Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепции сущности человека




 

 

 


Современная Философская антропология рассматриваетчеловекакак особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества. Человек разумный (Homo sapiens) - это продукт биологической и социокультурной эволюции.

Он отличается от животных следующими специфическими признаками:

1.Особый способ существования в мире. Человек переделывает природу, а не встраивается в нее, как животное. В связи с этим он становится:

- прямоходящим существом,

- у него формируется способность производить и использовать орудия труда,

- появляется разум, или мышление.

Созидание «второй природы» и культурных ценностей является исходным отличительным признаком сообщества Homo sapiens.

2. Особый способ передачи видового опыта. У животных видовой опыт генетически кодируется, а у человека он передается в процессе общения с себе подобными. Биологические пред­посылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. Программирование поведения человека определяется культурой. Она является своеобразной программой поведения человека.

Отли­чия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают пове­денческие стереотипы и одновременно ограничивают варианты этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом, и не могут выйти за рамки своего вида. У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40-50 тыс. лет, имеет приблизительно около 1200 поколе­ний, относится к одному биологическому виду (Homo sapiens), но, тем не менее, обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения: индивидуальная вариативность поведения представителей Homo sapiens неизвестна животному миру.

Человек удовлетворяет свои потребности особым способом, с использованием особенных средств, которые предлагаются ему обществом. Особенные схемы поведения человека в обществе называются нравственностью.

4. Человек — это существо биосоциальное. Каксущество биологическое он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям. У него, как и высших животных, две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный тип дыхания, четырехкамерное сердце, вскармливание детей молоком.Как и животным, ему свойственны эмоции и инстинкты. В то же время человек отличается биологически от животных: ему характерны прямостояние и прямохождение, разнофункциональные конечности, приспособившиеся к прямохождению внутренние органы.

С другой стороны, человек существо социальное. Развиваясь вместе с обществом, человек овладел членораздельной речью, научился преобразовывать природную и социальную среду.Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он - член семьи, ка­ких-либо сообществ и коллективов.

5. Человек способен создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими. Исключительно человеческая способность к символизации отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как биологический вид осуществляет это приспособление символическими средствами. В отличие от животных он способен охватывать мир с помощью символов, приписывая окружающему миру определенные смыслы и достигая приспособления через их понимание, т.е. на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать только с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

Итак, выделение человека из природы произошло благодаря:

- умению производить орудия труда;

- обладанию членораздельной речью;

- наличию сознания и разума;

- способности быть нравственным, подниматься над сво­ими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассмотрим подробнее. В современной философской и научной литературе сложились две точки зрения по этому вопросу:

1) Природа человека всецело социальна.Человек рождается с единственной врожденной способностью – «способностью приобретать человеческие способности» (психолог А.Н. Леонтьев). Эксперимент со слепоглухонемыми детьми, родившихся или ставшими такими в раннем детстве, является тому свидетельством. Первыми социализированными слепоглухонемыми людьми были Эллен Келлер (1880-1968) и Ольга Скороходова (1912-1982). Позднее аналогичный эксперимент был проведен в специальной школе-интернате в г. Загорске (нынешний Сергиев Посад) Московской области, У слепоглухонемых детей были оборваны все каналы связи с внешним миром еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Но в школе, с использованием специальных методик обучения, основанных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приема пищи и заканчивая сложными навыками письма, чтения и даже речи. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует тот факт, что четверо из них (А. Суворов, Н. Корнеева, Сироткин, Ю. Лернер) окончили психологический факультет МГУ и стали психологами.[6]

Тезис Э.В. Ильенкова – А.И. Мещерякова: главным фактором «Очеловечения человека» является предметно-практическая деятельность.

