Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Парменида и его учеников элиатов




 

Парменид вычленяет свойства существования и придаёт ему самостоятельный статус “бытие есть небытия нет”. Этот подход увязывает единое целое, с одной стороны объективность окружающей действительности, а с другой стороны нашу способность фиксировать эту объективность, прежде всего через свойства существования в нашем мышлении. Таким образом Парменид фиксирует тождество между бытием и мышлением, которое можно сформулировать - все бытие есть мышление. Это тождество открывает огромные перспективы развитию европейской науки. “Ядерная бомба впервые взорвалась в Поэме Парменида о природе”. Таким образом, Парменид вместе с онтологией формулирует первую онтологическую концепцию, которая описывает бытие. В этой концепции бытие является той низменностью, относительно которой мы можем фиксировать изменения. Сам Парменид и его ученики считали, что неизменная статичное и целостное бытие является истинно существующим, а любое изменение и множественность являются кажущимися, фальшивыми. В подтверждение этого ученик Парменида – Цйенон придумал рпротиворечий оре которые показывают ошибочность и ложность представлении об изменении и представлении об множественности. Выход, разрешение этих опорий возможно было несколькими способами

 

Апории зенона (нет)

Демокрит и Эпикур (нет)

 

Философия Платона, учение про идеи, познание. Отношение к искусству. Концепция “идеального” государства.

Сократ и софисты.

 

Фигура Сократа является ключевой и переломной для античной философии, культуры и всего того, что на них основано. Сократ (430-399 гг. до н.э.)- это период расцвета классической афинской культуры, которая характеризуется в том числе и развитыми формами народовластия (по гречески - демократия). В Афинах функционировала сложная политическая демократическая система, в которой все мужчины, способные носить оружие участвовали в политических процессах и управлении Афин. В этом контексте особую ценность приобрело умение убеждать и доказывать свою точку зрения. Появились платные “учителя мудрости”, которые учили этому. Они назывались софистами (от греческ. - мудрость). Наиболее известные среди них Горгий, Протогор и др. Своё умение они обосновывали, в частности, тезисом “человек - мера всех вещей”, что предполагало субъективизм при описании и решении всех проблем. Истина у софистов была субъективна и, в конечном итоге, подчинялась выгоде.

На этом фоне Сократ, которые не преследовал личные корыстные мотивы занял иную позицию, утверждая, что истина носит объективный характер. Цель философии по его представлению заключается в поиске этических норм, правил и принципов, философия не должна касаться природы, в силу того, что достоверно узнать о ней мы все равно ничего не сможем, но она должна изучать человека, поскольку может его познать (“познай самого себя”). Сократ считал, что все человеческие беды и несчастья от незнания того, что есть добро. Люди стремятся к добру, но не зная, что это такое вершат зло, думая, что это добро. Поэтому, если философия даст им знания о добре, то всем будет хорошо. Сократ исходил из того, что знания о добре присущи людям изначально, просто оно скрыто под ошибочными мнениями, которые человеку нужно помочь сбросить. Для этого разрабатывает специальный метод под названием маевтика (повивальное искусство). Представление о добродетели должно функционировать в рациональной форме в виде понятий об этических категориях и их определениях. Эти понятия должны носить всеобщий, абстрактный и универсальный характер. Тогда рождение истины при помощи маевтического метода есть определение этических понятий. Сам метод маевтики состоял из иронии, сомнения, недоумения, наводящих вопросов и формулировки определения этического понятия. Проблема, которую поднимает Сократ, в отношении этических понятий, на самом деле гораздо более фундаментальней и значимей и касается человеческого мышления в целом. В самом общем виде её можно сформулировать как проблему соотнесения и взаимосвязи мыслимых, ментальных конструкций, прежде всего в виде понятий и ещё больше символов и реальности, которую мы воспринимаем посредством органов чувств. В зависимости от решения этой проблемы мы получаем различные варианты культуры, но принципиальным является то, что только Сократ в рамках античной греческой культуры сформулировал эту проблему в явном виде, тем самым поставив проблему мышления в центр научного внимания, что в конечном итоге и обусловило последующий рывок и развитие европейской культуры. Сократ сделал первый шаг в направлении генезиса рациональности в явном виде, а сформировал рациональность в виде логики (как науки) Аристотель, ученик Платона.

 

Платон (419-327 гг.) - выдающийся философ античности, ученик Сократа. Представитель аристократической семьи Афин, начинающий поэт.

