Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие и критерии общественного прогресса. Общественный прогресс – это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к




Общественный прогресс – это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс – тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, деградация общества или его сторон, утрата обществом способности выполнять те или иные функции.

Различают две формы социального прогресса: революцию и реформу.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Революция - это коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивной развитии.

Гораздо чаще изменения в обществе происходят в результате реформ. Реформа­ - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Это наиболее эффективный путь развития саморегулируемого общества.

Эволюция - учение о развитии природы и общества, предполагающее наличие в мире причинно-следственных связей, развитие от низших форм к высшим, повышение уровня сложности и организованности в нескольких сферах одновременно.

Стагнация:

1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, но и нет обратного движения;

2) задержка в развитии общества или даже временная остановка.

Возникает вопрос: как движется общество, прогрессивно или регрессивно?

1) Древность. В понимании общества преобладала идея круговорота, т.е. вечного повторения одних и тех же явлений. Изменения в обществе понимались как простая последовательность событий или как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком».

Античность.

- Гесиод общество регрессирует;

- Платон, Аристотель – общество повторяет одни и те же стадии развития, т.е. представления об общественном круговороте.

3) Средневековье. В христиан­стве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека. В обществе реализуется заданная Богом сверхцель, общество движется к «финалу» мировой исто­рии.

4) Новое время. Во второй половине XVIII века в связи с объективными процессами становления и развития капитализма появляется идея исторического прогресса:

- Французские просветители А. Тюрго, М. Кондорсе.

Прогресс основан на развитии человеческого разума.

5) Новейшее время. В XX веке с возникновением глобальных проблем чело­вечества и нарастанием нестабильности в мире появились социально-философские теории, которые отказались от оптимистического прогрессистского взгляда на развитие общества.

- Некоторые мыслители вообще отвергают идею прогресса в общественном развитии. Так, К. Ясперс считал, что прогресс науки, техники и про­изводства не ведет к прогрессу самого человека, и «все ве­ликое гибнет, все незначительное продолжает жить».

- Ф. Ницше, С.Л. Франк высказали мнение относительно ложности самой идеи прогресса.

- Вместо теорий прогресса стали предлагать идеи истории как циклического круговорота с чередой подъемов и спадов, или пессимистические идеи «конца истории» (Дж. Вико), связанные с глобальными катастрофами (ядерными, экологическими, энергетическими).

- Наконец, утверждается многолинейность, независимость, параллельность движения различных обществ (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

 

Однозначно сказать, какое направление в развитии общества является основным, очевидно, нельзя. Так, известно, что высокий уровень материального производства может сопровождаться в отдельных странах деградацией духовной культуры. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы. Политика, связанная с официальным утверждением высоких принципов свободы, равенства и братства, сменялась жестокой диктатурой. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция (средневековый фанатизм, инквизиция, религиозные войны, а в ХХ в. – сталинизм, фашизм, терроризм и т.д.).

Это свидетельствует о том, что прогресс – явление противоречивое. Прогрессивное развитие не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Развитие человечества не имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой, прогрессирование в какой-то сфере может со временем смениться регрессированием. Например, развитие орудий труда, техническая и технологическая революция - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Прогресс науки и техники в современном обществе имеет неоднозначные последствия. Открытия в области физики дали возможность получить новые источники энергии, но и привели к созданию ядерного оружия. Использование компьютерной техники многократно расширило возможности человеческого труда, освободило людей от монотонных трудовых операций, но те же компьютеры повлекли за собой ухудшение физического и психического здоровья человека. Удобства городской жизни сопровождаются «болезнями урбанизации»: транспортными коллапсами, стрессами, «городскими» болезнями, повышенным травматизмом и т.д. Современное общество характеризуется упадком морали, кризисом семьи, бездуховностью.

Есть и те области, к которым понятие прогресса не применимо, например, сфера воспроизводства человека.

Очевидно, что человечеству приходится дорого платить за достигнутый прогресс высокую цену.

 

Чтобы зафиксировать прогресс в обществе, необходимо выделить его критерии (мерило прогресса).

* Тюрго, Кондорсе критерием прогресса в обществе считают развитие человеческого разума, распространении просвещения;

* социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн – состояние общественной нравственности;

* Ф. Шеллинг – приближение к правовому государству;

* Г. Гегель – степень осознания человеком свободы;

* К. Маркс – уровень развития производительных сил в обществе;

* Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров - рос­т идеалов истины и справедливости;

* современные социологи - усложнение социальных структур, рост социальной неоднородности. Прогресс - это процесс модернизации, т.е. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Недостатком всех позиций является попытка определить критерий прогресса исходя из какой-то одной сферы общества. Очевидно, что требуется критерий, учитывающий большее количество сфер.

В этой связи необходимо шире рассмотреть такой критерий общественного прогресса как развитие производительных сил, обязательно включив в них самого человека. Соответственно, понятие прогресса в обществе все более связывается с развитием телесных и духовных харак­теристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека можно предложить такие критерии, как средняя продол­жительность жизни, уровень материнской и детской смер­тности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т.п.

Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, по степени человечности общественного устройства. Таким критерием является гуманизация жизни общества, т.е. нацеленность общества на интересы личности: прогрессивно все то, что идет во благо человеку и на его пользу.

Таким образом, наиболее общим критерием прогресса выступает сам человек. «Человек как мера прогресса» - прогресс человечества связан не просто и не столько с достижениями в различных сферах деятельности, сколько с направленностью их во благо человеку.

Этот общий критерий конкретизируется в системе менее общих критериев общественного прогресса:

-духовное развитие человека

- расширение свободы человека

- овладение силами природы

- развитие производительных сил общества

- развитие науки и техники

- продвижение по пути объединения человечества и др.

 

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Сущность человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1012 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.