Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием всемирной тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем глобализации выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу.
По мысли Р. Робертсона "понятие глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и осознанию глобального целого в 20 в.". Термин «глобализация» (англ. globalization) стал употребляться в общественных науках сравнительно недавно - последние 20 - 25 лет. Первоначально, в 1983 г., понятие «globality» было использовано американским социологом Р. Робертсоном в названии одной из своих статей. В 1985 г. именно он дал определение понятия «globalization», а в 1992 г. он опубликовал основные положения своей концепции в работе «Глобализация».
В последствии данное понятие стало трактоваться как процесс развития политических и экономических отношений в масштабах всей планеты, историческими свидетельствами которого стали многочисленные факты нового этапа развития мира. Накопление информации способствовало проблемно-теоретическому анализу общественными дисциплинами новых явлений и тенденций. Постепенно с увеличением объема научных знаний, систематизацией и осмыслением информации о происходящих мировых событиях стало приходить понимание сущности данного понятия, что привело к созданию новых теоретических моделей мирового развития (С.Хантингтон, Ф.Фукуяма, М.Фридман, А.Гидденс и др.). Все явственней становилось и проблемное поле «глобализации», составляющими элементами которого стали такие понятия как «глобальность», «глобализм», «глобальные проблемы» и т.п.
В основание философии «глобализации» положены следующие главные идеи:
Существет несколько идей лежащих в основе исследований глобализации:
- Валлерстайн представлял человеческое сообщество как систему взаимодействующих регионов «ядра», «периферии» и «буферной зоны»;
- Поппер считал, что социальные механизмы постепенно меняются в сторону принятия западной модели;
- Фукуяма предполагает, что такой строй является венцом человеческой цивилизации.
Сорос определяет глобализацию, которую он приравнивает к «глобальному капитализму», как «развитие глобальных финансовых рынков, рост межнациональных корпораций, и их увеличивающегося доминирования над национальными экономиками». Некоторые из наблюдений Сороса искажений глобальной системы подтверждены Джозефом Э. Стиглитцем в его «Глобализация и Ее Тревоги»:
- Много людей страдают от глобализации, не будучи поддержанными сетью социальной безопасности;
- Неразумное распределение ресурсов между частными и общественными ценностями - рынки способны создавать богатство, но не предназначены, чтобы заботиться о социальных потребностях; погоня за прибылью может разрушить окружающую среду.
- Глобальные финансовые рынки склонны к кризисам; они имеют тенденцию намного тяжелее ударять по развивающимся экономикам;
Сорос повторяет некоторые из опасений, выраженных Кваме Нкрумахом, первым Президентом Ганы, что:
- Иностранная помощь отвечает интересам доноров, а не получателей;
- Получатели редко могут получить доступ к иностранным проектам помощи, которые разрабатываются и осуществляются извне;
- Иностранная помощь обычно обговаривается между правительствами, создавая таким образом проблему «узкого места» (много доноров, конкурирующих, чтобы пройти в единственную точку входа);
- Доноры настаивают на сохранении управления средствами помощи, которую они обеспечивают, что приводит к недостатку координации со стороны ведущего правительства и, таким образом, ограничивает его возможность управлять и контролировать ситуацию.
Глобализация мировой экономики обрела необратимый характер, но вместе с тем вызывает резкое противодействие тех, кто не вошел в элитарный клуб "золотого миллиарда".
Усилилось ослабление национальных государств, что неизбежно вызвало практически неконтролируемый рост националистических настроений, усугубляемый массовыми миграционными передвижениями из зоны слаборазвитого мира в сторону Запада.
Бунт бедного большинства мирового сообщества против несправедливого миропорядка и показного благополучия стран «золотого миллиарда» пока еще находится под контролем, но может выйти из него в самое ближайшее время (антиглобалистские марши протеста в Европе).
Вряд ли приходится сомневаться в том, что именно эти проблемы будут определять развитие мира в течение всего ХХI века и основы для их решения закладываются уже сейчас.