Чистота сознания приведет вас к совершенству в йоге. Следите за своим поведением, когда общаетесь с другими людьми. Никому не завидуйте. Будьте сострадательны. Не презирайте грешников. Будьте добры ко всем. Если вы приложите максимум усилий к занятиям йогой, вы быстро добьетесь успеха. Вы должны иметь острое, сильное желание добиться освобождения, при этом вы должны быть бесстрастны. Вы должны быть серьезны и искренни. Для того чтобы войти в самадхи,г необходима глубокая и постоянная медитация.
Сознание мирянина, отягощенное низменными страстями, находится в мулад-харе и свадхиштхане (находящихся, соответственно, в области ануса и репродуктивных органов).
Если его сознание очищается, оно поднимается к манипура-чакре (в районе пупка) и наполняется силой и радостью.
Если сознание еще очищается, оно поднимается в анахату (на уровне сердца), наполняется блаженством и лицезреет лучезарный образ ишта-дэваты (опекающего его божества).
Когда сознание достигает высокой степени чистоты, когда медитация и самоотверженность в занятиях йогой выходят на первый план, сознание поднимается к вишуддха-чакре (в районе горла) и наполняется все новым и новым блаженством и силой. Даже тогда, когда сознание достигает этого центра, оно может опускаться к нижним центрам.
Когда сознание достигает аджня-чакры (между бровями), человек достигает самадхи и познает свое Высшее «Я», или Брахмана.
Если оно достигает духовного центра в мозгу, сахасрара-чакры, лотоса с тысячей лепестков, йог достигает нирвикалъпа-самадхи,тн сверхсознания. Он становится единым целым с Брахманом. Между ними исчезает всякое расстояние. Это высший уровень сознания, или верховная асампраджнята-самадхи. В этой чакре кундалини соединяется с Шивой.
Такой йог может опускать свое сознание до чакры находящейся в горле, чтобы давать указания ученикам и делать людям добро.
ЧАСТЬ 4
СВАРА-ЙОГА
СВАРА-ИОГА
Ведение здорового образа жизни, долголетие и душевный покой, который сделает вас бессмертным, — все это зависит от потока воздуха, проходящего при дыхании через три нади, а также ритма и легкости, с которой происходит этот процесс.
Ида-, или чандра-нади (лунная) определяется потоком воздуха, проходящим через левую ноздрю. Пингала-, или суръя-нади (солнечная) определяется потоком, проходящим через правую ноздрю.
Эти нади функционируют попеременно. Такая попеременная работа ноздрей называется вишу ват. Момент, в который происходит такая перемена, является крайне неблагоприятным.
Когда во время перемены потока в новом канале образуются препятствия, естественно, они удаляются и происходит очистка канала, что приводит к легкому или сильному чиханию. (Вот почему чихание считается дурным предзнаменованием.)
Когда происходит смена потока при каждом дыхании, считается, что дыхание находится в сушумне; этот момент считается неблагоприятным для каких-либо действий. Такое состояние также называется вишуват, что означает «разрушитель всех действий». Вишуват означает, что сознание пребывает в беспокойстве, является блуждающим и суматошным, колеблющимся и неспособным сконцентрироваться, это также сигнализирует о неправильности позы человека. При таком состоянии рекомендуется отдых и восстановление равновесия в сознании. В таком состоянии нельзя ничем заниматься, поскольку сознание неустойчиво в своей мотивации и в нем присутствуют сомнения и колебания. Поспешные поступки всегда заставляют человека впоследствии раскаиваться.
Существует еще одна разновидность сушумны, она отличается тем, что поток воздуха при дыхании проходит одновременно через обе ноздри. Поток также характеризуется плавностью, отсутствием рывков и концентрацией сознания на одной из шести чакр.
Во время этой сушумны легче всего концентрироваться на образе Господа и медитировать, сознание тяготеет к спокойствию и неподвижности. В это время нельзя отвлекаться на что-либо другое.
