Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая философская классика. 3 страница




Говоря о творчестве Г.Гегеля в целом, следует отметить, что самым его выдающимся вкладом в мировую философию является разработанный им диалектический метод, в соот­ветствии с которым бытие рассматривается как развивающееся, единое и противоречивое целое. В идеалистической диалектике Г.Гегеля были глубоко проанализированы и приведе­ны в систему важнейшие законы и категории, выражающие процесс развития мира (как дви­жения Абсолютного духа). Вместе с тем, немецкий философ не смог провести разработанные им диалектические принципы через все свое философское учение. Между системой и методом у Г.Гегеля имеется противоречие. Его метод предполагает постоянное развитие всего сущего, отсутствие раз и навсегда данных состояний и любых пределов изменений. Однако выдаю­щийся немецкий мыслитель считал, что всякая философская система должна быть завершена. Своему учению он тоже старался придать характер абсолютного знания. Поэтому в некото­рых выводах философ противоречил собственному диалектическому методу.

Во-первых, внутренним потенциалом развития у него обладает только дух, в природе же «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Во-вторых, Г.Гегель фактически подразумевал, что его учение является наивысшим результатом, дос­тигнутым в мировой философии, и в принципе оно объясняет все сущее, осталось только за­няться уточнениями. Иными словами, Абсолютная идея достигает вершины своего самопо­знания именно в системе самого Г.Гегеля. В-третьих, история человечества, по мнению не­мецкого философа, имеет свое завершение в Пруссии: здесь уже все якобы свободны. Таким образом, задача духа оказывается выполненной. Указанными выводами Г.Гегель ставил предел дальнейшему развитию.

Вклад Г.Гегеля в мировую сокровищницу философской мысли огромен. Недаром, его учение имело многочисленных последователей, например, в рамках так называемого неоге­гельянства (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Философская концепция Г.Гегеля подверглась и острой критике, в частности, К.Марксом и Ф.Энгельсом за идеализм и консервативный характер ряда выводов. Великий немецкий мыслитель разработал содер­жащую в себе «поражающее богатство мыслей» (Ф.Энгельс) всеобъемлющую систему объек­тивного идеализма, служащую примером для новых представителей идеалистического на­правления. Однако самое большое значение для последующего духовного развития челове­чества имел диалектический метод Г.Гегеля, поднявший на новую ступень сам характер фи­лософствования.

 

2.4.1.4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Г.Гегель был кумиром молодости Людвига Андреаса Фейербаха, два го­да слушавшего его лекции. Но в дальнейшем Л.Фейербах не согласился с взглядами своего учителя. В работе «К критике философии Гегеля» он доказывал, что идеализм и религия тес­но связаны. Точка зрения Г.Гегеля о порождении природы идеей «есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена богом, что материальное сущест­во создано нематериальным, то есть абстрактным существом». Родоначальником идеализ­ма является Бог, а идеализм — это рационализированная религия. Поэтому по сути дела ге­гелевский Абсолютный дух есть не что иное, как «угасающий, дух богословия». Л.Фейербах критиковал Г.Гегеля за мистический характер и умозрительность его системы, претензии на истину в последней инстанции, а также за то, что он «превратил в нечто самостоятельное оп­ределения, которые сами по себе реальностью не обладают». Например, бытие без качества представляет собой не более, чем химеру, призрак.

На основе критики объективно-идеалистических воззрений Г. Гегеля мыслитель пришел к материалистической онтологии. Он полагал, что природа материальна и телесна, чувст­венна, вечна и бесконечна, не зависит ни от какого Бога или надприродного духа, в ней управляют «только естественные силы, естественные законы, естественные элементы и существа». Л.Фейербах подверг сомнению телеологические представления идеалистов, показы­вая, что «как нелеп вопрос, почему вообще что-либо существует, так же нелеп и вопрос, по­чему нечто является именно данным, определенным существом». Вместе с тем, философ по­лагал, что жизнь как высшее проявление природы зародилась естественным образом, в силу бесконечного движения и развития материи. Пространство и время составляют «формы бы­тия всего сущего», и все во Вселенной «находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно». Хотя Л.Фейербах и признавал в природе развитие, однако не видел в нем ни качественных измене­ний, ни борьбы противоположностей, ни отрицания отрицания, отсутствовало у него и по­нимание многообразия форм движения материи. Вместе с объективным идеализмом немец­кий философ отверг и гегелевскую диалектику, она была для него лишь искусством вести бе­седу и спорить.

