Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Периодизация истории науки. Возникновение науки, становление теоретического знания




ИЛЬИН:

  Генезис науки: — начало науки, — наука на Древнем Востоке, — наука в античности, — наука в Средневековье, — классическая наука, — современная наука, — наука будущего. Наиболее отдаленные предпосылки науки: — упразднение мифологической логики абсурда, переход к традиционной логике с ее законами тождества, непротиворечия и т.д., — оформление рациональных способов познания, ориентированных на получение знания об объективно сущем. Возникновение науки как знания следует рассматривать в исторической последовательности: — античность (математика), — Новое время (естествознание), — вторая треть — конец Х1Х в. (обществознание). Учет трудности ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО КРУГА: — вопрос где начинается наука предполагает знание того, чти такое наука. Но понимание того, что такое наука предполагает предварительное знание о начале науки. Минимум характеристик, специфицирующих науку: — 1)Наличие особого рода деятельности, нацеленной на производство знания. Наука появилась не раньше разделения умственного и физического труда. — 2)Наличие «незаинтересованной» потребности знать.— «Познание ради познания». — 3)Рациональный характер познания, т.е. радикальный отказ от мифологии, магии и всего, что основывается на вере в сверхъестественное. — 4)Наличие последовательно доказательной основы знания, предполагающей теоретически-фундаментальное рассмотрение предмета в «чистом виде». Наука на Древнем Востоке: — Вопрос — могла ли древневосточная культура породить науку? — Здесь знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности. — Отсутствовала фундаментальность. — Не было рациональности познания в полном смысле слова. — Господство общественного авторитета. — Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания. — Отсутствие систематичности. — Не было перехода к теоретическому рассмотрению предмета в общем виде. — Наука как таковая не сложилась на Древнем Востоке. — Древний Восток — донаучная стадия развития интеллекта. Наука в античности: — Античная Греция — подлинная колыбель науки. (У1—1У вв. до). — Наличие особых социальных и гносеологических структур. — Секуляризация общественной жизни, высвобождение ее из-под власти религиозных, мистических представлений. — Развитие риторики, искусства убеждения, аргумента-ции (Пейто — божество, олицетворяющее искусство убеждения). — Все подлежало обоснованию. — Истину греки стали рассматривать как продукт рационального доказательства, основанного на обосновании. — Формирование аппарата логического рационального обоснования — предпосылка формирования науки как доказательного познания «из основания». — Достижения греков, о которых трудно не говорить как о науке: —— этика Сократа, —— астрономия Евдокса и Калиппа, —— планиметрия Гиппарха Хиосского, —— медицина Гиппократа, история Геродота, и т.д. — Формирование установки (идеологии) на созерцатель-ность, абстрактно-умозрительно-художественного отношения к действительности. — Занятия приложениями «науки» — порицались (оценивалось как технэ занятие конкретными вычислениями). — Появление идеализаций, которые не могли возникнуть в рамках материально-практического отношения к действительности — результат созерцательной интенции на абстрактно-теоретическое рассмотрение предметов в «чистом» виде. — На Востоке идеализация как форма мышления фактически отсутствовала. — Только в Греции возникают: —— систематическое доказательство, —— рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука. — Роль Фалеса и, возможно, Демкорита в деле оформления математики в виде теоретико-логической системы. — Пифагорейцы, элеаты (демаркация чувственного и умопостигаемого). — Математические знания античных греков — наука. — Опытного естествознания в Греции не возникло — грекам был чужд опытный, экспериментальный тип познания. — Достижение греков — идея умопостигаемого предмета (*начало теоретизации) — прообраз будущей естественной науки. — Отсутствие применения аппарата математики в рамках физики (*Но: Архимед) — по Аристотелю: физика и математика — разные науки, с разными предметами, без точек соприкосновения. (У Аристотеля: математика — наука о неподвижном, а физика — наука о подвижном бытии). — Эмпирические исследования в античности, но — отсутствие эксперимента. — Естествознание греков — абстрактно-объяснительное, лишено деятельностного, созидательного компонента. Формирование оснований культуры теоретизирования — программа трех «П» — Пифагора, Парменида, Платона: —Пифагор — введение абстрактной числовой действительности как особого идейного континуума, распологающегося по ту сторону чувственности, —постижение космоса происходит в терминах математики; — Парменид — соединение метафизической и физической реальности за счет наделения физической умопостигаемыми, сверхчувственными свойствами; — Платон — полагал, что мнение принадлежит становлению, тогда как мышление (знание) принадлежит сущности. — Платоновская идеальная онтология как прообраз теоретизированного мира. — Цель познания у Платона — выделение идей как праэлементов сущего.— Способ реализации этой цели — рассуждение. — Пифагор соединил парменидовский и пифагоров подходы. — Наукообразование в Греции — превращение донаучно-практического, индуктивно-эмпирического знания в фундаментальное на основе теоретизации и концептуализации. Математика — исторически первая форма науки: — Греческое понимание математики — «наука вообще». — Только стечение социокультурных обстоятельств античной Греции создало условия для возникновения науки: —— интерсубъективность, —— общезначимость, —— надличностность, —— субстанциальность, —— идеальное моделирование действительности (*на основе рациональных элементов) и т.п.

