Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Власть, взвешивая общественные затраты и выгоды аналогич­но законодательным собраниям? 4 страница




Я знаю, что эта линия рассуждений неприемлема для тех, кто ждет немедленных результатов решения, а значит и проиг­норирует долгосрочные последствия права судей освобождать себя от ответственности. Трудные решения всегда непопуляр­ны. В литературе прославляют хитроумное умение судей при­думывать некоторые уловки, с помощью которых судящийся может быть лишен своих прав, когда публика думает, что для него неправильно утверждать эти права. Но я верю, что судеб­ное освобождение от ответственности в долгосрочной перс­пективе принесет больше вреда, чем трудные решения. Труд­ные случаи могут даже иметь некоторую нравственную цен­ность, возвращая людям понимание их собственной ответст­венности в отношении права, которое, в конечном итоге, — их творение, и напоминая им, что не существует принципа лич­ной благости, которая может исправить ошибки их представи­телей.

Более того, я намерен пойти дальше и утверждать, что изла­гаемые мной принципы не только наиболее здравые в наших нынешних условиях, но если бы этим принципам мы следовали с самого начала, то унаследовали бы лучшую правовую систему от наших предков. Например, если бы по отношению к само-


обороне как оправданию, нащи суды твердо придерживались формулировок статута, результатом, несомненно, был бы его пересмотр законодателями. Такая ревизия опиралась бы на по­мощь натурфилософов и психологов, в результате чего предпи­сания по этому вопросу получили бы понятные и рациональные основы, вместо мешанины слов и метафизических различений,

которые возникли из рассмотрения его судьями и профессиона­льн ыми юристами.

Заключительные ремарки, конечно, выходят за пределы мо­их обязанностей по отношению к данному делу, но я включаю их, потому что чувствую: мои коллеги недостаточно осознают опасности, присущие тому пониманию обязанностей судьи, которое поддерживает мой брат Фостер. Я заключаю, что при­говор должен быть оставлен в силе.

Судья Хэнди. Я с изумлением слушал вымученные мудрст­вования, которые породило это простое дело. Я никогда не устаю поражаться способности моих коллег набрасывать тем­ный покров легализмов на почти каждое дело, представленное им для решения. Сегодня мы слушали высокоинтеллектуаль­ные рассуждения о различии между позитивным и естествен­ным правом, формулировками статута и целью статута, функ­циях судебной и исполнительной власти, судебном и законо­дательном законодательстве.

Какое отношение все это имеет к данному делу? Проблема, стоящая перед нами, в том, что мы как представители власти должны решить, что сделать с этими обвиняемыми. Это во­прос практической мудрости, и она должна проявляться в кон­тексте не абстрактной теории, но человеческих реалий. Если данное дело рассматривать в таком свете, оно станет, я думаю,

одним из самых легких из когда-либо представавших перед этим судом.

Перед тем, как высказать мои собственные выводы о дан­ном деле, я хотел бы вкратце обсудить некоторые из затронул тых им фундаментальных проблем — проблем, по которым

мое мнение и мнение моих коллег расходится с того момента, как я занял эту должность.

Я никогда не мог дать моим коллегам понять, что государ­ство — это дело рук человеческих и что людьми правят не сло­ва на бумаге или абстрактные теории, но другие люди. Правят


хорошо, когда правители понимают чувства и представления масс, правят плохо, когда такое понимание отсутствует.

Из всех ветвей государственной власти, судебная больше всего подвержена опасности потерять контакт с обычными людьми. Причины, конечно, вполне очевидны. Массы, реаги­руя на ситуацию, обращают внимание на некоторые ее яркие особенности, мы любую представшую перед нами ситуацию разбираем на мелкие части. Обе стороны нанимают юристов, чтобы анализировать и критиковать. Судьи и адвокаты сопер­ничают друг с другом в том, кто сможет обнаружить больше трудностей и различений в одном наборе фактов. Каждая сто­рона пытается найти примеры, реальные или вымышленные, которые поставят в неловкое положение доводы другой сторо­ны. Чтобы избежать этой неловкости, изобретаются и привно­сятся в эту ситуацию иные различения. Если набор фактов подвергается такой обработке достаточное время, все жизнен­ные соки вытягиваются из него, и перед нами остается лишь горсть праха.

Я понимаю, что везде, где есть правила и абстрактные принципы, юристы хотят быть в состоянии делать различения. До некоторой степени то, что я описывал, есть неизбежное зло, сопровождающее любую формальную регуляцию дел челове­ческих. Но я думаю, что размеры той сферы, которая действи­тельно нуждается в такой регуляции, сильно преувеличены.

Конечно, есть несколько фундаментальных правил игры, их следует принять, чтобы игра вообще продолжалась. Я бы включил в них правила, регулирующие проведение выборов, назначение официальных лиц и продолжительность пребыва­ния в должности. Признаю, что здесь чрезвычайно важны не­которые ограничения на произвол и освобождение от ответст­венности, некоторая приверженность форме, некоторая скру­пулезность в отношении того, что подпадает и что не подпада­ет под правило. Возможно, сфера фундаментальных принци­пов должна быть расширена и включить некоторые другие правила.