Очень трудно поддерживать постоянство потока воздуха через сушумну, поэтому даже те недолгие моменты, когда сушумна плавно течет, нужно использовать с максимальной пользой.
Свара-виджняна
Нади работают попеременно, в течение 2г/г гхатик (одного часа) каждая, отсчет ведется с рассвета. Таким образом, в течение суток дыхание двенадцать раз течет в иде и двенадцать в пингале. Это свидетельствует о нормальном дыхании и общем здоровье организма.
Обычно сушумна не функционирует, когда человек занят какой-либо работой, умственной или физической. Только когда вы концентрируете сознание и контролируете его, когда вы заставляете замолчать все его вритпти, сушумна (одновременное течение воздуха через две ноздри) начинает работать. И наоборот, вторая разновидность сушумны (колебание потока и смена ноздрей) работает, когда человек бодрствует и когда его сознание не занято медитацией. Это означает, что имеются определенные нарушения в процессе дыхания.
Изменение потока
Благоприятные и неблагоприятные потоки были описаны выше затем, чтобы вы могли регулировать и направлять потоки в опр еделенные каналы и, следовательно, сделать успешными все ваши начинания. Поэтому необходимо знать различные способы изменения потока. Таких способов есть много, вот лишь некоторые из них:
1. Заткните одну ноздрю ватой. Дыхание будет течь через другую ноздрю.
2. Можно закрыть пальцем ту ноздрю, через которую вы в данный момент дышите. Тогда поток пойдет через другую ноздрю.
3. Когда воздух течет через левую ноздрю, положите левую руку на землю, ладонью вниз (сидя на земле в сукхасане или падмасане) и прижмите бок левым локтем, сразу под ребрами. Давите несильно. Немного наклоните туловище влево. Ток воздуха изменится слева направо. Если вы хотите изменить его справа налево, прижмите правый бок правым локтем.
4. Вы можете воспользоваться йога-дандой (небольшим жезлом длиной в один локоть, с U-образной насадкой, горизонтально укрепленной на его верхнем конце). Всуньте руку в U-образную выемку, чуть ниже подмышки. Немного наклонитесь в эту сторону и слегка придавите бок дандой. Дыхание изменит свое направление. То же можно сделать при помощи более длинной данды при ходьбе или стоя.
5. Сознание также должно уметь менять направление потоков воздуха. Так же как вы управляете своими мышцами, можно управлять и сознанием.
6. Если вы лежите на левом боку, сознание будет течь через правую ноздрю, и наоборот.
Вы должны уметь менять направление потока, как и когда вам надо.
Менять направление потока, отводя его в сушумну, труднее, и еще труднее поддерживать такой поток.
Следующие методы помогут вам перевести поток из одной из нади в сушумну:
1. Лягте на землю, лицом вверх, не подкладывая под голову подушку. Сконцентрируйтесь на кончике носа или на точке между бровями. Сушумна будет функционировать.
2. Сядьте прямо, в сукхасану, падмасану или сиддхасану. Сделайте несколько циклов бхастрика-пранаямы. Сконцентрируйтесь, как описано выше. Поток пойдет через сушумну.
3. Концентрация на одной из шести чакр также помогает воздуху течь через сушумну.
Поток воздуха в сушумне обеспечивает неподвижность вертикальной позы, при которой позвоночник будет представлять прямую линию, а также глубина концентрации и степень фокусировки мысли. Только это может помочь поддерживать поток. Если хоть одно из этих условий нарушается, дыхание изменит свой ход и будет течь через одну из ноздрей.
Использование нади
Когда поток идет через ида-нади, обеспечивается сила, бодрость и хорошее пищеварение. Когда воздух течет в пингала-нади, происходит процесс пищеварения, но в это время в организме формируются яды. Сушумна ведет к совершенству.
Если вы спите на левом боку, работает пингала-нади, а ум отдыхает, потому что отдыхает ида-нади. Если ида-нади работает во сне, вы будете спать беспокойно, со многими сновидениями. Поэтому вы всегда должны спать на левом боку, позволяя пингале работать. Таким образом вы обеспечиваете две вещи — крепкий сон и хорошее пищеварение, а следовательно, здоровье, силу и бодрость.
Ложась спать на правом боку, вы можете поддерживать свое сознание в состоянии бодрствования, пока чувства и низшее сознание спят. Это можно делать, только если ваше сознание освобождено от беспокойства и от желаний, когда вы убеждены, что не будете видеть снов.
Во всех своих внешних занятиях, индивидуальных или общественных, вы должны следить за тем, чтобы они начинались тогда, когда функционирует пингала. А вот список тех занятий, которые можно начинать, когда поток идет через ида-нади: изменение образа жизни, начало изучения духовных книг, путешествия, общение с друзьями, родственниками и родителями, постройка зданий и храмов, возделывание почвы, принятие новой должности, женитьба, одевание новой одежды и украшения приготовление лекарств. Ида-нади должна работать, когда начинается изучение мантра-шастры, относящейся к раджасическому или тамасическому божеству. Во время еды и купания также должна работать ида-нади.
Короче говоря, крупномасштабные добрые начинания должны предприниматься, когда дыхание течет через иду; а все временные или мимолетные дела должны начинаться, когда воздух течет через пингалу.
Сушумна всегда должна быть подготовлена к духовным делам, к медитации и кумбхаке (задержке дыхания).
Сделайте так, чтобы дыхание проходило через иду, левую ноздрю, с рассвета до заката, и через пингалу, правую ноздрю, с заката до рассвета.
Эта практика называется свара-садханой. Тот, кто занимается ею, поистине великий йог. Займитесь этим ивы, займитесь сейчас. Пейте нектар бессмертия. Стряхните с себя обычную лень, вялость, праздность и тамас во всех проявлениях. Прекратите пустую болтовню, сплетни и оставьте несносную привычку критиковать окружающих. Сделайте что-то реальное*.
Более подробно практика свара-йоги (а также все, что связано с нади, чакрами, кундалини, мантрами и тантрическими божествами) описывается в классических книгах Хариша Джохари «Инструменты для Тантры» и«Чакры», перевод которых наше издательство осуществит в ближайшее время.
ЧАСТЬ 5
БРАХМАЧАРЬЯ
БРАХМАЧАРЬЯ
Брахмачарья
Слово брахмачарья имеет несколько значений. Буквально оно означает «движение к Богу (Брахману)». Это образ жизни, благодаря которому вы постигаете Брахмана, Бога, это жизнь в Абсолюте, это чистота мыслей, слов и поступков.
Брахмачари (тот, чье сознание всегда движется в Господе) является повелителем трех миров. Он может выполнять огромную умственную и физическую работу. Вокруг его лица сияет магнетическая аура. Он может оказывать влияние на людей, произнося всего лишь несколько слов, даже само его присутствие может воздействовать на окружающих. Когда человек чист, лучи его сознания не рассеиваются, концентрироваться становится легко. Концентрация и чистота идут рука об руку. Хотя мудрец говорит очень мало, его немногие слова оставляют в сознании слушателей глубокий отпечаток. Это происходит благодаря его духовной силе, которая накапливается путем сохранения и превращения семени. Все духовные лидеры исповедовали брахмачаръю: Иисус, Шанкара, Джнянадэва и Самартха Рам Дас были настоящими брахмачари.
Брахмачарья — это яркий свет, который светит в здании человеческого тела. Это распустившийся цветок жизни, вокруг которого вьются, жужжа, пчелы (сила, терпение, знание, чистота и крепость духа). Другими словами, тот, кто соблюдает брахмачаръю, будет наделен всеми перечисленными качествами. Священные книги ясно говорят: «Занимаясь брахмачаръей, вы увеличиваете свою продолжительность жизни, силу, сияние, бодрость, знание, неувядающую славу, добродетель и преданность Истине».
