Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.
В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.
Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более
конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую
принадлежность.
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип
характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера,
которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от
индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он
позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и
приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю
человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:
рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Типы личности:
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга,
порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как
креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа
личности весьма низкая.
У идеалистов, наоборот, сильно
выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и
пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни
стало. Для фрустированного типа личности
характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие,
ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и
ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение
удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни»
приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы
личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в
данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным
условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и
гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям
современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип
личности – это отражение того, как общественная система влияет на
ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
51. Теория «зеркального Я» Ч.Кули и Д.Мида.
Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория “зеркального Я”. Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как “зеркала” его Я. “Я” (образ “Я”) – это центральное понятие целого ряда трактовок личности. “Я” – это самость, т.е. интегральная целостность, “одноличие”, “подлинность” индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.
У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я “социальное Я”, которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько “социальных Я”, сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.
Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди – это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.
Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. “Я” включает: 1) представление о том, “каким я кажусь другому человеку”, 2) представление о том, “как этот другой оценивает мой образ”, 3) вытекающее из этого специфическое “чувство Я” вроде гордости или унижения – “самоуважение”. Все это складывается в человеческое “чувство личной определенности” – “зеркальное Я”.
“Я” выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие “Я” в сущности является продуктом воображения.
Теория “зеркального Я” была развита Дж.Мидом, который ввел понятие “стадий” формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, “обобщенного другого” выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.
52. Ролевая теория личности.
Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах “Роль, Я и общество” (1934), “Исследование человека” (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.
Вместе с тем ключевое понятие этой теории – “социальная роль” – было разработано в начале ХХ в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее – Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к “тюремному” эксперименту американского исследователяФилиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: ”Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…”. Эксперимент планировалось провести в течение одной –двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили “заключенными”, другую – “тюремщиками”. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали “заключенных” и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать “тюремщиков” от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они “вошли в роль” и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно “тиcки” социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.
Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.
Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.
Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.
Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.
Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.
В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.
В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.
В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, “переступать через самих себя”.
Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы сниженияролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин – второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт
53. Понятие социальной роли.
Существует много определений понятия “социальная роль”. В одном из них отмечается, что роль — это динамический аспект статуса: когда индивид осуществляет свои права и обязанности (вытекающие из его статуса), он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон). Другой авторитетный исследователь этой теории, Т. Парсонс, считал, что “роль — это структурно организованное, т. е. нормативно регулируемое поведение данного лица в конкретном социальном взаимодействии с конкретным социальным (ролевым) партнером”. Эти определения дополняют друг друга. Во втором из них особенно подчеркивается фактор взаимодействия с ролевым партнером: преподаватель — студент, врач — больной, родитель — ребенок, т. е. каждая роль предполагает ролевого партнера.
Социальная роль — это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится. И по отношению к конкретному лицу роль объективна. Она не зависит от интересов и желаний человека. Например, роль мастера может исполнять Иванов, Петров, Сидоров...
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли - дело сугубо индивидуальное. Поэтому можно говорить, что роли безличны, но ответственность за качество их выполнения всегда персональна, так как каждая роль имеет своего исполнителя.
Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Поступая на работу, человек тем самым добровольно подчиняет себя, свое поведение функционально-ролевым предписаниям, которые вытекают из целей и структуры организации, а также из ситуации, в которой организация находится.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей. П онять личность можно лишь через раскрытие ее социальных ролей.
54. Структура социальной роли
Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.
Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.
Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.
Любая роль имеет структуру:
Модель поведения человека со стороны общества.
Система представления человека как он должен вести себя.
Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.
1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.
2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.
. Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:
· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.
· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.
· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.
· Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине.
55. Ролевой набор и ролевая идентификация.
- совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Ролевой конфликт — Ситуация, при которой человеж играет две роли одновременно. причем ожидания, связанные с этшми ролями, несовместимы друг с другом. К примеру, в этическо.м кодексе Американской психологической ассоциации практикующим психотерапевтам воспрещается…
Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями [Gross, Mason, McEchern, 1958]. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызвать; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт
Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.
Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.
56. Соотношение социальной роли и модели социального поведения.
Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).
Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.
Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).
Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.
Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.
Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.
Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.
Любая роль имеет структуру:
Модель поведения человека со стороны общества.
Система представления человека как он должен вести себя.
Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.
1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.
2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.
Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:
- социальное происхождение;
- этническая принадлежность;
- уровень образования;
- должность;
- проф. принадлежность;
- власть;
- доход и богатство;
- образ жизни и т.д.
Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.
Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.
Разновидности ролей:
- психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
- социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
- активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
- латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
- конвенциональные (официальные);
- стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями
57. Ролевой набор и ролевой конфликт.
58. Понятие социальной нормы и социального отклонения.
Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок. В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм, моральные нормы (правила поведения с точки зрения добра и зла), религиозные нормы (правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала), корпоративные нормы (правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях), обычаи и традиции (стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение), ритуалы и обряды (символические действия), а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п. Несоциальные (технические, производственные, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе, технике, материальным объектам.
Социальное отклонение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.
59. Социальный контроль и социальные санкции.
Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Существует следующая классификация санкций.
Виды санкций
• Формальные:
- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.
- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
Неформальные:
- негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.
социальные санкции
Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.
60. Понятие социализации. Социализация и воспитание. Социализация и обучение.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.
На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:
· мазохистский - рецептивный,
· садистский - эксплуатируемый,
· деструктивный - накопительский,
· конформистский - рыночный,
· продуктивный - духовный.
Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.