Консультация( Здесь нельзя забыть про сензитивные периоды, социализацию, культурно-историческую теорию Выготского, овладение и предметное опосредование)
В психологии личности острые подводные камни встречаются чаще всего там, где речь заходит о самых очевидных и естественных вопросах. К одному из таких вопросов относится фундаментальная характеристика филогенетического, социогенетического и онтогенетического развития — половой диморфизм, разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида. Проблеме изучения роли половых различий в социогенезе и онтогенезе посвящены многочисленные исследования, анализирующие проявления половых различий в поведении людей, темпераменте, выборе профессии, развитии культуры, дифференциации социальных ролей, формировании самосознания личности и т.д.
Различия между мужчинами и женщинами связан с двойной детерминацией изучаемых признаков (Д.Басс 1995г. – Эволюционная теория личности):
- Учет эволюционно-биологического фактора ведет к понятию пола как конституциональной координаты, обуславливающей различия между двумя группами людей мужского и женского пола со стороны несоциальных воздействий.
- Понимание же человеческого поведения как социального феномена, испытывающего влияние культурного контекста, приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы. В этом случае различия, о которых идет речь, исследуются как полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения.
Мужчины и женщины будут проявлять личностные различия только в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям в сексуальной и репродуктивной функциях.
Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма. В контексте синтетической теории эволюции И.И.Шмальгаузена В.А.Геодакяном разрабатывается гипотеза о том, что в любой эволюционирующей системе сосуществуют оперативная и консервативная подсистемы, обеспечивающие устойчивость и эволюцию любых развивающихся систем.
Оперативная подсистема обеспечивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. Она более гибко приспосабливается к переменам, но и более ломкая, более подвержена разрушению.
Консервативная подсистема призвана сохранить и передать потомству родительские признаки неизменными. Она более устойчива и лучше пригнана к решению типовых задач. Женские особи в системе разных биологических видов обеспечивают в ходе отбора неизменность, устойчивость «инерционного» генетического ядра популяции; мужские особи, являясь «оперативной подсистемой», воплощают тенденцию к изменчивости. На мужских особях опробуются разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора вначале мужскими особями, а затем передаются женским особям, как бы попадают в долговременную «генетическую память» вида. Представления В.А.Геодакяна объясняют, например, факты повышенной смертности мужских особей в процессе эволюции по сравнению с женскими особями и т.п. Эти идеи прежде всего важны тем, что в них ставится вопрос о том, для чего в процессе эволюции возникает половой диморфизм, и указывается на филогенетическое происхождение полового диморфизма.
В онтогенезе пол как индивидное свойство дан человеку. Индивид родится с определенным хромосомным полом (ХХ-хромосома — женский пол; XY-хромосома — мужской пол). На основе хромосомного пола развивается гонадный пол. Функционирование гормонального пола приводит к созреванию внешнего и внутреннего морфологического пола. В подростковом возрасте гормональный пол приводит к появлению вторичных женских и мужских половых признаков.
Психосексуальная дифференциация и социальное поведение. Однако ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли — набора предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов «женственности» и «мужественности» и т.п.; от отношения самой личности как к своим индивидным свойствам, связанным с полом, так и социальным половым ролям. В свою очередь то, какой в совместной деятельности приобретут личностный смысл индивидно-половые особенности личности и социальные стереотипы, предписываемые в культуре, во многом определяет формирование психологического пола и половой идентичности — осознания и принятия личностью своей половой принадлежности.
Здесь следует сказать о фазах психосексуального развития (по Фрейду) и о этапах формирования у ребенка половой идентичности.
Стадии психосексуального развития индивида. В русле психоанализа устойчиво сохраняется идея о том, что основные особенности личности закладываются в первые 5—7 лет жизни ребенка. При этом в ходе онтогенеза выделяются различные фазы психосексуального развития ребенка.
Первая фаза — оральная фаза развития. Основной источник удовольствия для младенца на этой фазе — его рот (сосание, кусание и т.п.).
