Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек и личность. Человек и социум




Проблема личности – одна из центральных во всей системе гуманитарных наук. И каждая из теоретических дисциплин (философия, естествознание, психология, социология), изучающих личность, по–своему очерчивает ее образ, рассматривает ее под собственным углом зрения.

Человек - это понятие, характеризующее биологические и социальные качества и способности, присущие всему человеческому роду. Человек – представитель биологического вида «гомо сапиенс», высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Это особый биологический вид, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

Человек – понятие многоаспектное, ему присущи различные социально – психологические градации: индивид – индивидуальность – личность.

Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, а также член какой-либо социальной общности (объединение индивидов), ее составной элемент. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. Человек берется здесь безотносительно своим социальным и психологическим свойствам.

Гораздо содержательнее другое понятие – индивидуальность. Оно обозначает уникальность и неповторимость человека, его особенности и неповторимые черты, делающие его непохожим на других людей. Понятие «индивидуальность» обозначает физические и психические особенности человека, отличающие его от других людей, других индивидов.

Личность – еще более сложное, значимое понятие, обозначающее человека как представителя общества. Л ичность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

В понятии «личность» фиксируются, прежде всего, социальные качества человека, т.е. те, которые вырабатываются под воздействием общественно-значимых факторов, в процессе деятельности личности в обществе.

Личность – это конкретно-историческое явление. Общество может находиться на разных этапах своего развития, что предполагает разные типы общественных отношений, разные культурные эпохи, различные типы мировоззрения и специфические исторические типы личности в зависимости от преобладающих ценностей, которые и определяют поведение человека.

В истории философии проблема личности обсуждалась, начиная с античных времен. Представитель средневековой патристики Августин одним из первых поставил в философии эту проблему, считая личностью абсолютно каждого человека, даже ребенка.

В философии Нового времени широкую известность приобрело кантовское понимание личности,предусматривающее ее автономию, т.е. следование сознательно избранной максиме поведения: принцип поведения ставится выше желаний и обстоятельств, и он направляет все поведение человека («поступай так, чтобы максима твоего поведения могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства»).

Бруно Беттельгейм в книге «Просвещенное сердце» (1938 г.) описывал существование личности в экстремальных условиях фашистских концлагерей Дахау и Бухенвальд и сделал вывод, что, когда разрушается личность, тогда погибает и человек. Человек должен придерживаться каких-то (даже самых элементарных) нравственных принципов человеческого поведения. Если их нет, то начинается общая деградация поведения, и человек гибнет. Перед самоубийством у человека наступает период «беззакония» - ничто не свято. В экстремальных условиях человек выбирает доступные правила поведения и жестко им следует, он пытается сохранить автономию личности, т.е. самозаконность, или самодетерминированность. Поэтому жизнеспособность человека в его воле к жизни покоится на личностном усилии самого человека, тогда как у животных эта тяга непроизвольна.

Личностью не рождаются, а ею становятся в процессе своей жизнедеятельности. Индивид должен выработать в себе личность, создать себя как личность.

Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения опыта, ценностей, традиций данного общества. Это процесс вхождения индивида в социальную среду.В этом процессе человек учится выполнять социальные роли (ребенка, студента, супруга и т.д.), обретает определенное место в обществе (социальный статус). Таким образом, главным условием формирования личности является общение с другими людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви и т.д., формируют социальную личность. Основной путь и единственный способ стать личностью – это человеческая деятельность (активное отношение к Миру, имеющее определенную цель).

Условия социализации индивида:

- активность со стороны самого человека – он должен сам распредметить те смыслы, которые закодированы в предметах и явлениях окружающего мира; эти смыслы заданы, а не даны;

- общение, в котором совместно с другими людьми, с их помощью он овладевает смыслами культуры. Связь поколений осуществляется через обучение культуре.

Основные институты социализации: семья, школа, общество сверстников, трудовой коллектив, СМИ. Выделяют уровни социализации (соответствуют процессам взросления): уровень семьи (здесь развивается прямохождение, речь, ребенок получает основные представления о нормах поведения); уровень социальной группы (приобретение личностного статуса человека, самооценка, оценка его способностей и уровня его развития); уровень общества в целом (планетарное мышление, конфессия, традиции, формирование основных мировоззренческих установок).

Различают также стадии социализации:

1) первичная социализация (стадия адаптации) - от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, подражает, приспосабливается;

2) стадия индивидуализации (промежуточной социализации) - подросток желает выделиться, критически относится к себе, формируется самооценка, характер, мировоззрение. Этап заканчивается в юношеском возрасте (18-25 лет), вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - нахождение своего «Я», своего места в обществе;

4) трудовая стадия - это период зрелости человека, его трудовой активности, когда не только идет усвоение социального опыта, но и активное воздействие на социальную среду через деятельность;

5) послетрудовая стадия - пожилой возраст, когда происходит процесс передачи социального опыта новым поколениям.

Человеческая личность формируется на 70% в детстве. Дети, изолированные от общества, в социальном плане остаются несоциализированными (всем известен феномен Маугли), а взрослые в изоляции способны социально не погибнуть (Робинзон Крузо).

4. Смысл человеческого бытия. Это центральная проблема мировоззрения. Однако далеко не все понимают сущность проблемы: многие путают проблему смысла с проблемой цели и отвечают на вопрос о смысле жизни, например, так: «Смысл моей жизни – получить высшее образование (вырастить детей, выйти замуж, заработать много денег и т. п.). Очевидно, что одно и то же действие или цель могут иметь разный смысл. Существует известная притча о возчиках камней: на вопрос: «Что ты делаешь?» три возчика дают разные ответы. Первый ответил: «Не видишь, что ли? – Камни вожу». Второй сказал: «Деньги зарабатываю». А третий сказал: «Храм строю!». Так и любая цель, которую мы преследуем в своей жизни, может иметь для нас различный смысл. Например, один хочет поступить в вуз, чтобы получить специальность, другой – чтобы получить знания, третий – чтобы продолжить семейную династию и т. д.

Многие считают, что над смыслом жизни надо задумываться не в молодости, а в старости. Некоторые считают, что эту проблему вообще нельзя разрешить. Но, если человек на вопрос о смысле жизни отвечает: «Не знаю, еще не решил», - это не значит, что у него нет смысла жизни, ведь все его поступки и действия совершаются на какой-то основе. Это свидетельствует не о неразрешимости проблемы, а о неглубине и незрелости его самосознания.

Если человек не задумывается над проблемой смысла жизни, то он становится заложником своего времени и его стереотипов: он будет бессознательно следовать тому решению, которое уже есть в данной культуре и усваивается человеком через систему воспитания и образования как единственно возможное.

Смысл жизни это не просто цель жизни, а высшая, конечная цель жизни и одновременно предельное основание нашей жизни. Поиск смысла жизни – это поиск ее безусловного значения, это попытка установления связи между своей индивидуальной жизнью и каким-либо универсумом: Богом, космосом, родом и т. д. Поэтому решение проблемы смысла жизни напрямую зависит от решения другой философской проблемы – сущности человека.

Сущность человека Понимание смысла жизни
Духовная Духовное совершенствование, раскрытие в себе абсолютного начала, служение Богу
Социальная Служение обществу, жить на благо других людей
Разумная Служение Истине, постижение мира и себя
Биологическая Жить ради себя, ради удовольствий и счастья
Творческая Творить Красоту, преобразовывать мир
Сущности нет Смысла жизни нет, либо личность сама выбирает смысл жизни

Проблема смысла жизни имеет конечное число своих рациональных решений, несмотря на то, что в обыденном сознании существует мнение, что у каждого человека свой смысл жизни: сколько людей – столько и решений. Конечно, эту проблему каждый человек решает сам, но число решений не бесконечно. Более того, если о вкусах не спорят, то по проблеме смысла жизни мыслящие люди все-таки склонны спорить, не удовлетворяясь чисто субъективной уверенностью в своей правоте. Нахождение смысла жизни предполагает нахождение того, что объединяет (может объединить) всех людей – Высшую ценность, Абсолют. Бессмысленна жизнь, не имеющая связи (субъективной или объективной) с каким-либо Целым. Поэтому проблема смысла жизни – это проблема поискаистинной жизни.

Рассмотрим некоторые точки зрения на то, как надо жить, чтобы жизнь имела смысл:

1. Эвдемонизм – человек живет для счастья, которое выступает высшей ценностью человеческой жизни. С критикой эвдемонизма выступил Василий Розанов, русский писатель, публицист, философ конца 19-начала 20 века (как видно, ориентация на счастье характерна не только для современной эпохи).

