Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская концепция Аристотеля




 

Философская концепция Аристотеля базируется на философии Платона за одним исключением - он принципиально отрицал самостоятельное существование идей, приводя ряд аргументов о том, что постулат об этом существовании бессмысленные и логически противоречив. Соответственно, если у Платона идеи существуют самостоятельно, в душе человека и в вещах, причём первичным существованием является самостоятельное существование, то у Аристотеля идеи существуют только в душе и в вещах и называются не идеями, а формой. Первичным существованием обладают единичные чувственно воспринимаемые вещи, такие как это стол, это ручка, это дерево и т.п. Эти вещи являются первичным бытием. Это бытие есть единство двух составляющих - материи и формы. Под материей Аристотель понимает чувственно воспринимаемый материал из которого состоит вещь. В общем виде Аристотель понимает под материей то, что не содержит формы, но способно её иметь. Под формой Аристотель понимал понятие, содержащее в себе основные системообразующие элементы вместе со своим определением. Таким образом, всякое существующее должно иметь и материю, и форму. Материя без формы не существует, форма без материи существует как особый случай в качестве перводвигателя. Форма как понятие у Аристотеля существует объективно вне зависимости от нашего сознания, она веяна, абсолютна и неизменна. Единично чувственно воспринимаемые вещи, которые первично существуют, Аристотель называет также сущностью или латинизированная субстанция. Сущность (субстанция) - это то, что для своего существования не нуждается не в чем другом, кроме самого себя. Такой аналитический подход был полезен на ранних этапах становления философии, науки и культуры, однако, позднее, с 19 века, стал мало результативен. В целом эта концепция о существовании Аристотеля получила название метафизика и как отдельная философская дисциплина о внечувственных началах существования, и как аналитический метод, рассматривающий всякое явление изолированно вне связи с другими. Эта концепция имела очень значительное следствие. Первым делом она обосновывала необходимость существования отдельной дисциплины о понятийном мышлении в виде логики, которую и создал Аристотель. Создание логики позволило заложить фундамент любого научного теоретического знания, тем самым обусловить появление науки в её современном понимании. Поэтому Аристотеля можно считать отцом науки и первым учёным. Тезис о существовании как единстве материи и формы открывает равные возможности в познании как для чувственного опыта, так и для рационального осмысления, что в свою очередь открывает возможность и необходимость познания природы, и Аристотель является фундатором не только науки в целом, но и научного естествознания. В частности, он является отцом-основателем физики, биологии, метеорологии и ряда других наук. В физике он формулирует основной закон движения, согласно которому движение и покой носят абсолютный характер, и всякое движение возможно под действием внешней силы, тело не может быть причиной движения самого себя. Если приложить эти принцип ко вселенной в целом, которая у Аристотеля ограничена, сферична, единственна и вечна, то можно утверждать, что поскольку вселенная находится в вечном движении, то должен быть источник этого движения. Он не может быть материальным, поскольку в этом случае его самого необходимо приводить внешним воздействием в движение, следовательно, он есть чистая форма. Это и есть уникальный случай существования чистой формы в виде перводвигателя. Поздним христианским теологам концепция перводвигателя помогла отождествить его перводвигатель с Творцом. Таким образом, учение Аристотеля можно рассматривать как вершину античной философии и культуры, которая заложила основы дальнейшего развития европейской культуры еще в античное время (эпоху эллинизма и Римской империи) и которая восстановилась и продолжилось со второй половины эпохи средневековья.

 

Поздняя античная философия (нет)

Средневековая философия

 

Средневековая философия развивалась и функционировала в рамках средневековой культуры и являлась ее идейным “идеологическим” отражением. Сама средневековая культура также неоднородна и в ее составе можно выделить как минимум три составные части: западная христианская культура, восточная христианская культура и исламская культура. В каждой из них была специфическая философская ситуация, хотя все они были связаны между собой, прежде всего античной традицией.

Византийская культура после кризиса античного мира сохранилась в рамках сохранившегося государства - Византийской империи. Она аккумулировала в себе значительную часть достижений античной философии и культуры, сохранив их и передав другим культурам. Однако, эта культура носила ярко выраженный христианско-теологический характер, в рамках которого античное наследие не получило развитие за исключением позднеантичных традиций, прежде всего неоплатонизма. Оригинальная философия Византии носила теоцентрический и мистический характер, что было связано со спецификой культуры, политическими, экономическими и другими условиями.

Исламская культура как молодая культура восприняла достижения античности, систематизировала их. В отношении философии античность превзойдена не была, хотя наследие античных философов было детально систематизировано, что в дальнейшем сыграло позитивную роль, а в отношении наук в ряде научных дисциплин таких как математика, медицина, практическая астрономия и некоторые другие, античное наследие было превзойдено. В целом эта культура охватывала арабский и таджико-персидский регион, и она стабильно существовала и развивалась до 1-й четверти второго тысячелетия нашей эры. Многие учёные были одновременно и философами, которые использовали философию для развития исламского богословия.

Западно-христианская культура находилась в кризисе, который получил название “тёмные века” - с начала средневековья и примерно до его середины. Это был кризис всех институций, из всего античного наследия сохранился только институт церкви. Уже в поздней античности философия приобретает теологический характер, формируются христианская апологетика и патристика (учения отцов церкви). В целом в Западной Европе в “темные века” наблюдалась экономическая и политическая нестабильности и ни о какой философии речь не шла. Ситуация стала стабилизироваться в 8 веке, и политическая стабильность наступила с созданием Священной римской империей Карла Великого. Это же совпало с окончанием климатического кризиса. Эти два обстоятельства породили “волну градообразования”, которая в 9-11 веках охватила собой всю Европу. На территории Западной Европы города либо возрождались на основе римских городов, либо возникали заново по их образу и подобию, а в Восточной Европе они возникали самобытно. Это различие просматривается в образе жизни, комфорте и прочее. Специфика городского образа жизни сформировала определённые запросы на решение проблем и эти запросы могли быть удовлетворены при помощи медицины и права. При монастырях возникали соответствующие школы. Спрос на специалистов превышал предложения, что подтолкнуло преподавателей этих школ работать во “внеурочное время” и для защиты своих прав от посягательств церкви вместе со своими слушателями объединятся в корпорации, сообщества, которые получили названия университеты. С начала церковь преследовала университеты, а потом их взяла под свою опеку.

 

Средневековые университеты (нет)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1234 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.