Вторая фаза развития ребенка — от 1 года до 3 — анальная фаза. Эта фаза характеризуется повышенным интересом ребенка к актам дефекации. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция.
Третья фаза (от 3 от 5 лет) — фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста — это адекватная половая идентификация. Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекс»), а девочка к отцу («комплекс Электры»). То есть главное, что должен сделать мальчик, — это идентифицироваться с отцом, а девочка — с матерью.
Четвертая фаза — латентная фаза. Эта фаза продолжается вплоть до начала полового созревания. Она характеризуется снижением сексуальных реакций. По мнению З.Фрейда, на этой фазе сексуальность как бы дремлет, уступая время формированию сознательного «Я» и предметных интересов ребенка.
Последняя, пятая фаза, которая связана с половым созреванием, — это гениталъная фаза развития, на которой либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом.
Выделяются несколько этапов формирования у ребенка половой идентичности:
Первый этап — знание «первичной половой идентичности» — формируется у ребенка к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми. Это знание формируется прежде всего на двух основаниях: 1) соматические признаки ребенка. У каждого ребенка начинает формироваться образ тела; 2) поведенческие и характерологические нормы поведения — типичные стереотипы мужественности или женственности в поведении ребенка. Например, 2-летний ребенок уже отчетливо знает свой пол. Он не будет путаться в отличие от ребенка 1,5 лет, но отнесение к полу он обосновать сам не может.
Второй этап — 3—4 года. Дети начинают ясно различать пол окружающих их людей. Наконец, третий этап, который практически является завершением в формировании половой идентичности, — 6—7 лет. На этом этапе происходит дифференциация половых ролей, выбираются определенные формы игр, определенные формы компаний. Именно в возрасте 5—7 лет появляются однополовые компании сверстников.
•Многие из наблюдаемых в пренатальный (до рождения) период физич. различий, закладывают основу для особенностей, проявляющихся в течении всей жизни.
•Первый акт самоопределения - отнесение субъектом себя к определённому полу. С 2 лет-поведение мальчиков начинает дифференцироваться в определённом направлении. Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается в течении всей жизни.
•На фоне общих различий в конституции в период созревания появляется более отчетливые признаки мужского и женского стилей поведения.
•В период молодости происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связаного с физиологическими элементами созревания организма.
•В период взрослости связанные с первичными половым диформизмом мозговых функций, а также гормональным влиянием половые различия наиболее очевидны.
Стереотип – набор устойчивых, упрощенных сверхобобщений о группе людей.
Полоролевые стереотипы, содержание которых объясняется в немалой степени влиянием культурного контекста, касаются типичных характеристик, приписываемых мужчинам и женщинам. Воздействие этих штампов на индивидуальное сознание мало с чем может сравниться по своей силе.
Пример:
"Дж. Рубин со своими коллегами проинтервьюировали
родителей, имеющих однодневный опыт общения с мла-
денцем в первый день появления на свет своего первого
ребенка. Младенцы мужского и женского пола не различа-
лись по степени оцениваемой активности и другим пове-
денческим признакам. Однако девочек описывали как хо-
рошеньких, маленьких, красивеньких, а мальчиков как
более настороженных, уверенных и сильных. Разумеется,
родительские ожидания лишь усиливаются по мере взрос-
ления ребенка, трансформируясь в базовые компоненты
формирующейся Я-концепции".
Л.Вормэк (1980) обнаружил, что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин.
3 фактора у мужчин:
- вербальный
- математический
- зрительно-пространственный
У женщин:
- все 3 мужских в одном
- вербально зависимый от пола.
Различия в языковых способностях выявились по след.показателям:
- словарный запас
- речевая активность
- ясность речи
“Феминность”
пассивность, концентрация на чувствах, проявление эмоций.
“Маскулинность”
физич. и интеллектуальная активность, неэмоциональность, сила
Андрогиния - сочетания в индивиде психологич. профиля высоких показателей маскулинности и феминности. Андрогины демонстрируют “женское” и “мужское” поведение в зависимости от параметров ситуации.