Развития личности у слепоглухонемых по Мещерякову:

- обучение предметно-практическим навыкам;

- обучение жестовому языку;

- переход при помощи дактильно-контактной азбуки на обычный словесный язык;

- возможность дальнейшего «безграничного развития личности».[7]

По прошествии некоторого времени и более детального анализа Загорского эксперимента были сделаны более глубокие выводы о его результатах.[8] Опыт тифлосурдопедагогики (социализация слепоглухонемых людей) показал, что формирование практических навыков и практического интеллекта не является достаточным условием для возникновения полноценного человеческого интеллекта, как думали Ильенков и Мещеряков. Решающим обстоятельством тут все-таки является овладение словесным языком. Очень многие слепоглухие от рождения люди овладевают бытовыми и иными предметно-практическими навыками, но, как правило, на этом их развитие так и останавливается, они так и не поднимаются на «ступеньку» языка и, соответственно, не получают возможность вступить в мир человеческой культуры и ее высших достижений.

Почему так происходит? Для развития интеллекта очень важна роль зрения и слуха. Это дистантные анализаторы, т.к. между объектами и субъектом находится расстояние. Само расстояние подразумевает, что субъект может заинтересоваться чем-то вне связи со своей прагматической или биологической нуждой. Другие чувства передают главным образом биологически важную информацию, а зрение и слух дают большую возможность заглядывать в будущее, планировать свое поведение. Зрение и слух способствуют заинтересованности в мире вне биологических нужд, способствуют осознанию человеком себя как находящегося в мире. Зрение и слух - более информативные чувства. Тактильные ощущения ограничены местом в пространстве, осязание знакомит нас с предметами на расстоянии вытянутой руки. Зрение «быстрее» схватывает предметы, охватывает их. (Вспомним притчу о слепых, которые повстречали слона и стали его ощупывать, и в результате каждый сделал разный вывод о том, что находится перед ним). Слух способствует общению с целой аудиторией, а дактильное общение – с одним объектом.

2) Природа человека не только социальна, но и биологически нагружена (существуют биологически запрограммированные схемы поведения человека). Данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с середины 70-х гг. ХХ века, являются тому доказательством. Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственны и млекопитающим, а большинство специфически человеческих форм поведения (взаимный альтруизм, т.е. готовность бескорыстно действовать ради блага другого даже в ущерб своим собственным интересам; защита места обитания; агрессивность; следование формам сексуального поведения и др.) – поведению приматов. Социобиология обращает внимание на то, что мыслительные и предметные формы деятельности человека связаны с нашей биологией. В единой природе человека нужно найти место и биологическим факторам.

Понятно, что генетически исходным в развитии человека является его телесная организация. Биологическое в человеке - это биохимические, генетические, анатомо-физиологические, психические характеристики человека, т.е. его телесная организация.

Биологическое - наследственное, т.е. существующее и развивающееся в человеке на основе генного фонда его родителей и более широко - общее по происхождению с животным миром. Человек остается природным, биологическим существом. Биологические его свойства неустранимы, играют в его жизнедеятельности очень важную роль, он – дитя природы. Многие формы человеческого поведения биологически запрограммированы, связаны с природой – так, человек немыслим без природных инстинктов. Очень велика роль наследственности, многое свойства человека передаются по наследству (психологи отводят наследственности до 30% в жизни человека). Биологическими факторами (в частности, особенностями правого и левого полушария головного мозга) определяется тип мышления человека; биологически обусловлены задатки, склонности; тип темперамента, который составляет основу характера.

Но телесная ор­ганизация человека - это еще не сам человек, а предпосылка его социального существования. Когда ребе­нок попадает в общество, его биологическое начало подвергается культурно-исторической обработке со стороны общества.

Таким образом, биологическое - это предпосылка, средство существования и развития социального.

Социальное - все то, что возникло в человеке как члене обще­ства в процессе антропогенеза и истории общества. Все, что возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми.

Кажущаяся первичность биологического является относительной. Человек с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии. Это проявляется, прежде всего, в том, что человек обнаруживает биологическую готовность в своем онтогенетическом становлении при­сваивать в различных видах культурно-исторические достижения общества. Биология человека так приспособлена к присвоению материальных и духовных ценностей общества, что последние подходят к унаследованным задаткам, как ключ к замку.

