Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих государствах. Система воспитания в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия) (См.табл. 3).
Развитие педагогической мысли в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель. Система образования и формирования личности в Древнем Риме. Элементарные, грамматические и риторские школы. Вопросы воспитания в сочинениях римских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан).
* * *
Временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н.э. до V века н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским миром, христианством и породил эпоху средневековья.
Воспитание и обучение юношества в Греции отражено в поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Внимание к воспитанию детей было большим, сложился образ совершенного человека, развитого умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью.
Вершиной педагогической мысли Древней Греции справедливо считается Сократ (ок.470–339гг. до.н.э.). Он характеризовал воспитание как «второе рождение» («Познай самого себя!»). Стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения (сократические беседы).
Платон (428/427–348/347гг. до н.э.), ученик Сократа. По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах.
Аристотель (384–322гг. до.н.э.) – ученик и продолжатель идей Платона. Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи. Аристотель полагал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни и предложил свою концепцию воспитания и образования.
(См.табл. 4).
Цицерон (106–43гг. до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Цицерон считал, что единственным путем для достижения человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.
Квинтилиан (ок.35–ок.96гг.) был первым римским учителем риторики, автором сочинения «Наставление оратору», где он изложил свои представления об обучении риторике. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
Рекомендуемая литература
1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M.,1963.
2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М., 1961. – Т. 1.
3. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Очерки развития педагогической теории. – М., –1979.
4. История Древнего Рима. – М., 1981.
5. История Древней Греции. – М., 1986.
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
7. Пряникова ВТ., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.1995.
Таблица 3
Системы воспитания в античном мире.
Система воспитания
В Спарте В Афинах
до 7 лет – Семейное воспитание | до 7 лет – Семейное воспитание | |
Школа кифариста (музыка, пение, поэзия) Школа грамматиста (чтение, письмо, счет) до 13 – 14 лет до 18 лет – агеллы: – физическое воспитание – военные упражнения – музыка, пение, религиозные танцы, навыки чтения и письма. | ||
до 20 лет – эфебия. | до 16 лет – палестра (школа борьбы) | |
до 30 лет – воинская служба | до 18 лет – гимнасии (философия, политика, литература, гимнастика). | |
до 20 лет – эфебия | ||
до 30 лет – воинская служба |
Таблица 4
Развитие педагогической мысли в Древней Греции.
Возрастная периодизация: от рождения до 5 лет от 5 до 7 лет от 7 до 14 лет от 14 до 21 года | Требовал учета возрастных особенностей. Обосновал значимость нравственного и эстетического воспитания. |
Развитие образования и педагогической
мысли в эпоху средних веков (V–XVIIвв.)