Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи Возрождения: историко-культурологические предпосылки




Много пропустил...

Философия Ницше

Философия Ницше, также, как и марксистская философия относится к неклассической. Однако, если марксизм обращался к национальным не философским основаниям, получаемым посредством, прежде всего науки, то Ницше и некоторые другие философы обращались к иррациональным моментам. В целом философия Ницше носит критический характер в отношении норм, правил и принципов, связанных с моралью и обществом, и является реакцией на кризис моральной и духовной жизни второй половины 19 века. Ницше не ставит традиционных классических философских вопросов, связанных с бытием и познанием, сфера его интересов в широком смысле отношений между людьми. Эти отношения, по его мнению, должны определятся естественными основаниями, род которыми он понимает “волю к жизни”. Соответственно те, у кого “воля к жизни” выражена ярче должны доминировать в обществе и подчинять своим интересам тех, у кого она слабее. Мораль, и в особенности христианская, по мнению Ницше нарушает этот естественный принцип и приводит к деградации человека и общества. В целом по Ницше человек слаб и ущербен, и поэтому те, кто способен принимать общественно значимые решения должны действовать в направлении преодолении человеческого (“человек то, что должно преодолеть”) и устремленности к сверхчеловеку для чего необходимо пренебрегать христианскими моральными нормами (“падающего толкни”, “Бог умер”). Обоснование “воли к жизни” носит у него иррациональный и полумистический характер. В целом философия Ницше (как и других иррационалистов) имеет явно выраженный антигуманный характер, что приводит к негативным последствиям, как для самого Ницше, так и для других сторонников этой философии. Говоря современным языком, Ницше совершенно не рассматривал социально-культурную природу человека сосредоточившись на индивидуально-“биологической”. В этом смысле с позиции сегодняшнего дня природа человека (его суть) гораздо сложнее, чем представлялось Ницше, культурно-социальное теснейшим образом переплетено с индивидуально-биологическим и эта взаимосвязь проявляет себя различным образом в разных культурах в разное время. Решать вопрос о природе человека с позиции сегодняшнего дня можно только в контексте культурно-исторических трансформаций в широком смысле.

 

 

Г. Сковорода как наиболее яркий представитель украинской философии.

 

 

Сковорода является ярким, оригинальным и самобытным мыслителем, который выдвинул ряд идей, частично совпадающих с идеями западной философии, а частично превзошедших ее на тот момент. Наиболее важными являются идеи о трёх мирах и двух натурах, а также идеи о сродном труде. Первые имеют антологический характер и в ней присутствуют элементы платонизма. Согласно Сковороде, мир состоит из трёх миров и двух натур. Натуры - видимое и невидимое, то есть материальное, которое мы способны воспринимать органами чувств и духовное, которые мы воспринимаем сознанием (также как у Платона). Соответственно миры также представляют собой материальный мир, духовный мир объективного и символический мир Библии, мир символов, который связывает первый и второй. Задачей философии и соответственно философов Сковорода видел в поиске пути к счастью. Счастье Сковорода понимал как душевную гармонию с самим собой (в этом смысле он был близок к античным стоикам). Необходимым условием для наличия этой гармонии, с учётом социальной природы человека была идея “сродного труда”. Согласно этой идее человек может быть счастлив только тогда, когда социальная деятельность (труд в широком смысле) будет соответствовать его индивидуальной природе, то есть его представлениям и способностям, и соответственно будет приносить человеку моральное удовлетворение. Такая постановка вопроса о труде как источнике морального удовлетворения была оригинальной для европейской философии и была повторена в ней более чем через сто лет марксизмом.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.