СВОЕ:

  Концепция типов познания: — Понятие «тип познания»: —— познавательные отношения — предметные, метапредметные и метапознавательные; —— предметный базис и метапознавательная надстройка. — Исторические типы познания: —— донаучные типы — магический, мифологический, натурфилософский, схоластический; —— научные типы познания — ранненаучный, классический научный, современный научный, будущий синтетический научный.

Донаучный этап в развитии познания: мифология, античная и средневековая «науки».

СВОЕ:

  Магический тип познания: —непосредственность, зеркальность отражения, «проблески сознания». — Магическое сознание – это чисто чувственное сознание, которое "только предъявляет нам вещи, то есть показывает их нам лишь в их непосредственности", - писал Гегель. —Субъект этого типа сознания и познания – это не отдельные человеческие индивиды, а коллективные образования как единое целое. — С.Н.Смирнов говорит даже о "коллективных условных рефлексах", потенциально содержащих в себе абстрактное мышление. —Средства магического типа познания характеризуются единством практического и мыслительного содержания, при неразвитости логики действия и логики восприятия. Такими средствами можно считать примитивные орудия труда, коллективные ритуальные действия, формирующуюся устную речь, разного рода фетиши и т.п. —Отражение действительности при этом происходит в форме нерасчлененных комплексов, протекает по специфическим законам обобщения, прежде всего, в форме простейшей индукции. —Этот тип познания нацелен на сохранение уже достигнутого, а не на какие-то изменения. —Позднее магический элемент будет воспроизведен в различных так называемых "тайных науках", например, вы средневековой алхимии. —Магическая ступень показала, что в человеке природа "породила чрезвычайно эффективную комбинацию! Небольшой набор инстинктивных действий, но активное накопление каждым индивидом и сложение общего багажа знаний группы. Больше того, в багаж входят знания, добытые усопшими членами коллектива … Накопление информации – вот секрет стремительного развития нашей техники и культуры по сей день", — Линдблад. Мифологический тип познания: —доминирование особых иллюзорных элементов во всех структурах сознания. Благодаря этим элементам он выходит за пределы непосредственно чувственно наглядной действительности в сферу некоторой первичной идеальной предметности. — для этого типа сознания и познания "познание не является определяющим элементом". Мифологические элементы поначалу выступают как доставшаяся от тотемических предков своеобразная мудрость, которая не предполагает особых познавательных действий. — Мифология начинает играть роль первичной идеологической формы общественного сознания – мировоззрения. — с него начинается формирование особых субъектов – сословия специфических носителей мифологизированного опыта, своеобразных "интеллектуалов традиционного общества" – пророков, мудрецов, первых учителей и наставников, мастеров и т.п. — происходит существенное расширение, по сравнению с магическим, предметного поля познания: от непосредственно чувственно воспринимаемого ближайшего окружения до мира в целом, реальные границы которого, правда, в мифе никак не улавливались. — На смену раннему мифу приходит развитая форма мифологии, наполняющаяся все новым и новым словесно-логическими, то есть уже и внешне рациональными, элементами. — Мифологическое сознание еще не проводит четкой границы "между реальным и нереальным, объективным и субъективным, подлинным и мнимым", но в его рамках уже намечаются границы подобного рода. Это, например, границы между сущностью и явлением, хотя то и другое еще "одинаково мыслятся чувственно-материальными". — Кардинальная ограниченность мифа присутствует уже в самой мифологической "объяснительной" модели, каковой являются разного рода генеалогии, задающие структурные элементы мифа – "мифемы". — Систематизация в мифе опирается на специфически чувственные абстракции, например, в виде простейших чувственно различимых противоположностей: верх – низ, свет – тьма, сухое – влажное и т.п. Эти же элементы противопоставляются друг другу как ценное и неценное, сакральное и обычное, или низменное. — Развитой миф – это уже определенное "предчувствие", непосредственная предтеча пусть и ненаучного, но уже теоретического качества – натурфилософского. — взяв из мифологии предметное знание (математическое, астрономическое, медицинское, др.), древние греки сосредоточили свое внимание на именно "теоретическом" аспекте мифа, на заключенных в мифах идеализациях. Натурфилософский тип познания: —Древние греки впервые, как утверждает В.Виндельбанд, обнаружили ту "чистую жажду знания", которая привела затем к формированию науки. — М.Вебер считал, что "во всем значении понятие было открыто Сократом". — первая форма суверенной словесно-логической рациональности составляет главный существенный признак натурфилософского типа познания. — В самом широком смысле натурфилософия, "натурфилософский стиль мышления" есть не что иное, как абсолютизирующее само себя понятие. — натурфилософский тип познания дает немало превосходных теоретических достижений. — Что касается эмпирического знания, то оно на правах неявных, скрытых обобщений, присутствует всегда и во всех натурфилософских системах. — Более частные обобщения, например, в виде учения о числах, евклидовой геометрии, архимедовой механики и т.