Брахмачарья — это основа приобретения бессмертия. Это субстрат жизни в мире, в единении с Атманом, или чистым духом. Это крепкая поддержка того, кто утвердился в своем знании Брахмана, чего так ищут и ученики йогов, и мудрецы. Дажершхш кдэвы (божества) прислуживают подлинному и утвердившемуся брахмачари. Он может велением своей мысли открывать сушумну (важный духовный поток, проходящий по позвоночнику) и пропускать по нему кундалини.
Соблюдая брахмачаръю, йог достигает совершенства. Она помогает ему в приобретении божественного знания и других сиддхи.
Узким значением слова брахмачарья является целибат, или воздержание.
Целибат
Термин целибат происходит от латинского Calebs и означает холостой образ жизни. Он также обозначает процесс построения характера, личности. Он чрезвычайно важен. Это врата освобождения или вечного блаженства, это основа морали. Абсолютный целибат — это непременное условие божественной жизни, или высшей духовной жизни. Дверь, ведущая в нирвану, — это полный целибат.
Целибат означает контроль не только своего полового органа, но и управление всеми чувствами, мыслями, словами и поступками. Это ключ ко всем сферам божественного блаженства. Путь к вместилищу вечного покоя начинается с целибата.
Целибат бывает двух видов: физический и ментальный. Физический целибат — это контроль своего тела, ментальный—это сдерживание дурных мыслей. Тот, кто свободен от похотливых мыслей даже во сне, становится истинным богом на этой земле. Он достоин поклонения. При ментальном целибате в сознании не возникает грешных мыслей. Этого несколько более трудно достичь, чем усмирения плоти, но при условии искреннего желания и старания вы сможете утвердиться в этом. Вы должны ясно видеть свою цель, всегда иметь в сознании идеал, к которому вы стремитесь. Тогда вы скоро к нему придете. В этом нет никаких сомнений.
Такие качества, как выносливость и отвага, напрямую связаны с целомудренностью. Строго воздерживаться нужно не только от половых актов, но и от аутоэротических проявлений, от онанизма, гомосексуальных контактов и всех прочих сексуальных извращений. Потакая своим слабостям, вы не сможете избавиться от эротических сновидений. Нужно полностью воздерживаться от любых эротических фантазий и сладострастных мыслей.
Ниже приведен список восьми «порогов», мешающих движению по реке абсолютного целибата. Вы должны быть внимательны и обходить эти пороги с крайней осмотрительностью и большим усердием:
1. Разглядывание представителей противоположного пола.
2. Желание дотронуться, обнять или находиться рядом с представителями противоположного пола.
3. Флирт, забавы с эротической подоплекой.
4. Похвалы в ее или его адрес, сделанные в кругу ваших друзей.
5. Беседы с ним или с ней с глазу на глаз.
6. Похотливые мысли о мужчине или женщине.
7. Сильное желание осуществить половой акт с мужчиной или с женщиной.
8. Сексуальные удовольствия.
Хотя первые семь явлений не ведут к серьезной потере семени, тем не менее оно отделяется от крови и пытается вырваться наружу, как только представится возможность, во сне или в другое время. В первых семи пунктах речь идет о мысленном наслаждении человека.
Настоящий брахмачари должен без сожаления позабыть о вышеперечисленных вещах. Только тот, кто полностью свободен от всего этого, может считать, что соблюдает настоящий целибат. Об этом нужно помнить всегда.
Чистый воздух, чистая вода, здоровая пища, физические упражнения, спортивные игры на свежем воздухе, быстрая ходьба, гребля, плавание, такие игры, как теннис и др., помогают поддерживать хорошее здоровье, бодрость и силу. Есть очень много способов укрепить здоровье, все они очень важны, но самым важным является соблюдение целибата. Без него все упражнения ничего не стоят. Он — ключ ко всем дверям здоровья и счастья. Это краеугольный камень здания блаженства и чистой радости, это единственная вещь, которая дает человеку настоящую Мужественность.
