Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становлении? Посещаете ли вы молодежные и студенческие клубы если да, что вас в них привлекает? Если нет, то почему?




Трансформационные процессы в современном российском обществе но серьезно повлияли на роль религиозности в молодежной культуре У редине 1990-х гг. массовый атеизм сменился религиозным ренессанс 1 нечно, это невозможно объяснить действием только социально-психологи факторов. Но в анализе молодежной культуры именно этот аспект наиболее • чим.

По оценкам социологов, в середине 1990-х гг. число молодых, отвечающих что только вера в бога помогает человеку быть нравственным, выросло в сравне­нии с предыдущим периодом в 2,5 раза и достигло почти половины респондентов У 10% молодых религия превратилась в системообразующий фактор ценностной структуры личности. У 20% - ее воздействие на эту структуру стало весьма замет­ным, еще 40% испытывали то или иное воздействие религии в своих ценностных ориентациях. Лишь около 30% молодых людей позиционировали себя как неве­рующих (включая атеистов и не испытывающих никакого воздействия религиоз­ных ценностей)2.

Среди факторов растущей религиозности молодежи особое место занимало ощущение себя «бессильной песчинкой в мире бурь и тревог». Это преимущест­венно были люди социально незащищенные, растерявшиеся, не видевшие пер­спективы или получившие религиозное воспитание в семье3.

Религиозность молодых имела и общие для населения в цепом, и специфи­ческие предпосылки и черты. Еще недавно доля верующих четко коррелирова-лась с возрастом, резко увеличиваясь от молодежи к старшим. В начале 1990-> это положение начало существенно меняться. Особенно - для подростков. В стности, было зафиксировано: религиозность в группе 16-17-летних более 1,5 раза превышает средний уровень по стране. Был сделан вывод, что в дежной группе в целом быстрее идет освобождение от традиционных i стических представлений, а на более старшие возрастные группы (кро» сионеров) влияние официальной пропаганды недавних лет более устой рактерно: каждый третий респондент 16-25 лет заявлял, что роль религи

----------------------------------------------------------

1 Характерно, что в учебниках по социологам молодежи стал выделяться отдельный Р*"^' ростов н/Д. анализу религиозности молодежи: Волков Ю.Г., Добренькое В.И. н др. Социология мол д

2001. Гл.8; Социология молодежи /Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. Гл.11.

2 Молодежный экстремизм / Под ред. А. А. Козлова. СПб., 1996. С.ЗО. J Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993. С.171-172.

 

ительна. q возрастной группе 26-54 года таких респондентов было каждый четвертый. Конкретизацией этих общих данных могут служить 1,6 тать1 опроса учащейся молодежи Урала1:

Рис.4.75. Отношение молодежи к религии (1993 г.) Результаты опроса достаточно показательны. Но не нужно их оценивать одно­значно. Конечно, в них отразились реальности нашего дня, когда возрождаются и активно влияют на молодежь религиозные организации и объединения различных конфессий. Если к этому добавить «книжный бум» религиозной литературы и со­ответствующую деятельность средств массовой информации, если учесть нега­тивное отношение учащихся и студентов к обязательным предметам (каким был «научный атеизм»), если признать однобокость, узость, малую эффективность ведшейся многие годы атеистической пропаганды, многое в ответах респондентов станет понятнее. Сегодня правильнее говорить не столько о религиозности со­временной молодежи, сколько о резком всплеске ее интереса к религии. Его характеризует:

' ориентация на личностное, индивидуальное начало, неприятие любых мировоззренческих запретов. Примечательно - в ранговом ряду оценок респон­дентов на первом месте - мнение о вере или неверии как личном деле каждого, на еднем - идея усиления пропаганды атеизма;

несомненное влияние «моды», когда некоторые представления и обряды, Уы религиозного культа стали компонентами молодежной культуры;

Установка на мировоззренческий плюрализм, терпимость к иным – даже

 

Социальный портрет молодежи крупного индустриального центра. Н. Тагил, 1993.

 

Лично не воспринимаемым - убеждениям, представлениям, верования Отсюда и. внешне противоречивое сочетания неверия и интереса к религии-

отход от чрезмерно рационалистического понимания о

религии (через, призму противопоставления: вера - истина). В русле такой переориен

большое число сомневающихся, «что бога нет», и лишь 1-2% респондент

тивших несовместимость религии и науки;

ориентация на «околорелигиозные» представления - приметы, гад. чудеса, предсказания, нередко выходящие за рамки догматов традицио конфессий и реализующиеся преимущественно на бытовом уровне;

поиск в религии духовно-нравственных ориентиров, связанный с возник­шим «идейно-мировоззренческим вакуумом» и усиленный обычным для перелом­ных периодов возрастанием веры в сверхъестественное, чудеса, мистических на­строений. В целом определенная иррационализация духовного мира молоде­жи - реальное явление наших дней. По данным социологов, свыше 80% молодых сегодня интересуются таинственными явлениями: НЛО, телепатия и т.д. Каждый пятый уверяет, что встречался с такими явлениями в своей жизни. В среднем треть молодых людей верит в астрологию; каждый пятый - в пришествие инопла­нетян; каждый десятый - в магию. 3 из каждых 5 молодых убеждены: далеко не все природные явления можно объяснить средствами науки; каждый десятый счи­тает - есть явления, которые лежат вне ее возможностей1.