В. Розанов подробно анализирует то содержание, которые люди обычно вкладывают в понятие «счастье». Он приходит к выводу, что счастье означает, как правило, достижимость целей, удовлетворенность желаний, отсутствие страданий. Его можно выразить в предметных, определенных характеристиках, чего не скажешь о ценностях духовных. Поэтому ориентация на счастье предполагает рассмотрение человека как биологического, а не как духовного существа. (При духовном понимании сущности человека страдание не отрицается, как в эвдемонизме, а считается необходимым путем к высшему состоянию человека, страдание ценится выше счастья.)

Более того, как показывает В. Розанов, счастье является состоянием, которое нельзя достичь; горизонтом, до которого нельзя дойти: за одной достигнутой целью следует другая, за удовлетворенными желаниями возникают новые и т. д. Такого состояния, когда человек скажет: все, мне хватит, больше никаких благ мне не надо, - на земле не достичь. Поэтому погоня за счастьем обрекает человека на вечное недовольство собой, миром и людьми.

Обратившись к всемирной истории, В. Розанов обнаруживает, что идея счастья неизменно обретала популярность в кризисные эпохи социокультурного развития. «По-видимому, человек усомнился в существовании для него каких-либо высших целей, после того как он несколько раз и так неудачно пытался жить для этих других целей»[10], – пишет он. Возвеличивание ценности счастья, таким образом, есть следствие пессимизма, духовного кризиса.

Идеалу счастья В. Розанов противопоставляет идеал радости. Идеал счастья связан с рациональным восприятием мира. Счастье зависит от внешних обстоятельств, радость – от внутренней жизни. Ориентация на счастье характеризует внешнюю жизнь человека, т. е. чувственную, материальную, земную. Ориентация на радость – внутреннюю жизнь, т. е. духовную, нематериальную, небесную. Это прямо противоположные тенденции, одна – разрушительно, а другая – творчески, созидающе действующие на человеческую душу. Как пишет В. Розанов: «Свидетельствует история: еще никогда радующийся человек не пожелал умереть, как это слишком часто желал человек наслаждающийся»[11].

В. Розанов не отрицал необходимости совершенствования и преобразования условий жизни, но считал, что преобразовать мир может только духовно преображенный человек.

2. Натуралистическая концепция, ориентированная на природного, телесного человека и его материальные ценности.

3. С мысл жизни как достижение полноты бытия. Е.Н. Трубецкой – русский религиозный философ, последователь философии всеединства В. С. Соловьева, исходит из того, что в жизни человека и человечества существуют две линии жизни: горизонтальная (плоская, земная) и вертикальная (восходящая, небесная). Все существовавшие в истории человеческой мысли попытки ответить на вопрос о смысле жизни лежат на этих двух путях. Натуралистическая (языческая) концепция ищет ответ на горизонтальной линии жизни. Поиски на вертикальной линии жизни образовывали мистические концепции смысла жизни, отрицающие все натуральное в жизни человека и ориентирующие его исключительно на духовные ценности.

Однако, как считает Е.Н. Трубецкой, оба эти решения не приносят человеку удовлетворения: натуралистические концепции оставляют нереализованными духовные потребности человека, мистические концепции пренебрегают телесными, материальными потребностями. Человек же есть единство души и тела. Только на пересечении и объединении двух линий жизни человек обретает свою целостность и полноту бытия, которая и есть главная задача человеческой жизни.

Сам Е.Н. Трубецкой понимание смысла жизни как достижение полноты бытия трактует соответственно сути христианского учения, которое пророчествует о грядущем воссоединении неба и земли, бога и мира, духа и материи. Пересечение горизонтальной и вертикальной линии жизни образует крест: путь, ведущий к полноте бытия, – это крестный путь, путь скорби и страдания. Но только через этот путь человек может обрести радость бытия. Страдание оправдано, так как внутренне связано с радостью, аналогично тому, как рождение нового человека искупает и оправдывает родовые муки роженицы. Таким образом, смысл человеческого бытия состоит в реальном принятии и воплощении Креста как символа единения Мира и Духа.

Тем не менее, атеистическое понимание смысла жизни как достижения полноты бытия не менее оправданно.

4. Бессмысленность жизни. В новейшей философии такая позиция представлена в экзистенциализме, в частности французским философом и писателем ХХ века А. Камю.

Рассмотрим идеи его знаменитого философского эссе «Миф о Сизифе». А. Камю начитает свое эссе с тезиса: основной вопрос философии – это проблема самоубийства, то есть проблема – стоит ли жизнь, чтобы ее прожить? По мнению А. Камю, основой жизни является положительный ответ на вопрос о ее смысле, и наоборот, отрицание у жизни какого-либо смысла приводит человека к самоубийству. Однако, как считает А. Камю, «логических самоубийц», т.е. убивающих себя только на основе философского вывода о бессмысленности жизни, если не считать литературных персонажей, попросту не бывает. Идея бессмысленности жизни – это только идея и, как всякая идея содержит в себе момент сомнения. Самоубийства в реальной жизни, конечно, происходят, но, считает А. Камю, их подлинной причиной может быть равнодушие близкого человека, нанесенная кем-то обида или что-то еще, но не чистая философская идея.

Более того, в противовес общепринятой точке зрения А. Камю считает, что человек, не видящий в жизни вообще какого-либо смысла, более далек от самоубийства, чем человек, верящий в наличие смысла. Самоубийцами становятся именно те, кто верит в смысл! В качестве смысла жизни люди выдвигают и пытаются достичь какого-либо Абсолюта: Истину, Добро, Красоту, Справедливость и т. п., - однако в мире, где нет бога, абсолюты недостижимы. Поэтому любая деятельность человека в мире абсурдна, как абсурдна (то есть бесполезна и бессмысленна) работа героя греческой мифологии Сизифа, который приговорен богами вечно вкатывать в гору огромный камень, с тем, чтобы катить его вновь и вновь, так как камень не может удержаться на вершине горы и скатывается вниз.

Абсурд не в мире и не в человеке, а в их взаимодействии, то есть в человеческой деятельности, которая всегда направлена на какую-то цель, в конечном счете – на абсолют. Человек, верящий в смысл жизни, наивен: он не сделал из тезиса «бога нет» всех необходимых выводов, он питает иллюзии религиозного сознания. Он винит себя в том, что его камень (у каждого – свой) в очередной раз сорвался. Он склонен отчаиваться – вплоть до самоубийства. Он не понимает, что дело не в том, что у него не хватило сил, таланта или мужества в достижении Цели, а в том, что человеческая ситуация в мире изначально безнадежна: в мире, в котором нет Бога, любой камень обязательно сорвется! Человеческая деятельность, его жизнь в целом – это всегда сизифов труд. Личность, осознающую это и не строящую никаких иллюзий, А. Камю называет абсурдным человеком. Первым абсурдным человеком был, разумеется, Сизиф.

Итак, жизнь бессмысленна, а деятельность человека абсурдна. Казалось бы, А. Камю приходит к самым что ни на есть пессимистическим выводам. Но он и здесь разрушает привычные стереотипы: жизнь бессмысленна, но это – хорошо! «Сизифа следует представлять себе счастливым»[12], – пишет он. Дело в том, что целеустремленный человек (устремленный к реализации смысла своей жизни) склонен видеть не мир, в котором он живет, а только свою цель: многообразие жизни и мира ускользает от него. Он склонен не замечать и не ценить того, что в виде случайного дара попадает ему в руки: он ценит и замечает только результаты своих усилий – он часто оказывается неблагодарным. К тому же он пребывает, по преимуществу, в мрачном расположении духа: все идет не так, как он хотел. Когда же человек расстается с Планами и Целями, ему, наконец, открывается полнота жизни, многообразие мира, он получает удовольствие от самого процесса деятельности, а не от его результата. На место этического недовольства миром и людьми приходит эстетическое созерцание жизни.

А. Камю описывается четыре варианта жизни абсурдного человека: жизнь Дон-Жуана, Воина, Лицедея, Творца. Для всех них не важен результат их деятельности, поэтому они получают удовольствие от самого процесса. Они счастливы, созерцая многообразие мира: не качество, а количество вдохновляет их. Например, Дон-Жуан знает, что Настоящей Любви нет, что Совершенной Женщины он не найдет. Поэтому он благодарен судьбе за ту любовь, которая выпала ему в жизни. Поэтому он не склонен укорять своих женщин за их несовершенство, а наоборот, склонен замечать индивидуальные достоинства каждой женщины. И женщины отвечают ему благодарностью за это. Он не ищет никакого Идеала, поэтому он пребывает в реальности. Он не сокрушается, что любовь уходит (камень сорвался!), он живет дальше и знает, что будет новая любовь – пусть такая же несовершенная и недолговечная, как все предыдущие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2683 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.