Соблюдение ямы — это первый этап раджа-йоги. А яма, как известно, — это практика ахимсъь сатъи, астеи, брахмачаръи и апариграхи (то есть ненасилия, правдивости, неприсвоения чужого, целибата и непринятия подарков). В джняна-йоге дама (самоконтроль) — это основное требование к ученику.
Польза целибата
В книге «Шива-самхита» говорится:
Когда семя выходит из тела, смерть приближается; сохранение семени сохраняет жизнь и продлевает ее, поддерживая тело. Поэтому семя нужно тщательно сберегать. Нет никакого сомнения, что люди, которые сохраняют семя, живут здоровой жизнью и что те, кто растрачивает семя, умирают до срока, зная об этом, йог всегда должен сохранять семя и поддерживать строгий целибат. Целибат — это мощное оружие для ведения войны с внутренними демонами — похотью, злобой, жадностью и т. д. Он дает неувядающую радость, непрерывное и неумирающее блаженство. Он дает огромную энергию, ясность разума, гигантскую силу воли, четкое понимание, яркую память и большую пытливость. При помощи одного только целибата вы можете развиваться физически, умственно и духовно.
Целибат — это основа совершенства тела. Для того чтобы иметь совершенное тело, нужно соблюдать абсолютный целибат. Это очень, очень важно. Во время занятий йогой семя превращается в оджас-шакти. У занимающегося йогой будет совершенное тело. Во всех его движениях будет грация и очарование. Он проживет столь долго, сколько захочет. Господь Кришна не случайно убеждал Арджуну стать йогом!
Те, кто соблюдают целибат, часто жалуются на психологическую усталость, связанную с воздержанием. Это лишь обман сознания. Иногда у вас появляется ложное чувство голода, однако, когда вы садитесь обедать, выясняется, что вы не хотите есть. Точно так же есть ложная умственная усталость. Если вы соблюдаете целибат, вы имеете огромную ментальную силу и энергию. Вы можете не ощущать ее постоянно, но, когда представится возможность, вы ее проявите, как борец проявляет всю свою силу на спортивной арене, хотя в обычной жизни он о ней не задумывается.
Соблюдение целибата во много раз увеличивает ментальную энергию и силу. Такая сила намного превосходит физическую силу. Вспомните Махатму Ганди. Физически он был слаб, но, заметьте, он обладал огромной внутренней силой. Он приобрел ее благодаря постоянному и упорному соблюдению принципов ненасилия, честности и целибата. Он влиял на мир с помощью своей внутренней силы. Благодаря воздержанию разум становится острым и ясным. Приходят сила и выносливость.
Тот, кто соблюдает целибат, легко справится с любой болезнью. Когда обычному человеку требуется месяц, чтобы выздороветь, брахмачари будет в полном порядке уже через неделю. Целибат дает силу, внутреннее здоровье, душевный покой и долголетие. Он тонизирует нервы и разум, помогает сохранить физическую и умственную энергию, дает бодрость и жизнелюбие, а также силы противостоять любым трудностям повседневной жизни. Человек, соблюдающий абсолютный целибат, может сдвинуть горы, он может повелевать природой и ее стихиями, так, как это делал Джнянадэв.
Пробудите в себе скрытые резервы, раскройте свой потенциал, соблюдая целибат. Познайте Бога и поднимитесь над страданиями мирской жизни с ее круговоротом смертей, рождений и печали.
Целибат и долголетие
Утвердившись в правильном образе жизни, вы тем самым сможете прожить долгую жизнь и достичь вечного счастья. Вы можете прожить долгую жизнь, не имея ничего иного, кроме правильного образа жизни. Достойное поведение формирует характер. Вы должны иметь хороший характер, а не то растеряете жизненную энергию и умрете до срока. Священные книги говорят, что человек должен жить до ста лет. Этого вы можете достичь, только соблюдая целибат.