Основным достижением Платона была его теория идей, которой он, с одной стороны, решал проблему взаимосвязи символов (понятий), а с другой стороны, обосновывал справедливое государство, построенное на совершенно рациональных принципах. Теория идей отвечала на вопрос о первичном, истинном существовании. Согласно этой теории, идеи обладают первичностью существования и их существование предшествует существованию единичных вещей. Сами идеи представляют собой совокупность системообразующих характеристик или свойств, единичных чувственно воспринимаемых предметов, которые по этим свойствам мы можем сгруппировать в роды и виды. Эти свойства выражены в понятии и, согласно Платону, существуют самостоятельно в “мыслимом месте”. Идеи выполняют ряд функций. В частности, они являются порождающей моделью вещи, её пределом. Идеи вечны, абсолютны и неизменны. Таким образом, понятие как символ у Платона предшествует и порождает объекты чувственного мира. Теория идей предполагает следующую картину мира и картину познания (онтологию и гносеологию): мир имеет два начала в виде материи и в виде идей. Материя представляет собой некий “материал”, который мы способны воспринимать нашими органами чувств. Изначально он находится в состоянии хаоса, и все время к хаосу стремится. Демиург, он же “мастер, устроитель”, упорядочивает материю посредством идей, то есть “присоединением” к материи идеи придаёт ей форму реальных вещей, создавая тем самым материальный мир. Материальный мир в целом ограничен, он есть живое одухотворенное существо, построенное по законам гармонии и состоящая из восьми сфер, вложенных друг в друга. В центре находится Земля, далее идут сферы луны и солнца, Меркурия, Венеры, Марса, далее - сферы Юпитера и Сатурна, и замыкает - сфера Неподвижных звёзд. Сфера Неподвижных звёзд разделяет мир материальный и мир идей, и является препятствием для наших органов чувств, которые не могут проникнуть в мир идей. Материальный мир находится во времени, то есть в нём вещи появляются и исчезают, тогда как мир идей неизменен. Человек живёт на Земле и обладает душой. После его смерти душа отделяется от тела и устремляется на (за) Небеса, проходит через сферу Неподвижных звёзд и попадает в мир идей, где пребывает какое-то время, видит все что там происходит, а потом возвращается в новорожденное тело. По мере взросления человека он припоминает все, что с ним происходило в мире идей, тем самым выступая переносчиком идей в материальный мир. Таким образом, познание - есть процесс припоминания. В целом концепция Платона (теория идей) была целостной, законченной теорией, которая решала ряд вопросов, однако, обладала рядом недостатков, на которые указал Аристотель, и, преодолев которые, ему удалось создать свою концепцию. К этим недостаткам могут быть отнесены:

Неудовлетворительный тип связи между чувственными телами и миром идей. В концепции Платона эта связь реализуется через посредника, тогда как посредника можно не всегда указать в первую очередь, в отношении естественных природных процессов.

Теория идей игнорировала как несущественные любые изменения и поэтому не объясняла их.

В целом Теория идей Платона не побуждала к активному эмпирическому познанию, что безусловно являлось негативом.

 

Теория идеального государства была социальным воплощением теории идей и быта призвана обеспечить реализацию социальной справедливости, которую Платон представлял, как соответствие внутренних (душевных) характеристик и внешнего социального статуса. Платон выделяет 3 типа душ:

1. Философы;

2. Мудреци;

3. Воины.

все остальные (торговли и ремесленники) и неопределённый статус у рабов.

Соответственно в государстве функционирует эти четыре типа людей: философы управляют, воины обеспечивают его внутреннюю и внешнюю безопасность, а торговые ремесленники, крестьяне обеспечивают экономические стабильность и развитие. Такое общество не является кастовым, в силу того, что в этом обществе отсутствует институт семьи. Воспитание детей коллективное в соответствии с теми наклонностями, которые у них обнаруживаются. Даже во взрослом состоянии можно переходить из родной группы в другую, если обнаруживаются соответствующие свойства души. Женщины наделены равными правами с мужчинами. Собственностью в этом государстве обладали только третья группа в той мере, в какой это было необходимо для выполнения профессиональных обязанностей. Первый и вторая группа частной собственностью не обладала. При всей позитивности модели идеального государства у него есть один недостаток, который существенным образом затрудняет его реализацию и этот недостаток связанный с системой управления. Философы управляют обществом посредством законов, которые обязательны к исполнению. У Платона законы носят объективный характер, они не придуманы философами, а “узримые умом”. В реальности объективных законов нет, они придумывались для регуляции ситуации и, когда ситуация абсолютно нова, трудно подобрать законы под неё.

 

Аристотель





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 672 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.