Но за пределами этой сферы, я полагаю, все официальные лица, включая судей, лучше справятся со своей работой, если будут рассматривать формальности и абстрактные понятия как средства. Я думаю, что в качестве нашей модели мы должны


взять хорошего администратора, способного приспосабливать процедуры и принципы к конкретному делу, выбирая из воз­можных формальных процедур наиболее пригодные для до­стижения должного результата.

Самое очевидное преимущество этого метода управления в том, что он позволяет нам работать над каждодневными за­дачами эффективно и со здравым смыслом. У моей привер­женности этой философии, однако, более глубокие корни. Я верю, что только с тем видением, которое это философия дает нам, мы можем сохранить гибкость мышления, принци­пиально важную для того, чтобы удержать наши действия в разумном согласии с чувствами тех, кем мы правим. Больше всего было разрушено государств и причинено несчастий лю­дям из-за отсутствия такого согласия. Стоит один раз вбить клин между массами и теми, кто руководит их правовой, поли­тической и экономической жизнью, и наше общество погибло. Тогда ни естественное право Фостера, ни верность писаному праву Кина не спасут нас.

Используя эти концепции, решить наше дело совершенно легко. Чтобы продемонстрировать это, я должен охарактеризо­вать некоторые реалии, которые мои братья посчитали умест­ным обойти молчанием, хотя они столь же прекрасно осведом­лены о них,как и я.

Первая реалия — данное дело вызвало огромный обществен­ный интерес в нашей стране и за границей. Почти каждая газета и журнал опубликовали статьи о нем; колумнисты поделились с читателями конфиденциальной информацией о следующих шагах правительства; напечатаны сотни писем редактору. Одна из крупнейших газет провела опрос общественного мнения. На вопрос: «Как вы думаете, что Верховный суд должен сделать со спелеологами?» — примерно девяносто процентов ответили, что они должны быть помилованы или получить символическое наказание. Таким образом, совершенно ясно, что думает обще­ственность об этом деле. Конечно, мы могли заключить это и без опроса, на основании здравого смысла, или даже заметить, что в этом суде примерно четыре с половиной человека — те же девяносто процентов — разделяют общее мнение.

Это делает очевидным, как мы должны поступить, чтобы сохранить разумное и достойное согласие между нами и обще-


ственным мнением. Объявляя этих людей невиновными, мы не обязаны прибегать к каким-то недостойным уловкам или трю­кам. Не требуется никакого принципа конструирования стату­та, несовместимого с предыдущей практикой этого суда. Несо­мненно, ни один обычный человек не подумает, что, отпуская этих людей, мы толкуем это статут более расширительно, чем наши предки, оправдавшие самооборону. Если требуется бо­лее подробная демонстрация того, каким способом можно примирить наше решение со статутом, я могу довольствовать­ся аргументами, изложенными во второй, менее визионерской части мнения моего брата Фостера.

Я знаю, мои братья придут в ужас от предложения, что­бы суд учитывал общественное мнение. Они скажут, что об­щественное мнение основано на эмоциях и капризно, что оно базируется на полуправде и прислушивается к свидетелям, не­пригодным для перекрестного допроса. Они скажут, что суды окружают рассмотрение подобных дел продуманными мерами предосторожности, разработанными для того, чтобы истина стала известна, и каждое рациональное соображение, касаю­щееся этого дела, было учтено. Они предостерегут, что все эти предосторожности обратятся в ничто, если мнению массы, сформировавшемуся за пределами этой системы, будет позво­лено иметь хоть какое-то влияние на решения суда.

Но посмотрим честно на некоторые реалии отправления на­шего правосудия. Когда человек обвинен в преступлении, для него есть, говоря в общем, четыре пути избежать наказания. Один из них — решение судьи, что, согласно действующему законодательству, обвиняемый не совершил преступления. Это, конечно, решение, принимаемое в довольно формальной и абстрактной атмосфере. Но посмотрим на три других пути избежания наказания: решение прокурора не просить о предъ­явлении обвинения; признание присяжными обвиняемого не­виновным; помилование или смягчение наказания исполнитель­ной властью. Может ли кто-нибудь делать вид, что эти реше­ния принимаются в рамках жесткой и формальной системы правил, предотвращающей фактические ошибки, исключаю­щей эмоциональные и личностные факторы и гарантирующей, что все формальные процедуры права будут соблюдены?

Конечно, в случае с присяжными мы пытаемся ограничить их обсуждение сферой юридически релевантного, но не нужно


обманывать себя по поводу того, что эти попытки действитель­но успешны. При обычном ходе событий дело, которое перед нами, перешло бы прямо к присяжным. В этом случае мы мо­жем быть уверены: имело бы место признание невиновными или, по крайней мере, голоса разделились, что сделало бы вы­несение приговора невозможным.