Несколько специфично проявлялась в молодежной среде связь религиозности с уровнем образования. В старших возрастных группах россиян доля верующих была выше у менее образованных. У молодежи - наоборот. Учащиеся и студен-по значимости для них религии (каждый третий) занимали четвертое место (ди различных по роду занятий групп. Они отставали только от неквалифицир ванных рабочих, домохозяек и пенсионеров. И еще один штрих. Среди мол и более образованных резко возросло число увлеченных нетрадицион религиозными течениями. Среди студентов и школьников, молодых уче доля была вдвое выше, чем в среднем, среди молодых инженеров - в 1, I Но процесс увлечения религией и всем, что с ней связано,

неоднозначны какой-то части молодежи оно оказалось кратковременным. Данные конца

 

Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993. С.172. #-о_ in-"Экономически*и

Мчедлов МП. и др. Религия в зеркале общественного мнения // Социс. 1994. №5. Сп­ециальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1993. X^8. С.5-7;

 

Начало 2000-х гг. рисуют более разноцветную картину1. На вопрос «Насколько

лпя вас религиозная принадлежность?» от 42% (17-летние) до 52% (31-зНачимэ w

\ не смогли дать определенного ответа. Лишь для 30% первых и 27% вто-

она «значима» или «очень значима». По данным ВЦИОМ, лишь 40% моло-ры*

по 29 лет отнесли себя к той или иной религиозной конфессии (большинство

,со/. к православию), более половины (53%) не считают себя верующими, ос-ные - затрудняются с ответом. При изучении роли релиозного фактора в об-ве (Мчедлов М.П. и др.) были выделены возрастные особенности верующих. Социологи отметили сохранение тенденции к омоложению религиозности, отчет­ливо проявляющуюся в младшей возрастной группе. Особенно это проявляется в мусульманской конфессии, где удельный вес молодых людей (48%) значительно выше, чем в православной (39%). Прогноз, который сделали исследователи, -рост контингента молодых верующих - за счет вступивших в сознательную жизнь в последние годы. Но важно учитывать и зафиксированное социологами расхож­дение реальной религиозности молодежи и декларируемой. Среди молодежи Башкортостана, в частности, регулярно посещают храм только 10%, время от времени - 25%; регулярно читают молитвы - 25%, соблюдают посты - 17% моло­дежи. Религиозная принадлежность очень значима только для 5% молодежи и мало значима - для каждого пятого. Итак, отношение молодых к религии весь­ма многопланово, противоречиво. И крайне важно учесть это в молодежной политике, во взаимодействии молодежных и религиозных организаций и объеди­нений - в духе доброжелательности, внимательного отношения к запросам моло­дежи разных религиозных конфессий и неверующих, поддержания мировоззрен­ческого плюрализма, терпимости и соблюдения законодательства.

 

ЗАДАНИЕ 4.84. Сегодня существует разное отношение к религии, плюра­лизм взглядов и подходов. Одни видят в религии - основу духовности, нравственности, возрождения России, другие считают, что верить или не верить во что верить - личное дело каждого. Каной из этих подходов ближе вам? Почему? Как вы относитесь к увлечению части молодых нетрадиионными религиями? Считаете ли вы необходимым запретить деятельность в России нетрадиционных религиозных сект? Могут ли идеи пров оославия стать основой новой государственной идеологии?

Алексеев Д.Религиозна ли молодежь// Православная Москва. 2000. №8; Волков ЮГ., Добреньков В.И. и др.Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001. С. 184-240; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные "»'• №141", Молодежь республики Башкортостан СПб., 2000. С. 326-374; Молодежная политика. Информационный бюллетень. СЛ48-151- w 1~'39; Молодежь Республики Башкортостан в начале третьего тысячелетня. Уфа, 2005.С 144-151 Мечелова М.П.. О религиозности российской молодежи// Социс. 1998. №6; Мчедлов МП, Г'аврилов Ю.А.Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. 2002. №7; Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ н проблемы профилактики / Под ред. А.А. Козлова. СПб., 2003. С.261-277

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.