Социальная культура
В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-приемлемое программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданный ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для homo sapiens. Чем же общество отличается от естественных “псевдосоциальных объединений животных особей”? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации их потребностей и стимулов и даже не на дифференциации организмов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.
Типы культур:
oКультуры, ориентированные на полезность (стремятся к самосохранению)
oКультуры, ориентированные на достоинство (ориентация на ценность личности)
По теплоте:
o Теплые культуры – эмоциональные, громкие;
o холодные культуры – пассивные, так как им нужно сохранять энергию в условиях холода.
РОЛЬ - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид.
Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется выполняемой человеком функцией в системе социальных отношений. Роль – это вклад, требуемый от различных участников группы.
Социальная роль предопределяет набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужно следовать в своем поведении. Эти ценности и идеалы выполняют в поведении личности побудительную функцию, функцию «мотивов-стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижение задаваемого ролью набора ценностей.
Функционально социальная роль - это единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптацию личности в обществе и выражающая общую тенденцию системы «личность-в-группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуальзируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она начинает функционировать в форме социальных операциональных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определять социотипичное приспособительное поведение личности, либо она приобретает личный смысл, и, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом.
Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами.
Роль определяется названием; социальным статусом индивида; выполняемой функцией в системе социальных отношений; ожиданиями окружающих.
Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:
o ролевого ожидания;
o ролевого исполнения.
*Между ними никогда не бывает полного совпадения.
Шибутани еще выделяет:
Обязанность – то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из своей роли; другие требуют или ожидают его определенного поведения.
Право – экспектации, обращенные к другим участникам, побуждающие их что-то делать ради него.
Играние роли – исполнение обязанностей, которые налагаются ролью, и осуществление своих прав по отношению к другим. Играние роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли требует, чтобы действующее лицо вообразило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.
Фромм: «роль для всех»
Формируется посредством адаптивного поведения личности. Приспосабливаясь, человек развивает в себе черты, которые заставляют его действовать в соответствии с нормами – таким образом социальный характер направляет действие человека для решения объективных задач.
Социальные роли часто опосредуется символикой, например, одеждой.
Ролевой фетишизм – социальные роли начинают казаться врожденными.
В ролевом обществе изменяется функция коммуникатора: вместо человека, группы людей – «ролевое наименование», абстрактная социальная роль, институт. Схема: «коммуникатор – сообщение – реципиент» превращается в схему «ролевое наименование – текст – реципиент».
Текст всегда деиндивидуализирован, безличен, ориентирован на представление о нормах, идеалах, которые выступают для личности как только знаемые, а не реально действующие мотивы.
То место, которое не занято социальными ролями, занято индивидуальностью.
ГРУППА - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (классовая принадлежность, наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации и т. п.). Соответственно строится классификация Г.: условные и реальные, Г. большие и Г. малые, Г. организованные и Г. неорганизованные, Г., официальные (формальные) и Г. неофициальные (неформальные), Г. членства и Г. референтные, Г. высокого (коллективы) и Г. низкого уровня развития (корпорации, Г. диффузные).
Люди живут в группе в состоянии постоянной взаимозависимости. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы.
Виды групп:
• условные и реальные
• большие и малые
• организованные и неорганизованные
• официальные и неофициальные
• членства и референтные
• высокого (коллективы) и низкого уровня развития (корпорации)
Феномен конформности: группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы (конформист), либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению и тогда ее характеризуют как нонконформиста.
По мнению Шибутани, согласие – то, что делает возможным координацию друг с другом 2х независимо мотивированных индивидов.
Групповые нормы – это общие представления (как себя вести, что делать).
Группа создает рамки, внутри которых совместная деятельности может выполняться с наименьшими трудностями.
Нормы не детерминируют поведение, а разрешают одни поступки и запрещают другие.
Нормы, принуждающие к соблюдению других норм – это санкции. Они бывают как позитивные (для тех, кто исполняет экспектации группы. Пр. похвала), так и негативные (для тех, кто отклоняется от групповых стандартов). Санкции также подразделяются на высокоформальные (награждение) и спонтанные проявления (кто-то подошел и похвалил)
Человек не свободен поступать так, как ему хочется, а должен постоянно приспосабливаться к требованиям окружающих.
СТАТУС (в социальной психологии) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, В различных группах один и тот же индивид может иметь разный
Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.
Человек может иметь несколько социальных статусов. Различают предписанные и приобретенные, а также естественные и профессионально-должностные статусы личности.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, речи), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель).
Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины поло-возрастные). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение.