Познание — отражение реальности человеком и обществом с целью получения знания для дальнейшего использования их на практике.
Познание -процесс постижения человеком и обществом неизвестных прежде фактов, явлений и закономерностей действительности.
Познание – процесс приобретения человеком знаний о мире и самом себе.
Познание как деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют два уровня мышления:
- рассудок
- разум
Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты.
Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений.
Характерен взаимопереход между ними.
Результатом познавательной деятельности является знание, которое:
- закрепляется в человеческой памяти;
- передается из поколения в поколение;
- фиксируется в соответствующих материальных носителях (рукописях, книгах, кино- и магнитных лентах, компьютерной памяти и т. д.).
Познание связано с общественно – исторической практикой.
Практика – общественно-историческая деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, результатом которой является мир материальной и духовной культуры («вторая природа»).
Виды практики:
- материально-производственная;
- общественно-политическая (реформы, революции, др.);
- научно-экспериментальная (мысленное экспериментирование);
- художественно-творческая.
Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.
Основные функции практики в процессе познания:
- Практика - основа познания, т.к. всю информацию о предметах мы можем получить лишь при условии практического взаимодействия с ними. Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.
- Практика - цель познания, т.к. оно осуществляется не ради любопытства. Практика направляет познание на решение назревших и наиболее актуальных задач. Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.
- Практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.
- Практика - критерий истины, практика позволяет проверить и оценить результаты познания, позволяет разграничить истину и заблуждение. Сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.
2. Объекты и субъекты познания. Определение конечного источника знаний и характеристика объектов познания предполагает решение следующего ряда вопросов:Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания?
Источник познания - внешний мир, который доставляет, в конечном счете, исходную информацию сознанию для обработки.
Объектом познания в широком смысле выступает все то, на что направлено наше познание - окружающий человека материальный мир (природный и социальный), включенный в сферу деятельности людей и их отношений. В ходе практической деятельности человек вовлекает природные предметы и явления в сферу своей жизнедеятельности, придавая им статус и предмета труда, и объекта познания. Уже для первобытного человека предметы внешнего мира как бы «отрываются» от своей естественной основы и «связываются» с системой социальных потребностей.
Объект познания – то, что противостоит субъекту, то, что познается. Объектом познания становится такой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, на который направлено внимание познающего субъекта, который становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. Объектом могут выступать как материальные, так и идеальные явления (так, сознание индивида – объект для психолога.)
Особым объектом познания выступает общество. Социальное познание имеет свою специфику, в частности, отличается в сравнении с естествознанием меньшей формализацией языка исследования, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем.
Специфика социального познания:
1. Познающий субъект часто включен в те процессы, которые он изучает.
2. Основой социального познания является социальные факты, которыми являются действия людей, суждения отдельных личностей, результаты материальной и духовной деятельности людей. Интерпретация социальных фактов всегда зависит от позиции исследователя.
3. В силу этого он не всегда способен объективно отнестись к изучаемому явлению. В социальном познании всегда просматривается личность исследователя, что привносит субъективный момент в познание. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских прибалтийских республиках. Для россиян - это разгром фашизма и освобождение мира от нацизма. Для прибалтийских политиков с учетом националистических настроений - оккупация. Отсюда и перенос памятников, и марши бывший эсесовцев и т.д.
4. В обществе действуют люди и социальные группы, преследующие собственные интересы и цели, что очень усложняет социальные процессы. Чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний. История полна случайностей, поэтому социальные процессы трудноизучаемы и малопредсказумы.
5. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, дублировать. Например, мы обозначаем понятием «революция» некоторый процесс. Революций в мире было много, но среди них нет совпадающих по ходу и развитию процессов.
6. В социальном познании трудно применить такие методы научного познания как эксперимент, моделирование, даже возможности наблюдения здесь ограничены. Невозможно наблюдать прошлое. Когда исследователи начинают изучать образ жизни племени, ведущего первобытный образ жизни, то под «влиянием цивилизации» в нем начинаются необратимые изменения.
7. Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс — деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.
Выделяют первичные, вторичные и третичные объекты познания:
- Первичный объект познания (соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира.
- Вторичные объекты познания (соответственно вторичный источник знаний) – образы сознания, которые формируются в результате отражения первичных объектов. Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей.
- Третичные объекты познания – объекты, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.
Проблема субъекта познания включает в себя следующие вопросы: Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом?