Больше всего Л.Фейербаха привлекала проблема человека, которую он поставил в центр всего своего учения, считая антропологию универсальной наукой. Мыслитель считал, что «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в един­ственный, универсальный и высший предмет философии». Человек вовсе не проявление Аб­солютной идеи, а материальное, биологическое существо, венец природы, посредством кото­рого она познает саму себя. Поэтому учение Л.Фейербаха характеризуют как антропологиче­ский материализм.

Для обоснования своих идей немецкий мыслитель разработал антропологический ме­тод, суть которого заключается в том, чтобы «посредством человека свести все [якобы] сверхъестественное к природе и посредством природы все [будто бы] сверхчеловеческое све­сти к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические факты и приме­ры». Л.Фейербах отмечал, что отношение человека к природе опосредуется отношением человека к человеку. В своей антропологии философ, во-первых, исходил из наличия у чело­века особой неизменной сущности, делающей его таковым (то есть набора определенных ро­довых качеств). Людям изначально присущи предназначенный для познания разум, дающая возможность хотеть и действовать воля и позволяющее любить сердце. Во-вторых, человек является особым миром и его нельзя «разделить», поскольку он един в своих телесных, родо­вых и духовных характеристиках. В-третьих, люди с их чувствами и мышлением есть такое же порождение материи, как и все живое.

Еще в молодости Л.Фейербах пришел к выводу о смертности души (это прервало его университетскую карьеру, и он был вынужден долгие годы жить в деревне). Кроме того, не­мецкий мыслитель реабилитировал в человеке природно-биологическое начало, считая, что из него вытекают все другие его характеристики. В результате им был сделан вывод о тожде­стве материального и идеального, души и тела. Для Л.Фейербаха «в мозговом акте, как вы­сочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроиз­вольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». Правда, физиологиче­ские и психические явления все же не представляют одно и то же, и мозг не выделяет мысль, как печень — желчь (а именно так считали представители упрощенного, вульгарного мате­риализма — П.Кабанис, Л.Бюхнер). Мышление Л.Фейербах связывал не только с функцио­нированием собственно головного мозга, но и с деятельностью органов чувств. Однако они не в силах сыграть главную роль при изучении мышлением самого себя, и поэтому сущность сознания может раскрыть только философия, опирающаяся на данные медицины.

Таким образом, человек у Л.Фейербаха представляет собой существо телесное, но не со­циально-историческое, деятельное и духовное. «Деревенский философ» отбросил достижения немецкого идеализма, показавшего, что человеческое мышление формируется благодаря ми­ру культуры и активной предметно-практической деятельности индивида по изменению это­го мира. Правда, мыслитель отмечал роль коммуникации как средства развития людей: «идеализм прав в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вы­вести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я без чувственно данного Ты. Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека с человеком».29 Однако дальше констатации того факта, что «сущность человека только в общности», Л.Фейербах все-таки не пошел.

Л.Фейербах был глубоко убежден в познаваемости бытия, полагая, что то, чего мы еще не постигли, все равно узнают наши потомки. Предпосылкой успешного изучения мира яв­ляется то, что законы действительности есть одновременно и законы мышления, ведь хотя «мое ощущение субъективно, но его основа или причина объективна». Будучи сенсуали­стом, исходным пунктом познания немецкий философ считал ощущения. При этом он отме­чал, что уже чувственное отражение мира у людей и животных принципиально отличается, поскольку, в отличие от менее совершенных организмов, человек представляет собой «существо универсальное» и чувство у него «возвышается над пределами чего-либо специ­ального». Кроме того, человек имеет разум. Правда, по мнению Л.Фейербаха, мышление не дает нам принципиально нового знания. Однако это вовсе не означает, что можно остано­виться на ощущениях, ведь чувства сами по себе не всесильны. Если бы даже человек и имел больше чувств или органов, то он не открыл бы больше свойств или вещей в мире. Дело в том, что у него «как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».По образному замечанию Л.Фейербаха, «чувствами... читаем мы книгу природы, но понимаем ее не чувствами». Разум соединяет то, что чувства представляют нам раздельно и раздробленно, поэтому мыслить — это значит связанно читать данные чувств. Критерием истинности знания философ считал его общезначимость, поскольку «достоверность бытия других внешних мне вещей для меня опосредована достоверностью наличности другого че­ловека, вне меня сущего. Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, а то, что видит и дру­гой человек, становится для меня достоверным» По мнению мыслителя, «истинно то, что соответствует сущности рода, ложно то, что ему противоречит». Л.Фейербах не использо­вал в качестве критерия истины человеческую практику и в результате попал в затрудни­тельное положение. Например, с его позиций невозможно объяснить причину существования коллективных заблуждений. К тому же непонятно, почему именно одни, а не другие черты людей относятся к «сущности рода».