п., виделись натурфилософии либо как нечто малозначительное, как результат "мнения", либо некритически присоединялись к "божественным" идеям, выносились на уровень предельных– категориальных – обобщений. — Субъектами натурфилософского типа познания были ученые-натурфилософы, которые пользовались в Древней Греции большим авторитетом. Так, Фалес включался во все известные версии списка "семи мудрецов". — С греков, в частности, начинается институт индивидуального авторства вы отношении идей, принципов, теоретических положений, поэм, диалогов, трактатов. — новое качество познания у греков, его понятийно-категориальный характер, открывали совершенно новые горизонты, прежде всего, в развитии теоретического уровня познавательной способности человека. — Аристотель начинает исследовать в качестве особого предмета само мышление, его логический строй. Именно в натурфилософском типе познания впервые в истории отчетливо проявляется метапознавательный уровень. — Древнегреческие ученые-натурфилософы впервые в истории высказывают отчетливые идеи о существовании общих законов, вводят идеализации, т.е. "умопостигаемое и безвидное" (Платон). Платон же, по словам А.Н.Чанышева, был первым, кто "установил, что научное знание недостижимо без идеализации предмета знания". — "наука" древних греков, по нашему убеждению, не может рассматриваться в качестве полноценной, действительной науки. — Греческая "наука" не знала настоящего эксперимента, и даже наблюдения в его полном виде. В ней господствует описательный материал, далекий от стандартов даже ранней науки, и который нельзя считать научными фактами в полном смысле слова. — Познание в Новое время многое заимствует у древнегреческой натурфилософии, хотя и начинает с ее отрицания. Схоластический тип познания (Средневековая «наука»): — по своему высшей формой развития познания в средние века следует считать схоластику, "схоластическую науку". — в результате непосредственного преодоления схоластического мудрствования формируется следующий тип познания – ранняя наука, все представители которой вышли из теологических учебных центров. — Схоластика была попыткой объединить все духовно-познавательные традиции вокруг единого центра – христианского бога. — В рамках христианства начинает ускоренно формироваться и развиваться личностное качество человека. Такое качество, на основе которого наряду с "наукой" священной, божественной, начинает развиваться наука о мире как таковом. — После "школы жизни" средневековья в с естановится достойным человеческого интереса. — Христианство кладет "конец мирской мудрости античных философов", но оно же "разрушает сложившийся в античную эпоху культ теоретического созерцания действительности". — христианство объективно выступило в качестве своеобразного практического приложения античных учений, греческой философии, прежде всего. — Аристотель стал фактическим и непререкаемым авторитетом по большинству вопросов, связанных с пониманием природы в конце средних веков. Дело доходило, например, до отказа аристотелианцев смотреть в телескоп, так как они считали, вслед за Аристотелем, что "луны Юпитера являются иллюзией". — в средние века меняется качество субъектов познания и сам характер их подготовки. Если античность знала всего лишь несколько центров, так сказать, "высшего" образования и исследований, то в средние века возникают десятки таких центров – сначала в монастырях, а затем в виде университетов и академий. — Новое качество, несмотря на догматические религиозные рамки, приобретает предметность познания. Наряду с немалым числом абсурдных по современным меркам тем, начинают обсуждаться практически любые вопросы, касающиеся природы, космоса, общества, человека и его познания. — Постепенно расширяется круг систематически применяемых средств исследований. У схоластов мы находим применение диаграмм и буквенных обозначений. Н.Кузанский вводит представление о противоборстве частей внутри целого. Укрепляется аристотелевский принцип: целое больше суммы своих частей. — Форма написания схоластических трактатов и сегодня может считаться примером правильного оформления научных диссертаций. — Философия низведена до положения "служанки богословия", теряет во многом свое интеллектуальное качество, превращаясь в некое интеллектуализированное религиозное чувство. — Интересна судьба конкретных знаний. Там, где христианская традиция нуждалась в них, эти знания сохранялись и использовались, в какой-то мере даже процветали. — Внутри этого типа познания обнаруживается немало элементов и даже подсистем будущих научных типов познания, обнаруживается тенденция к формированию установки на новизну результатов осмысления вещей и явлений. И.Кеплер призывал даже к созданию своеобразного щита "против ворчливых критиков всего нового". — Как и предшествующие типы познания, схоластика преодолевается под воздействием внутренних противоречий. А также под влиянием формирующегося нового качества общества, культуры в целом.  

