Решение проблемы расположения норм права по институтам и отраслям имеет важное практическое значение. Например, от того, в какой акт будет включена норма о выселении за совершение преступления — в Жилищный кодекс или УК — зависят применение (или, напротив, неприменение) иных правовых норм этих отраслей с соответствующими последствиями для осужденного. Поэтому для правильного определения места нормы права в правовой системе необходимо руководствоваться двумя основными критериями: предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, которые подвергаются правовому воздействию. Предметом правового регулирования могут быть не все общественные отношения, а лишь те, которые имеют следующие признаки:
ь допускают, по своей сути, внешний контроль за ними со стороны государства;
ь имеется необходимость их регулирования в общих интересах нормами права, а не другими социальными нормами;
ь являются устойчивыми, несмотря на некоторые изменения, объективно свойственные каждому социальному явлению.
Предметное своеобразие общественных отношений и соответствующая им специфика норм права являются объективным критерием для выделения отраслей права. Такие отношения весьма разнообразны: от отношений по избранию Президента до имущественных отношений между супругами. Ясно, нормами одних и тех же отраслей права такие отношения не урегулировать.
Однако по мере усложнения общественных отношений и, соответственно, всей правовой системы одного предмета правово-
го регулирования для классификации отраслей права стало не хватать. Например, земельные отношения в соответствующих предмету аспектах стали регулироваться нормами и конституционного (земля как часть территории государства), и гражданского (земля как недвижимое имущество), и экологического (земля как природный ресурс) права. Потребовалось выделение второго критерия, который, не отменяя первый — предмет правового регулирования, — дополнял бы его при построении системы права. Таким критерием стал метод правового регулирования.
Метод правового регулирования — это совокупность способов воздействия норм отрасли права на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что регулировать», то метод — на вопрос «как регулировать». Метод правового регулирования характеризуется следующими признаками.
l Основаниями возникновения прав и обязанностей участников общественных отношений. Они могут возникать из решений государственных органов (например, призыв на военную службу) или из договоров (купли-продажи и др.).
l Степенью самостоятельности участников общественных отношений. Нормы права могут исчерпывающим образом определять права и обязанности участников отношений либо допускать их установление или выбор самими участниками.
В зависимости от преобладания в методах правового регулирования того или иного из двух вышеназванных признаков они разделяются на императивный и диспозитивный. Императивный метод основан на подчинении одной стороны (частного лица) другой (государству). Диспозитивный метод основан на равенстве положения сторон, добровольности их вступления в правотношения, самостоятельности и автономии их воли. Отграничение императивного и диспозитивного методов производится также по следующим дополнительным признакам.
l Доминированием определенного вида норм, регулирующих общественные отношения: запретительных (запрет изготовления огнестрельного оружия), дозволительных (допущение неприменения кассового аппарата при торговле газетами), поощрительных (двойная оплата труда за работу в сверхурочное время), рекомендательных и т. п.
l Характером санкций за нарушение норм права. Они могут быть конституционными (отзыв депутата избирателями),
имущественными (бесплатная замена некачественного товара), уголовными (лишение свободы) и т. д.
l Субъектами и средствами восстановления нарушенных прав и принуждения к исполнению обязанностей участников правоотношений. Нарушенные права могут восстанавливаться без участия государственных органов (путем переговоров сторон, третейским судом, комиссией по трудовым спорам в конкретной организации и т. п.) либо с их участием (вышестоящими административными органами или судами). Если участник правоотношения не удовлетворен восстановлением своих прав без участия государственных органов, он вправе обратиться к ним за помощью. По этому признаку методы правового регулирования иногда классифицируют на метод убеждения и метод принуждения. В условиях неисполнения законов в РФ метод убеждения применяется сравнительно редко. Участники правоотношений, не желая уступать друг другу, обращаются в суды даже за разрешением незначительных вопросов, которые могли быть решены во внесудебном порядке.
