Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Причины девиации в концепциях Ч.Ломброзо, Х.Шелдона, З.Фрейда




Термин «девиация», «девиатный» происходят от лат. Deviation -отклонение. Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей от обще принятого. Его рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе нормам и социальным стереотипам. В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм.

Позитивная девиация- это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в тоже время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствие и т.д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения и/или осуждения. Сюда можно отнести террорзм, вандализм, воровство, предательство, жесткое обращение с животными и т.д.

причины возникновения девиантного поведения. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиации.

К первому виду относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общая предпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, имеют склонность к антисоциальным поступкам. Биологическое объяснение девиации представлено в теории У.Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения (наиболее склонны к девиации, чьё тело отличается силой и стройностью);во взглядах Ч.Ломброзо о том, что "криминальный тип" есть результат деградации и поэтому он обладает характерной внешностью (выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли); биологической концепцией о том. что мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y (XXY, XYY), в большей степени склонны к агрессивности и преступности. Однако как показывает история, данная закономерность не является стопроцентной, и в криминальной практике найдется много примеров, когда ужасающие преступления совершали люди с ангельской внешностью.

Второй вид: психоаналитические теории. В их основе работы З. Фрейда. Основная идея - возникновение девиаций является результатом нарушением защитного механизма между бессознательным и сознанием. Нарушение защиты обусловлено внутриличностными конфликтами, происходящими в сознании индивида между Я и бессознательным или между сверх- Я и бессознательным.

66. Социальная аномия - это падение нравов; крах традиционных устоев; состояние отчуждения (человека или группы лиц), вызванное аномией; распад личности, моральное разложение отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов отрицательно повлияли на все стороны жизни населения. Политические и социально-экономические реформы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Сосуществование прошлой нормативно-ценностной системы и нарождающейся новой нравственной и правовой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обществе. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.

Понятие «аномия» возникло более двадцати веков назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.

Аномия (от фр. anomie - буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a - отрицательная частица и nomos - закон) - такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия - отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные состояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, - считает он, - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека…»1

Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм). Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться… Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной».

Позднее аномия понимается также как состояние в обществе, вызванное избыточностью норм, причем противоречивых (Р. Мертон). В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается единство нормативной системы, системы регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности от общества. Это закономерно ведет к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным явлениям.

Э. Дюркгейм рассматривает аномию как часть своей историко-эволюционной концепции, опирающейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного общества. Проблема аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции новых капиталистических экономических отношений. Аномия - продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.

Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый - потребности и интересы, второй - возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2294 - | 2219 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.