Вам необходимо помнить еще одну вещь! Секреты долголетия основаны главным образом на принципах разумной умеренности в еде и питье, на трезвости, целомудрии и оптимистическом отношении к жизни, поэтому пьяницы, обжоры, лентяи и распутники не могут рассчитывать на то, что проживут долго. Есть, конечно, примеры, когда морально распущенные люди жили долго и достигли большого умственного развития. Очевидно, этим они обязаны своей карме. Однако они достигли бы еще большего, если бы соблюдали воздержание и имели хороший характер.
Благословен тот, кто принял обет безбрачия до конца жизни. Дважды благословен тот, кто искренне борется с похотью, пытаясь достичь истинной чистоты. И трижды благословен тот, кто полностью искоренил похоть и познал свое Высшее «Я». Слава таким возвышенным душам! Они — настоящие боги на земле. Да распространится их блаженство и на вас тоже.
Необходимость целибата
Золотых дел мастер выплавляет чистое золото из золота с примесями, добавляя в него кислоты и плавя его в тигле. Так же и вы должны очистить свое сознание и тело постоянной садханой. Один человек со злости обругал другого, когда они в лодке переправлялись через Ганг. Тогда второй пришел в ярость, схватил обидчика за горло и швырнул его в Ганг. Как слаб внутренне был этот человек, несмотря на свою физическую силу! Один лишь звук, всего лишь слово вывело его сознание из равновесия. Он стал рабом гнева. Если бы он соблюдал воздержание, сдерживал свои порывы и учился, он не совершил бы своей поспешной жестокости. Тот, кто утвердился в целибате, может сдерживать гнев и управлять миром.
Целибат — это общая сумма слагаемых йоги и ее основа. Из-за невежества многие об этом забывают. О высшем этапе йоги Господь Кришна постоянно упоминает в «Бхагавад’Гите». В VI: 14 совершенно ясно написано, что для успеха в медитации необходимо соблюдать целибат. В XVII: 14 Кришна говорит, что это одна из форм усмирения плоти.
Ямвлих утверждал, что боги не слышат призывов того, кто запятнал себя половыми отношениями. В исламе паломникам в Мекку предписывается строгое воздержание. Такие же требования предъявляются к членам еврейской общины перед посещением храма ив другие ритуально важные периоды. В древнейИндии, Египте и Греции верующие не имели права вступать в сексуальные отношения перед посещением храма и сразу после него. Христианство предписывает воздержание перед крещением и причастием. Высшим типом христианина является человек, соблюдающий целибат. Епископами православной церкви всегда становятся люди, давшие обет безбрачия, отбираемые из числа монахов.
В народных сказаниях сквозит мысль, что второе зрение и видение сверхъестественного присуще только тем, кто соблюдает целибат. В Рио-Негро есть племя, котор ое предписывает целибат своим знахарям, поскольку они верят, что лекарство не подействует, если оно предписано женатым человеком.
Человек в значительной степени деградировал, став марионеткой страсти. Он потерял свою проницательность. Он продался в самое позорное рабство. Как, право, это печально! Если человек хочет вернуть себе божественные качества и славу, он должен изменить все свое существо, его сексуальные желания должны быть полностью сублимированы, превращены в божественные мысли и регулярные занятия медитацией. Преобразование сексуальных желаний — это мощное, эффективное и достаточное средство для того, чтобы достичь вечного блаженства.