В учении Л.Фейербаха место социальной философии занимала антропология, поскольку смысл социальных явлений виделся им в конкретном человеке как природном существе, а не в обществе. С этих позиций много внимания уделялось анализу сущности религии. Хотя она и представляет собой «сон человеческого духа», но имеет вполне земные корни. Л.Фейербах доказывал, что творцом Бога является сам человек. Религия возникает посредством припи­сывания Богу человеческих атрибутов (качеств), доведенных до предельной степени совер­шенства. По сути дела, в идее Бога люди стараются преодолеть свои собственные слабости и несовершенства. Например, любовь является сущностным желанием самого человека, он его обожествляет, и в результате появляется формула «Бог есть любовь». Таким образом, в рели­гии человек фактически отчуждается от своей сущности, и «бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо».

Основу религии составляет также чувство зависимости человека от неподвластных ему сил. Правда, Л.Фейербах не замечал, что религиозная вера выступает и результатом разви­тия человека и общества. Для него религиозные переживания и чувства изначально заложе­ны в родовой сущности людей, являются вечными и неизменными, более того, они представ­ляют собой высшие качества человека. В силу этого Л.Фейербах придавал настолько боль­шое значение религии, что даже периоды в истории человечества связывал со сменой господ­ствующих религий. Вместе с тем, современная «отчужденная» религия оценивалась немецким философом как «неистинная» форма веры. В свою очередь, отсюда же следовал вывод, что возможно создание веры правильной. Ну а поскольку важнейшим и неотъемлемым родовым качеством человека является любовь, то она и должна стать основой подлинной религии. В результате, хотя Л.Фейербах и был атеистом, он, тем не менее, считал необходимым создать своеобразную веру без Бога, религию любви человека к человеку, основанную на принципе «человек человеку Бог».

Поскольку любовь есть преодоление эгоизма и основа взаимосвязи людей друг с дру­гом, то эта религия должна выполнять в обществе и роль морали. Таким образом, все мно­гообразие общественных отношений сводилось к любви. По мысли Л.Фейербаха, именно она должна пронизывать все социальные связи. Однако любовь сама имеет определенную социальную и историческую основу, которую немецкий философ не рассматривал. К тому же он недооценивал значение отношений конкуренции и вражды в реальной жизни, считая их простым отрицанием любви.

Л.Фейербах оставил заметный след в истории мировой философии прежде всего благо­даря своей гуманистической концепции человека как живого существа, реабилитировавшей природную основу людей. Он поставил проблему отчуждения человека, провел глубокий анализ причин и сущности религии. Вместе с тем, Л.Фейербах «отступил» с некоторых пере­довых позиций, достигнутых немецкой философской классикой. В частности, он не принял диалектику и тезис об активности человека в познании бытия и создании мира культуры. Однако большая заслуга мыслителя состоит в критике слабых сторон немецкого идеализма. Эта критика стимулировала новые мировоззренческие поиски, повлияв, прежде всего, на становление философии марксизма.

Немецкая философия конца XVIII — первой половины XIX вв. по праву называется классической, так как она явилась вершиной философской мысли своей эпохи, примером для современных и последующих мыслителей. В ней были наиболее ясно и четко поставлены многие философские вопросы; ответ же на них давался преимущественно с идеалистических позиций. Поэтому предметом исследования стала прежде всего сфера духа. В учении Г.Гегеля классическое выражение получил объективный идеализм. Вместе с тем, в лице Л.Фейербаха немецкая философия пришла к сомнению в возможности объяснить мир, исхо­дя из идеалистических предпосылок. Большой вклад был внесен в разработку специфическо­го языка философии как науки. Представители немецкой классики предприняли активные усилия по разработке, изучению и приведению в систему философских категорий.

Существенно углубилось понимание предмета философии. Мыслители пришли к осоз­нанию того, что она оперирует предельно широкими понятиями, отражающими не только различные стороны действительности, но и их взаимные связи, переходы и взаимодействия. Вошел в научный обиход принцип историзма, природа и общество предстали в изменении и развитии. В истории человечества была предпринята попытка увидеть объективные законы и выделить этапы общественного развития, оценить его перспективы. В относительно само­стоятельную область исследования выделилась философская антропология. Важным объек­том осмысления стала активная практическая деятельность человека (хотя и прежде всего духовная), его труд, культура.

Главное достижение немецкой классической философии — это последовательно и сис­тематично изложенная диалектика. Благодаря Г. Гегелю она стала рассматриваться не толь­ко как искусство спора, но и как всеобщая теория саморазвития мира. Была разработана древняя идея о тождестве противоположностей, а наличие противоречий перестало одно­значно восприниматься как тупик в движении вперед. Г.Гегель показал механизм развития и исследовал проблему его направленности. Будучи примененной к гносеологии, диалектика предстала как метод теоретического мышления и открыла человеку новые горизонты позна­ния, дала возможность выразить противоречивость бытия. В идеалистической форме была преодолена созерцательность предыдущих учений, и познание стало рассматриваться не в виде пассивного отражения, а как постоянное взаимодействие субъекта и объекта. Немецкая классическая философии оказала исключительное влияние на дальнейшее развитие мировой философии, прежде всего, на ее язык, проблемное поле и мировоззренческие ориентации.

 

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Важное место в истории мировой философской мысли занимает марксистская филосо­фия. Исходные ее идеи и принципы были разработаны Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 40-е годы XIX века, а затем постоянно уточнялись и дополнялись фактически до конца жизни основоположников марксизма. Эта философия сформировалась не только как результат дальнейшего развития и синтеза ряда мировоззрен­ческих подходов к действительности. Возникновение марксизма в гораздо большей степени, чем у предшествующих концепций, было связано с рядом социально-экономических, а также политических предпосылок. В дальнейшем это во многом определило практически-идеологическую направленность учения К.Маркса и Ф.Энгельса.

Дело в том, что в первой половине XIX века в наиболее развитых странах Западной Ев­ропы происходили весьма заметные перемены. Требовалось осмыслить новые явления, свя­занные с разворачивающейся промышленной революцией и изменением социальной струк­туры общества (прежде всего, постоянным увеличением количества людей, работающих по найму), а также усиливающимися социальными конфликтами (чартистским движением в Англии, восстанием силезских и лионских ткачей, революциями 1848 г.). Был также очеви­ден ряд пороков существовавшего тогда классического типа буржуазного общества, особен­но наличие глубокой пропасти между бедностью и богатством. На таком фоне заметно рос­ло самосознание рабочих, складывались первые выражающие их интересы организации. Наконец, представители английской классической политической экономии А.Смит и Д.Рикардо сформулировали ряд экономических законов, показав большую роль труда и ма­териального производства в общественной жизни и отметив их влияние на социальное уст­ройство. Это позволяло по-новому взглянуть на простых тружеников. Размышляя над ука­занными фактами, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу об особом призвании рабочего класса и необходимости идейного выражения и теоретического обоснования интересов тру­дящихся. Они также решили связать философское осмысление общества с происходящими в нем материальными процессами.

Немецких мыслителей привлекли и учения представителей так называемого утопическо­го социализма — Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Д. Оуэна, которые рисовали картины пришедше­го на смену капитализму справедливого общества будущего (с социальным равенством, рас­пределением богатств по труду и отсутствием частной собственности, самоуправлением на­селения и плановым хозяйством). Однако социалисты-утописты не предложили более или менее реальные пути достижения подобного состояния общества. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс поставили цель создать философию, имеющую практическую направленность, обосновывающую неизбежность гибели капитализма и показывающую пути установления нового, более совершенного, разумного и справедливого общественного строя.

Не менее важное значение для формирования учения К.Маркса и Ф.Энгельса имели и собственно философские предпосылки. Как известно, Г.Гегель, сформулировавший основ­ные законы и категории диалектики, изобразил процесс развития в виде самодвижения Аб­солютного духа. Диалектика предстала в мистифицированном виде, исключительно как не­зависимая от объективной реальности сфера совершенствующегося «чистого» разума. Одна­ко ряд результатов исследований в естественных науках того времени уже указывали на раз­витие природы и всеобщую связь явлений и процессов в ней. Прежде всего, это были теория естественного отбора Ч.Дарвина и открытие клеточного строения всего живого М.Шлейденом и Т.Шванном, а также закон сохранения энергии, сформулированный Д.Джоулем и Р.Майером. Указанные достижения, как и ускорение общественных изменений, создали реальные предпосылки для появления философской концепции, распространяющей диалектику на познание всего мира.