Субъект – тот, кто познает – активная сторона познания, индивидуальный и коллективный носитель познавательной деятельности. Субъектом может выступать индивид, коллектив, соц. группа, класс, общество в целом.
Основа отношений «субъект-объект» — практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения. Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания.
Чтобы играть роль субъекта познания, индивид должен:
- обладать познавательным опытом;
- освоить существующий познавательный инструментарий;
- постоянно соотносить свою познавательную деятельность с деятельностью других познающих субъектов.
Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс:
- по линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);
- по линии «коллективной» субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).
3. Виды и уровни познания. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человека.
Рассмотрим эти формы:
- обыденно – практическое познание: основано на повседневном опыте, практике, дает элементарные сведения о природе, людях, др. Но обыденные знания носят хаотичный, разрозненный характер, простой набор сведений и правил;
- игровое познание: важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых: деловые игры, спортивные, игра актеров и др. игровые модели и игровые сценарии все чаще используются в ряде наук, где рассматриваются различные варианты течения сложных процессов;
- мифологическое познание;
- художественное познание – получило выражение в искусстве, носит образный характер;
- религиозное познание: связано генетически с мифологией, для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное;
- философское познание;
- научное познание.
Уровни познания. Познание осуществляется на двух уровнях:
- Чувственный уровень. Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Органы чувств при этом доставляют разуму соответствующие данные. Чувственное познание носит субъективный характер, на этом уровне отражаются внешние характеристики предмета.
- Рациональный уровень (лат. rаtiо – ум, разум, мышление) осуществляется с помощью мышления. Мышление в философии понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий получение на основе данных чувственного познания сущностных свойств предметов и явлений.
Рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (в этом опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их.
Рациональное познание - это высшая форма познания, с помощью которой происходит проникновение в сущность предметов и явлений, открываются законы, создаются теории.
При рациональном познании непосредственный контакт с предметом не нужен.
Уровни познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о чувственном и рациональном как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.
В 17-18 веках между философами разгорелся спор об эффективных способах познания, в результате чего оформились направления эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм (Фр. Бэкон, Дж. Локк) считает, что основным источником знаний о мире и началом нашего познания является опыт. Наиболее эффективным методом познания, с помощью которого можно получить большое количество истинного знания, является метод индукции. Индукция – движение мысли от частного к общему.
Разновидностью эмпиризма является сенсуализм, который считает, что основой нашего познания являются чувственные впечатления (Д. Локк).
Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) считает, что источником знаний человека о мире является разум («врожденные идеи» Декарта). Эффективным и строгим методом познания является метод дедукции. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
Формы познания:
Формы чувственного уровня: · Ощущение – отражение отдельных свойств или качеств предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. При этом дается не весь предмет в целом. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи. Ощущения являются единственным источником знаний человека об окружающем мире.[21] Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию. Например, человек, помещенный в сурдокамеру, оказывался в ситуации так называемой сенсорной депривации. Последняя проявляется в виде специфических переживаний изоляции, одиночества, «чувственного голода», связанных с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств. · Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на наши органы чувств. Это более сложная форма чувственного познания, она полнее характеризует предмет. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии. Из видов восприятий выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф.Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. · Представление - сохранение в сознании образа предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств. Сюда относят – образы памяти, образы воображения (связано с творчеством, фантазией). Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И, во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует. В представлении можно получить и образы, которые в действительности не существует и никогда не воспринимались человеком непосредственно. Это значит, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. В греческой мифологии, например, было создано представление о кентавре – получеловеке, полулошади, а фантазия наших предков-славян породила представление о русалке – женщине с хвостом рыбы вместо нижних конечностей. Однако все подобные представления основываются на реальных фрагментах действительности, которые лишь причудливо комбинируются между собой. Так, в нашем представлении о черте отдельные черты, органы тела, имеющиеся в действительности у животных (хвост, копыта, рога и т.п.) соединяются между собой таким образом, что получается фантастический образ «нечистой силы». | Формы рационального уровня: · Понятие - отражение наиболее существенных и устойчивых свойств некоторого класса предметов с помощью мысли. Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же. Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями. Поэтому мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью, а количество понятий определяет интеллект человека. Образование понятия – это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия признаков (присущих множеству реальных столов), как форма (круглый, прямоугольный, овальный и т.п.), цвет, количество ножек, материал, из которого изготовляются конкретные столы, и т.п., а с другой стороны, выделяют те общие признаки, которые определяют использование данного предмета (стола) в повседневной жизни. · Суждение - связь понятий, где имеется законченный блок информации. Суждение - это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо электропроводно». В то же время оно не обладает прозрачностью, т.е. проницаемостью для лучей света. Отсутствие связи железа с этим свойством обусловливает суждение: «Железо не прозрачно». · Умозаключение - форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Умозаключение– связь суждений, где из информации одних (посылок) вытекает информация других (заключение). Это вывод из двух или более суждений в пользу нового суждения. Вот классический пример умозаключения (силлогизм): Все люди смертны (1 посылка). Сократ человек (2 посылка). Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие). На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Умозаключения в науке используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т.д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. Существует даже целое научное направление – футурология (от лат. futurum – будущее), прогнозирующее будущее, формы его становления. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т.д. Умозаключения бывают: - индуктивные, - дедуктивные, - по аналогии. |
4. Интуиция как способ познания. Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными (иррациональными) его формами.
Иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с мышлением: эмоции, воля, подсознательные влечения, интуиция, вера и др.
В современной философии и науке уже не признается безусловный приоритет рационального перед иррациональным, к примеру, роль интуиции очень велика в научном познании.
Интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, не связанное с цепью последовательных рассуждений и доказательств, без явного осознания путей и средств получения результата, как бы внезапное озарение. Но, как правило, интуицию предваряет могучая и длительная работа логического мышления.
Главная черта интуиции – ее непосредственность и целостность.
«Посредниками» между объектом и познающим субъектом на чувственном уровне выступают органы чувств, на рациональном – абстрактно-логические способности человека. В случае интуитивного получения знания процесс познания осуществляется непосредственно.[22] Благодаря своей непосредственности интуиция обладает большой степенью целостности: объект познания схватывается в интуиции целиком, а вот разум сначала разделяет объект на части, познает их по отдельности, затем пытается синтезировать результаты.
Таким образом, интуиции свойственны:
- неожиданность решения задачи;
- неосознанность путей и средств ее решения;
- непосредственность постижения истины;
-целостность в восприятии объектов.
Интуиция распространена как в обычных, повседневных условиях (в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, человек как бы предчувствует, что нужно поступить так, а не иначе), так и в истории человеческой культуры (очень часто ученые, конструкторы, художники достигали принципиально новых результатов путем «озарения», «по наитию»).
Например, А. Эйнштейн говорил, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром, проснувшись, он вдруг понял, что события, происходящие одновременно для одного наблюдателя, могут быть неодновременными для другого.
Отметим, однако, что иногда за интуицию принимают не то, что ею является. Например, умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде, и поэтому результат представляется неожиданным, интуитивными не являются. Не нужно относить к интуиции также реакции по типу автоматизмов из области инстинктов.
Виды интуиции:
- в зависимости от специфики деятельности субъекта можно выделять техническую, научную, обыденную, врачебную, художественную и т. п.;
- по характеру новизны результата интуиция бывает стандартизированной и эвристической.
Стандартизированную интуицию называют интуицией – редукцией (сведением). Примером может служить врачебная интуиция С.П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула, С.П. Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оправдывалась. В данном случае, как и при постановке любого диагноза, имеет место подведение частного (комплекс симптомом у больного) под общее (определенная «матрица» - схема болезни вообще).
Эвристическая (творческая) интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых познавательных образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин как ученый-клиницист, разрабатывая теорию медицины, на основе интуиции выдвинул гипотезу об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).
К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:
1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;
2) поисковая ситуация, состояние проблемности;
3) действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;
4) наличие подсказки, которая служит пусковым механизмом для интуиции.
В качестве такой подсказки для И. Ньютона было, как известно, упавшее ему на голову яблоко, которое вызвало идею всемирного тяготения; для инженера-мостовика С. Броуна – висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.
Некоторые исследователи считают, что интуитивная способность сформировалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Способность интуитивно познавать, по сути, представляет собой вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Ученому в процессе открытия, действительно, даны не все посылки и средства, поэтому в интуиции он осуществляет именно вероятностный выбор.
Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется.
Отношение к интуиции на Востоке совершенно иное. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. В традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное: интуитивное знание считается выше по уровню, чем знание рациональное.