Если бы присяжных проинструктировали, что голод и со­глашение людей не защищают от обвинения в убийстве, их вердикт, по всей вероятности, проигнорировал бы эту инст­рукцию и содержал еще больше искажений буквы закона, чем то решение, которое может искушать нас. Конечно же, единст­венная причина, что так не случилось при рассмотрении дан­ного дела, — то случайное обстоятельство, что председатель присяжных оказался юристом. Его образование позволило ему найти формулировку, которая освободила присяжных от от­ветственности.

Мой брат Таттинг раздражен тем, что прокурор, не требуя предъявления обвинения, в сущности, не решил дело вместо него. Будучи таким строгим в соблюдении требований теории права, он вполне удовлетворен возможностью решить судьбу этих людей прокурором за пределами суда на основании здра­вого смысла. Главный судья, с другой стороны, хочет отло­жить применение здравого смысла до самого конца, хотя, как и Таттинг, он не хочет никак лично участвовать в этом.

Это подводит меня к заключительной серии моих замеча­ний, которые относятся к помилованию, осуществляемому ис­полнительной властью. Перед тем, как прямо перейти к обсуж­дению этой темы, я хочу сделать ремарку по поводу опроса об­щественного мнения. Как я сказал, девяносто процентов опро­шенных хотели бы, чтобы Верховный суд полностью оправдал обвиняемых либо назначил им номинальное наказание.

Десять процентов несогласных с решением большинства представляют собой очень причудливую группу людей с крайне странными и непохожими друг на друга взглядами. Хотя поч­ти каждое мыслимое мнение и оттенок мнения были представ­лены в этой группе, не было, насколько мне известно, среди них никого, кто сказал бы: «Я думаю, было бы прекрасно, если бы суды приговорили этих людей к повешению, а затем другая ветвь государственной власти вмешалась бы и помиловала


их». Но именно это решение так или иначе доминировало в на­ших дискуссиях, и его наш Главный судья предлагает как спо­соб избежать несправедливости, в то же время сохранив ува­жение к закону.

Можно уверить Главного судью в том, что, если он заботит­ся о сохранении чьего-то морального духа, то это его собст­венный моральный дух, а не публики, ничего не знающей о проводимых им разграничениях. Я упоминаю об этом, так как хочу еще раз подчеркнуть риск заблудиться в стереотипах нашей мысли и забыть, что шаблоны часто не отбрасывают ни малейшей тени на внешний мир.

Теперь я подхожу к самому важному факту этого дела, фак­ту, известному всем нам в этом суде, хотя мои братья, похоже, считают удобным скрывать его под своими мантиями. Речь идет о пугающей вероятности того, что если вопрос передать Президенту, он откажется помиловать этих людей или смяг­чить приговор. Как мы знаем, наш Президент — человек весь­ма преклонного возраста и очень строгих принципов. Протес­ты публики обычно действуют на него так, что он принимает решение, противоположное требуемому от него. Как я говорил моим братьям, случайно оказалось так, что племянница моей жены — близкий друг секретаря Президента. Я узнал этим косвенным, но, я полагаю, вполне надежным путем, что он твердо настроен не смягчать приговора, если будет установле­но, что эти люди нарушили закон.

Должен признаться, что чем старше я становлюсь, тем боль­ше меня поражает отказ людей решать проблемы права и госу­дарства с позиции здравого смысла, и этот подлинно трагиче­ский случай углубил мое разочарование и смятение. Я желаю только убедить братьев в мудрости тех принципов, которые я применял на посту судьи с самого начала вступления в долж­ность, и заключаю, что эти люди невиновны и что обвинение и приговор должны быть отменены.

Так как мнения членов Верховного суда разделились по­ровну, обвинение и приговор суда по общим делам остаются в силе. Решено, что исполнение приговора будет иметь место в 6 часов утра в пятницу 2 апреля 4300 г., в каковое время го­сударственному палачу указано приступить к повешению каж­дого из обвиняемых за шею до наступления смерти.


Постскриптум. Теперь, когда суд вынес решение, читате­лю, удивленному выбором даты, можно напомнить, что нас от­деляет от 4300 г. примерно столько же веков, сколько прошло со времен эпохи Перикла. Видимо, нет необходимости гово­рить, что «Дело спелеологов» замыслено не как сатира и не как предсказание в сколько-нибудь обычном смысле слова. Судьи, являющиеся членами суда Трупенни, конечно, настоль­ко же мифические, насколько и факты, и прецеденты, с кото­рыми они работают. Это дело было сконструировано исключи­тельно, чтобы привлечь внимание к различным философиям права и государства. Эти философии ставят перед людьми жи­вотрепещущие вопросы, требующие выбора со времен Плато­на и Аристотеля. Возможно, они будут продолжать делать это и после того, как наша эпоха скажет о них свое слово. Если в данном деле есть элемент предсказания, оно не выходит за рамки предположения о том, что эти вопросы принадлежат к числу вечных проблем человечества.


Тема III. ВЛАСТЬ ЗАКОНА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2339 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.