Предпринимая попытку объяснить все сущее исходя только из естественных оснований, К.Маркс и Ф.Энгельс также восприняли и критически переработали многие идеи из учений предшествующих мыслителей-материалистов, особенно Л.Фейербаха и французских мате­риалистов XVIII века. В частности, в этой связи следует отметить анализ Л.Фейербахом проблемы отчуждения человека, онтологические воззрения Д.Дидро, П.Гольбаха и Ж.Ламетри, некоторые положения материалистического сенсуализма XVII—XVIII вв., кри­тику французскими просветителями социальных пороков и отстаивание ими гуманистиче­ских идей. На становление социальной философии марксизма повлияли идея о наличии в обществе определенных объективных законов развития (Ф.Вольтер, Г.Гегель), положение немецкой философской классики об активности и свободе субъекта.

В своем учении К.Маркс и Ф.Энгельс предприняли попытку соединить материализм с диалектикой и с его помощью охватить и объяснить всю действительность. Вместе с тем, по их мнению, разум не только в силах познать любую область бытия, но и изменить мир (прежде всего социальный) к лучшему. В результате марксизм стал еще более последователь­ным выражением рационализма Нового времени, чем немецкая классическая философия.

2.4.2.1. Формирование и основные положения философии марксизма.

Эволюция взглядов основоположников диалектико-материалистической философии хо­рошо заметна на примере творчества К.Маркса. В студенческие годы он являлся горячим поклонником учения Г.Гегеля, однако затем молодого философа стал привлекать антропо­логический материализм Л.Фейербаха. К.Маркс приветствовал гуманистический подход Л.Фейербаха и сам обратился к проблеме человека. Он выдвинул идею всестороннего разви­тия личности. Но молодой мыслитель быстро убедился в несправедливости существующих социальных порядков и невозможности достижения подобной цели в их рамках. Пока фило­соф наивно полагал вслед за Л.Фейербахом, что социальная несправедливость является ре­зультатом «извращения» родовой сущности человека.

В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» К.Маркс показал, что в современном обществе индивид отчуждается от своей родовой сущности, от других людей и от общест­ва. При этом основой всякого отчуждения является отчуждение экономическое, то есть раз­рыв между человеком и результатом его трудовой деятельности. Продукт труда наемного рабочего ему не принадлежит, а напротив, подчиняет себе своего создателя; по сути дела не люди управляют вещами, а вещи — людьми. Деятельность человека в современном обществе «оказывается мукой, его собственное творение — чуждой ему силой, его богатство — его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком — несущественной связью, и, напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным быти­ем, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом ока­зывается властью предмета над ним, а сам он, властитель своего творения, оказывается ра­бом своего творения». Хотя человека от животного отличает именно труд, на деле он ока­зывается принудительным, и поэтому только вне его люди чувствуют себя свободными и подлинными субъектами. Труд становится лишь способом поддержания жизни, в результате чего к нему формируется негативное и даже враждебное отношение. Подобный труд порож­дает также и конкуренцию между людьми, конфликты в обществе.

В этой же работе К.Маркс доказывал, что отчуждение вытекает из частной собственно­сти, которая «сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-либо предмет являет­ся нашим лишь тогда, когда мы им обладаем..., когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания». Для того, чтобы человек перестал быть отчужденным, «частичным» индивидом и достиг всестороннего развития, необходимо отменить частную собственность и преобразо­вать общество на коммунистических началах. Коммунизм виделся К.Марксу как «реальный гуманизм», дающий возможность всестороннего развития личности на основе высокоразви­того материального производства и отсутствия эксплуатации человека человеком. В резуль­тате социальной критики к выводу о необходимости коммунистического общества почти в это же время пришел и Ф.Энгельс (совместный с К.Марксом труд «Святое семейство»). В дальнейшем обоснование идеи коммунизма красной нитью проходило через все творчество основоположников марксизма.

С этой целью К.Маркс прежде всего подверг критике фейербаховскую трактовку чело­века и разработал собственную антропологическую концепцию. Во-первых, он пришел к вы­воду, что сущность человека не является неизменной, а имеет историческую природу (то есть развивается). Во-вторых, основополагающие черты человека носят общественный характер, определяются условиями конкретной эпохи и социальными связями с другими людьми. Че­ловек проявляет свою сущность только в обществе. В частности, духовное совершенствова­ние индивида зависит от интеллектуального уровня окружающих его лиц и духовного богат­ства всего общества. В-третьих, человек является не только высшим продуктом развития природы, но он одновременно выступает и в качестве ее универсально-всеобщей силы. Лишь люди способны трудиться, то есть заниматься любым родом деятельности, превращая силы природы в собственные силы и способности. Люди выделились из природы и теперь сами ее преобразуют, они проявляют себя как существа деятельные. Таким образом, согласно К.Марксу, сущность человека имеет социально-исторический и предметно-практический ха­рактер.

