теорией (Куайн) — теории превосходят внешние критерии истинности (Куайн) — есть лишь конкретные критерии и ситуации их применения. Вывод: Каких-то универсальных, не зависящих от содержательного контекста, решающих критериев истины, по всей видимости, не существует. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ: — по предмету— человеческое измерение — учет человеческого сознания, языка, ценностей, коммуникации, символов, культурных смыслов, — по методу — отказ от методологического монизма — невозможность манипулировать с объектом (эксперимента) — необходимость понимания смысла — необходимость диалога — учет интерпретативного характера объекта гуманитарного познания; — по целям — индивидуальность — уникальность — конкретные переживания конкретных личностей — индивидуальное, а не общее — стремление к большему пониманию людей, — по функциям гуманитарного знания — по роли гуманитарного знания — большая заинтересованность и обостренность — наличие внутренней среды гуманитарного познания — внимание к смысложизненным ценностям — общекультурная направленность — критичность или апологетичность — эмансипируемоть или репрессируемость — идеологическая направленность — оценочные, воспитательные, общественно-преобразовательные интенции — инструмент самотрансформации личности и общественной жизни. Дискуссионность гуманитарного знания — не столько признак незрелости, сколько показатель сверхсложности человека, области социально-гуманитарных явлений.

 

СВОЕ:

   




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.