ИЛЬИН:

    Ареалы науки: — Протонаука. — Архаика. — Классика. — Неклассика. — Неонеклассика

 

  1. Зарождение и отличительные черты научного этапа в познании. Типы научной рациональности. Классический, неклассический и постклассический типы науки.

СВОЕ:

  Признаки научного познания: — осознанное стремление к объективному знанию, — осознанное стремление к новизне. — рационалистическая направленность, — доказательность и системность" — систематизация знания, — организованность, нормативность, стандартизированность, — наличие особых самоограничений, — связь с практикой, — осознанное отношение к методам, — сознательная установка на опыт, как свою основу. В.В.Ильин, помимо названных, указывает еще и следующие: —"простота, красота, эвристичность, конструктивность, логическое единство, когерентная обоснованность, оптимальность … прагматичность".

ИЛЬИН:

  Наука как тип рациональности: — М.Вебер: рациональность — «точный расчет адекватных средств для данной … цели». — Л.Витгенштейн: рациональность — конформность, наилучшая адаптированность к обстоятельствам; целесообразная деятельность в данных обстоятельствах. — С.Тулмин: рациональность — логическая обоснованность принципов деятельнсоти и т.д. «Фундамент» рациональности — труд, трудовая деятельность. Рациональное в одних ситуациях перестает быть таковым в других, в связи с требованиями оптимальности, эффективности, методичности. Можно различать: — локальные интерпретации рациональности — на основе исторически задаваемых принципов и — глобальные интерпретации рациональности — на основе целей общечеловеческого развития. Понятие науной рациональностихарактеризуется отличительными свойствами науки как особой сферы интеллектуального производства: — По Мертону это — универсальность, коммунальность, прагматичность, скептицизм,; — по Попперу — науку как тип рациональности определяет критицизм. «Идеально средний тип» науки: — прогрессизм (нетривиальность); — истинность, объективность, достоверность; — критицизм; — логическая организованность, доказательность; — опытная обоснованность или оправданность. Классический тип науки: — «классическая наука» — от Галилея до Пуанкаре — ХУ11-ХХ столетия. — Галилей и Бойль, Гук и Румфорд, Ньютон и Гюйгенс, Бюффон и Ламарк, Максвелл и Герц, Лавуазье и Берцелиус, Гаусс и Кантор, Томсон и Лоренц и др. — Но исключения: Лобачевский и Больцман, Дарвин и Риман, Минковский и Мендель, Галуа и Гиббс. Концептуальные принципы классической науки: —фундаментализм, допущение предельных унитарных основоположений, — Финализм, нацеленность на абсолютгую истинность, — Имперсональность— допущение безличного объективно сущего, чуждого аскиологическому измерению, — Абсолютизм— непосредственное умосозерцание истины, — Наивный реализм— постулирование зеркально-непосредственно очевидного соответствия знания действительности, — Субстанциальность— при элиминации исследователя, — Динамизм— жесткий детерминизм, — Сумматизм— ориентация на сведение сложного к простому, —Эссенциализм— разрыв явления и сущности, сущности и существования, нацеленность на скрытые качества и силы, — Аналитизм— движение по линии дифференциации и разложения, — Механицизм — гипертрофия механики как способа миропонимания, — Кумулятивизм — развитие знания как линейный количественный рост, саморасширение. Неклассический тип науки: — Опыты Майкельсона, — появление релятивистской физики (Эйнштейн), — осознание необходимости различения процессов в макро- и микромире, учета специфики поведения микрообъектов, — отказ от классической непрерывности (закон излучения Планка). Влияние на наукутаких стилеобразующих неклассику подходов, как: — Психоанализ — проблема интерсубъективного, — Психологизм — его присутствие в интуиционизме, ультраинтуиционизме, конструктивизме, финитизме, операционализме, — Феноменология — подчеркивание субъективной спонтанности, — Персонализм— положение о личности как самотворящей стихии, — Модернизм— отход от наглядности, дух эпатажа, — Анархизм и волюнтаризм— роль человека-бунтаря, — Прагматизм — стереотипы инструментальности эффективности, свободы поиска, волеизъявления и т.