В «Тезисах о Фейербахе» К.Маркс показал, что человек не является пассивным сущест­вом, меняющимся под влиянием окружающей среды (как у французских материалистов и Л.Фейербаха), а выступает как активный и деятельный субъект. Он сам меняет свою жизнь благодаря практике, под которой в марксизме понимается совокупная деятельность людей по преобразованию окружающей их природы с помощью имеющихся у них производитель­ных сил, формирование социальных отношений, изменение самих себя. К.Маркс доказывал, что практика носит общественный характер, то есть невозможна вне связей и отношений между людьми. Кроме того, она исторична (меняется с развитием человечества), а также предметна, поскольку состоит в конечном итоге в преобразовании вещей и явлений действи­тельности. Посредством практики выражается активное отношение человека к окружающе­му миру.

К.Маркс пришел к выводу, что именно практика является основой для появления и раз­вития духовного в человеке, она первична по отношению к миру идей. По его убеждению, из материальной практики можно выводить самые сложные социальные процессы и явления. Все виды сознания людей включены в их деятельность и изменяются вместе с совершенство­ванием практики. Поэтому, как правило, осмысливается только то, что уже вошло в число практических проблем. По мнению К.Маркса, «вся общественная жизнь является по сущест­ву практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рацио­нальное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». Скажем, ре­шение каких-то теоретических проблем не есть продукт «чистого» философского размышле­ния, а следствие изменения практики, поскольку в конечном счете лишь в деятельности нахо­дятся доказательства их истинности или же ложности.

Обоснование концепции социально-исторической и практической сущности человека позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу сделать вывод о том, что людям под силу изменить свою природу в лучшую сторону. Для этого человек должен опять «присвоить» свою отчужден­ную сущность в результате активной деятельности. Он творец самого себя, и его движение в сторону совершенствования не может быть завершено. Если в немецкой классической фило­софии активное, деятельностное начало признавалось только в сфере духовной жизни, то К.Маркс и Ф.Энгельс перенесли это начало на самого человека и общество в целом.

Мир несовершенен, его нужно и можно сделать лучше. В «Тезисах о Фейербахе» указывается, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Именно так К.Маркс определил принципиальное от­личие марксизма («новой» философии) от всех предшествующих учений. Он сделал вы­вод о подчиненности своей теории потребностям социальной практики и переосмыслил роль философии в обществе. По его мнению, она не может находиться в стороне от социальных преобразований, а должна служить защите «обездоленной массы» и являться «духовным оружием пролетариата», то есть выступать в роли не только его мировоззрения, но и идеоло­гии.

К.Маркс и Ф.Энгельс понимали, что поскольку идеология есть результат расслоения общества и имеет социально-классовую сущность, то она представляет собой неадекватное отражение действительности, «ложное сознание», страдает односторонностью и пристраст­ностью. Однако они полагали, что отражение интересов самого передового класса (пролетариата) компенсирует эти недостатки идеологии. Принятие К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве исходного положения своего учения принципов активного отноше­ния к миру, первичности практики и признание в качестве цели развития человечества ком­мунизма во многом определили их дальнейшую философскую эволюцию, способствовали разработке диалектико-материалистического понимания природы, общества и познания.

К.Маркса и Ф.Энгельса интересовали прежде всего задачи практического преобразова­ния общества и поэтому первостепенное внимание они уделили социально-философским проблемам. Основные принципы и идеи их социальной философии были сформулированы в завершающих работах «раннего» марксизма — «Немецкая идеология» (1846г.), «Нищета фи­лософии» (1847 г.) и «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). В них было подвергну­то критике господствовавшее в то время убеждение, что первичными для исторических со­бытий являются идеальные мотивы людей (страсти, желания), побуждающие их к деятельно­сти, и поэтому основные направления развития общества якобы определяются в результате поступков так называемых «великих личностей». К.Маркс и Ф.Энгельс восприняли идею Г.Гегеля о существовании в обществе объективных закономерностей. Однако они доказыва­ли, что законы истории не являются следствием саморазвертывания Абсолютного духа, и постепенно распространили принципы материализма на понимание общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.