Метод каждой отрасли права состоит из различного сочетания указанных признаков, которое не определяется законодателем произвольно, а формируется исходя из предмета правового регулирования, строения отрасли права, необходимости и эффективности того или иного способа воздействия на общественные отношения. Например, наказание за совершение такого общественно опасного деяния, как преступление, может быть исполнено только с участием государства в лице органов милиции, прокуратуры, суда, уголовно-исполнительного учреждения.
Однако даже предмет и метод правового регулирования не всегда позволяют четко разграничить отрасли права. Этот процесс подчас требует глубоких и долгих научных исследований. Учеными и в настоящее время ведутся споры о том, считать ли, например, земельное право самостоятельной отраслью права или рассматривать его как часть экологического (природоохранительного) права.
Публичное и частное право
Деление права на публичное и частное было признано в Древнем Риме. В соответствии с этим делением право состоит из двух частей, регулирующих отношения с участием государства (публичное право) или без него (частное право).
Деление права на публичное и частное имеет свои достоинства и недостатки. В нашей стране в настоящее время, в условиях переходного общества, оно способствует освобождению правосознания от представлений о всевластии государства, неоправданных надежд на помощь государства в решении вопросов, имеющих сугубо частный характер, обозначает сферы общественной жизни, вмешательство государства в которые запрещено или существенно ограничено. Тем самым исключается произвольное вмешательство в частную жизнь отдельных органов и должностных лиц государства, обеспечивается большая свобода и реализация прав личности. Собственно, обращение к изучению публичного и частного права в нашей стране в немалой степени обусловлено поиском новых форм взаимодействия государства, права, общества и индивида.
Публичное право — это сфера, связанная с властной деятельностью государства. Частное право — это сфера разгосударствления, децентрализации, свободы выбора частного лица. Соответственно, публичному праву свойствен императивный метод регулирования общественных отношений, а частному праву — диспозитивный. Исходя из этого к сфере публичного права относят такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, финансовое право; к сфере частного права — гражданское, семейное, трудовое право. К публичной и частным сферам относят, соответственно, международное публичное право и международное частное право.
Недостатки деления права на публичное и частное не менее серьезны, чем его достоинства. Не случайно в нашей стране такое деление правовой системы не только не отражено в законодательстве, но и не находит поддержки у ряда ученых.
Во-первых, деление права на публичное имеет надотрасле-вой характер. Основой такого деления является вторичный и в данном случае единственный критерий разделения права на отрасли — метод правового регулирования. Поэтому без предмета правового регулирования оно не может учитывать специфику различных общественных отношений.
Во-вторых, метод правового регулирования не может быть самодостаточным основанием для разделения права на какие-либо сферы, поскольку любой метод производен и зависим от предмета регулирования. Игнорирование этой закономерности приводит к наукообразному теоретизированию и искусственно-
му дроблению правовой системы, не обусловленному потребностями общественной практики.
В-третьих, разделение права на публичное и частное ведет к чрезмерному обобщению различных по своей сути общественных отношений. Ни одна отрасль права не может быть признана полностью частной хотя бы потому, что право в целом формируется государством, которое предусматривает в конкретных отношениях свое участие (или его возможность). Такое участие в зависимости от специфики общественных отношений происходит в самых различных формах, сочетающих в себе императивные и диспозитивные начала или даже противоречащих диспозитивно-му методу частного права. Например, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, т. е. относимых к частноправовым, государство выступает на равных началах с гражданами. Следовательно, в данном случае в отношениях с участием государства неприменим императивный метод регулирования. Отсутствие же необходимости участия государства в регулировании общественных отношений свидетельствует о том, что они должны регулироваться не правовыми, а иными социальными нормами.
Кроме того, объективно непрерывное изменение жизни оказывает существенное влияние на предмет регулирования частного и публичного права. Те сферы общественных отношений, в которых ранее участвовало государство, со временем перестают быть публично-правовыми. В то же время вовлечение в законодательное регулирование новых общественных отношений обусловливает и новое участие в них государства.
Таким образом, при изучении правовой системы России нельзя замкнуться на ее делении на публичное и частное право, поспешно и без должной критичности заимствованному из зарубежных правовых систем. Для практической деятельности требуется более глубокое знание правовой системы, исходя из предмета и метода регулирования каждой отрасли права.