д., Принципы неклассической науки: — Полифундаментальность — представление о многоуровнево-системной реальности, — Интегратизм — представление о многомерной, поливариантной действительности, где целое и часть самодостаточны, —Синергизм— представление о самоорганизующихся, неравновесных, нестационарных, открытых, каталитических системах, кардинально отличных от классических элементарных, —Холизм— представление о действительности как об иерархии целостностей, —Релятивизм— идея естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации, но при допущении абсолютов, — Дополнительность — сознательное использование в исследовании групп взаимоисключающих понятий, при учете признаков опытной несовместимости: волна-частица, импульс-координата, —Когерентность — идея синхронизированности различных и кажущихся несвязанными событий, — Нелинейность — учет случайности, неопределенности, вероятности, —Топосы — допущение «перемешивания» частей с целым, перехода внешнего во внутреннее, — Симметрия — идея инвариантности параметров (величин, соотношений) относительно фиксированных групп преобразований, отказ от догмы индукетивной извлекаемости теории из реальности, —Утрата наглядности — утрата способности непосредственного наблюдения элементов изучаемой реальности, неизбежная математизация знания, — Отказ от определенности в доскональном смысле— идея дифференцированности точности и строгости, бессмысленности надежд на абсолютную точность и строгость знания, — Поворот от «бытия» к «становлению»— разрушение привычной дискретно-телесной интуиции, переход от идеи «существующего» к идее»возникающего», — Появление вычислительной науки(Computer Science) — переход от традиционных экспериментальных и концептуальных исследований к компьютерному моделированию, машинной имитации, — Интертеория— новый тип строения знания, каскадный принцип: теория развертывается как пучок, сериал относительно самостоятельных моделей-описаний предметной области, Постнеклассический тип науки («Неонеклассика»): — Смена натурализации аксиологической антропоцентризацией, — Не «знание—цель», а «знание—средство», — не знание—отображение, а знание—инструмент, сдвиг с субстанциализма на креативизм. Преобладающие тенденции постнеклассической науки (неонеклассической): — Синкретизм — сближение знания и ценности, истины и идеала, этики и науки, — Телеономия — вершение науки не цель, а средство самоутверждения человечества, — Новая рациональность — становление идеологии рациональности, представляющей собой гуманитарный антропоцентризм.

СВОЕ:

    — Еще Б.Паскаль отмечал, что в отношении разума допускаются две крайности: «зачеркивать разум, признавать только разум». — Гегель: «То самое, о чем дух имеет разумное знание, становится именно в силу того, что оно познается разумно, разумным содержанием». — положение И.Канта о том, что «определить границы рационального применения нашей познавательной способности мы можем, но определить границы в эмпирической области невозможно». — Согласно А.В.Панину, диалектический материализм основу рациональности человеческой деятельности «в первую очередь усматривает в ее целеполагающем характере, в детерминированности этой деятельности идеальными моделями предполагаемого будущего». — Мы исходим из того, что рациональным в широком смысле является все то, что доступно человеческому рассудку и разуму и что может быть выражено в понятиях и закреплено в знаках, языке. Рациональным в узком смысле является то, что уже получило выражение в понятиях и языке. — Рациональность вообще и рациональность познанияв частности связывают с целесообразностью, пониманием, концептуальностью, смысловой проблематикой. — Проблема— как правильно, адекватно выразить содержание чего-либо с помощью понятий и языка. — Познание, как можно видеть из истории, вполне совместимо с религией. Об этом говорит опыт всех донаучных типов познания, а также опыт, по крайней мере, ранненаучного и классического научного типов познания, представителями которых были, не много ни мало, сами основоположники этих типов познания – Ф.Бэкон, Ньютон, Лейбниц. — Правильное понимание соотношения знания и веры. — Психологически вера – это интегратор всех духовных сил человека, как носителя культурного качества. — Вера как атрибут человека связана со специфически метапознавательной, метадеятельностной функцией, направленной на преодоление человеком ситуаций неопределенности, неизвестности, непознанности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1343 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.