Даже немощность и беззащитность ребенка - биологический показатель социальной предопределенности. Интересна в этой связи точка зрения швейцарского ученого А. Портмана. По чисто биологическим критериям внутриутроб­ное развитие ребенка должно было бы длиться 21 месяц. Рожденный че­рез 9 месяцев ребенок большую часть своего «эмбрио­нального» развития продолжает вне матери. С зоологической точки зрения - это ущербное обстоятельство. Но если бы ребенок родился биологически сформированным, то он тем самым не испытал бы последующего формирующего влияния внешней среды. А младенец продолжает фор­мироваться биологически во взаимодействии с внешней средой и в об­щении с другими поколениями. Отсюда и его пластичность, и способность активного отношения к окружающему миру. Объяснение этому факту может быть только одно. Биологическое в человеке само есть результат развития социальности человека. Таким образом, вопрос, чего в человеке больше: социального или биологического, - является некорректным. Биологическое и социальное в человеке не взаимодействуют. Все характеристики чело­века по своей сути биосоциальны – т.е. и биологичны, и социальны одновременно.

Современная эпоха придала вопросу о биосоциальной сущности человека особую остроту. Ученые стали говорить о «биологическом вырождении» человечества. В культуре «придумано» множество средств, деформирующих биологическую природу человека. Созда­ны такие социальные условия, которые обусловили активизацию мута­ционного процесса и его воздействия на наследственность человека: возрастание нервных перегрузок, нарушения в иммунной системе, рост наследственных и психических заболеваний. Отдаленные последствия НТР трудно предугадать, хотя гипокинезия и склонность к ожирению уже сейчас волнуют человечество. Если ситуация не изменится коренным образом, может встать вопрос о пороге, предельном влиянии внешней среды на биологию человека, и даже потере человека как биологического вида. Таким образом, биологические перспективы человечества опять в руках его социальности.


Особенности человека +/- + -
Активный способ существования, преобразование природы - Расселение по всей планете; - Улучшение условий существования; - Меньшая зависимость от природы; - Умножение численности вида; - Лидирующее положение в природе. - Появление глобальных проблем; - Ухудшение условий существования; - Вытеснение других видов; - Большое количество людей – предпосылка социальных конфликтов.
Наличие мира культуры, посредника между человеком и природой - Мир культуры помогает удовлетворять потребности человека; -Усиление мощи человечества; - Относительная независимость от природы; - Появление мира ценностей. - Зависимость от мира человеческих предметов; - Выпадение из природного баланса; - Доминирование над природой, разрушение гармонии; - Исчерпание природного потенциала; - Противоречивость самой кульутры.
Взаимосвязь биологических и социальных характеристик - Возможность компенсации биологических недостатков; - Выход за пределы естественного отбора; - Возможность сохранения слабых индивидов; - Увеличение средней продолжительности жизни; - Возможность большей самореализации, чем у животных; - Возможность создания необходимого типа личности; - Большая вовлеченность большого числа субъектов в разработку опыта. - Недолговечность социального опыта; - Возможность утраты какой-то части социального опыта; - Длительность научения и беспомощность человека на ранних стадиях существования; - Возможность сохранения отрицательного опыта с гибелью носителя; - Трудности с избытком информации.
Общественные формы регуляции жизненных потребностей и общественные средства их удовлетворения, опосредованный характер удовлетворения потребностей - Возможность преодоления ущербных условий для удовлетворения потребностей; - Появление новых потребностей (расширение вкусового диапазона); - Совершенствование имеющихся потребностей. - Ослабление биологических характеристик человека, расшатывание биологии (возникновение «медикаментозного» человека; - Размывание границ потребностей (ожирение); - Зависимость от средств удовлетворения потребностей; - Возникновение лжепотребностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 999 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.