Целибат—это самая основа йоги. Так же как дом, построенный на гнилых сваях, совершенно точно обрушится, так и вы разрушите свои занятия медитацией, если вы не укрепите их на правильном фундаменте. Вы можете заниматься медитацией двенадцать лет и не достичь успеха в самадхи, если не уничтожите подспудную похоть, не сожжете семена сладострастия, затаившиеся в отдаленных уголках вашего сердца. Вы должны стараться обнаружить этого страшного врага —похоть,
— прячущегося в укромных местах вашего сознания. Вы можете обнаружить его присутствие, только если вы бдительны. Нужно тщательно изучать себя. Так же как мощную армию можно разбить, только если атаковать ее со всех сторон, так и сильные чувства можно держать в узде, только если вы ограничите их со всех сторон, изнутри и извне, сверху и снизу.
Обет безбрачия защитит вас от искушений. Это мощное оружие против похоти. Если вы не дадите обет безбрачия, сознание будет вас постоянно искушать. У вас не будет сил противостоять искушению, и вы станете его жертвой. Слабые и нерешительные боятся давать обет. Они находят различные отговорки и заявляют: «С чего бы это мне связывать себя клятвами? Моя воля достаточно сильна. Я могу сопротивляться любым искушениям. Я медитирую на образе Бога. Я укрепляю силу воли». Но затем эти люди раскаиваются.
Так говорят только те люди, в ком таится скрытое желание найти себе объект страсти. Вы должны иметь правильное понимание, уметь разбираться в жизни и быть бесстрастными, только тогда ваше самоотречение будет настоящим и постоянным. Если отказ от секса не является сознательным решением и плодом бесстрастности, ваше сознание просто будет искать возможности снова заполучить то, от чего вы отказались.
Будущее благополучие Индии может быть построено на целибате и только на нем. Долг саннъясинов и йогов — обучать людей целибату, асанам и пранаяме и нести людям знание Атмана. Они могут многое сделать для того, чтобы исправить положение, поскольку они — люди посвященные. Они должны выйти из своих пещер и хижин, чтобы сделать этот мир лучше. Для них настало время воплотить фразу: «Все это есть Брахман».
Обязанность родителей, воспитателей, учителей и преподавателей — вести воздержанный образ жизни и обучать детей и молодежь брахмачаръе. Обучение молодежи означает построение нации.
В наши дни дети рождают детей. Ранние браки несут физическое вырождение. Человеку, с его совершенным умом, нужно учиться у зверей и птиц. Львы, слоны и другие сильные животные лучше контролируют себя, чем человек. Львы спариваются только раз в году. После оплодотворения самки и близко не подпускают к себе самцов, пока детеныши не перестанут питаться их молоком и не окрепнут. Только человек нарушает законы природы и поэтому он страдает от множества болезней. Он деградировал, став в этом отношении ниже животных. Еда, сон, страх, копуляция знакомы и людям, и животным. Что отличает людей от животных — это способность интересоваться и размышлять. Если у человека этого нет, он ничем не отличается от животного.
Выдающиеся западные врачи утверждают, что многие болезни происходят от потери спермы, особенно в юном возрасте. Появляются прыщи, сыпи, синяки под глазами, не растет волосяной покров на лице, глаза западают, лицо становится бледным из-за анемии, происходит потеря памяти, портится зрение, наступает слепота, выделение спермы при мочеиспускании, увеличение яичек, боль в них, приходит слабость, сонливость, лень, мрачное настроение, учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, человек заболевает чахоткой, у него болит спина, поясница, голова и суставы, у него случаются болезни почек, энурез, он становится рассеянным, слабо соображает, ему снятся кошмары и эротические сны, его сознание приходит в беспокойство и т. д.
Теперь вы поняли, дорогие друзья, всю важность соблюдения целибата? Увидели, сколь велико значение целибата и сколь славны люди, соблюдающие его? Как вы можете рассчитывать на здоровье и силу, если ежедневно растрачиваете с таким трудом добытую энергию? Невозможно быть здоровыми и сильными, если только мужчины и женщины, мальчики и девочки не постараются изо всех сил соблюдать целибат. Если наша страна хочет стать выдающейся державой, ее дети, мужчины и женщины должны изучить этот предмет, понять его огромную важность и строго соблюдать целибат.