Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура как социальное явление, современное




культуры. Функции культуры в обществе. Культура общества м молодежная дежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия. молодежные субкультуры и их особенности. Культурный уровень современной российской молодежи и ее культурные ориентации. Стиль жизн современной российской молодежи и молодежный досуе: содержание и предпочтения. Молодежь и учреждения культуры. Нравственно-психологи и религиозные проблемы современной российской молодежи.

«Культура нужна для того что. бы сохранить человека».

В. Приставкин.

Культура предполагает нали чие свободных людей, ибо только они могут выработать и воплотить в жизнь ее принципы»

А. Швейцер

Интеллигент... Культурный человек... Как много стоит за этими привычными словами. С какими же чертами соотносится у современной молодежи представление о культурном человеке? Прежде всего - это воспитанность, тактичность; общительность, порядочность, доброта; добросовестное отношение к любому делу; высокий уровень образования. Насколько эти черты присущи самим молодым? Чем характеризуется их культурно-досуговая деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уточнить социологическое понимание культуры.

С середины 1960-х гг. в отечественной культурологии активно обсуждались общие проблемы теории культуры. Сегодня итоги дискуссий обобщены', и становится более понятной необходимость интегративного подхода к культуре -сложному и многогранному явлению.

Что же определяет сегодня социологическое видение культуры? Нередко (и традиционно) культуру рассматривают как «совокупность накопленных ценностей». Ценностное измерение - одно из важнейших в культуре. Но понимание культуры только как совокупности ценностей слишком узко, офаниченно Вне культуры оказываются важнейшие сферы жизнедеятельности человека. На первый план выходят уже созданные, «готовые» ценности. Процесс их создания, ее творения и сам человек-творец оказываются как бы за сценой. Представление I культуре как совокупности ценностей вольно или невольно задает и определенное понимание культурного человека, и стратегию культурно-воспитательной деятельности (дать как можно больше культурных ценностей в виде знаний, умений, навыклв

 

См.: Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001; Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 19 никова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб.,1998; Ионии Л.Г. Социологи культуры: путь в не тысячелетие. М.. 2000, Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996; Коган Л.Н. Социология культур" ^ теринбург, 1992; Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993; Лотман Ю.М. Культура и взрыв 1992; Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991; и др.

 

Культура - есть качественная характеристика человеческой дея-

ности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов. Она -

зНая» общественная система, как бы пронизывающая все общество, все его

и структуры. Многообразие проявлений культуры соответствует многооб-

человеческой деятельности. Но еще более значима ее гуманистическая,

человевекотворческая грань. В этом смысле она есть человеческое, личностное

рение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического

вития, Пр0цесс и мера самоопределения и самореализации человека. Она -

средство социализации человека. Но процесс социализации в ходе освоения

культуры реализуется как индивидуализация личности - обретение и проявление

ее уникальности, неповторимости.

Культура тесно связана со свободой человека. Она освобождает его от шаблонов и стереотипов, придает деятельности человека характер самодеятельности, свободного самовыражения. И - в то же время - воспитывает ответственность, способность к внутреннему, нравственному ограничению, без чего свобода легко превращается в своеволие, вседозволенность. Являясь необходимым условием свободы, индивидуального многообразия и выбора, культура выступает и как нормативная система. Ее нормы - ожидания и требования общества к человеку (от норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности). Культура опредмечивает духовное богатство человека, его способности, знания, умения и привычки, которые в процессе творчества воплощаются в ценности культуры. Но само творчество возможно лишь тогда, когда личность распредмечивает (осваивает) уже существующие ценности культуры. И тем самым - творит, меняет и обогащает себя. Творчество личности развертывается не только вовне, но и как самоизменение.

Культура - общечеловеческое явление. Она вбирает и аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях. То. что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры. Но любая из

«Культура - своеобразный мост между историей и Вечностью». Л.Н. Коган

них несет печать творца, эпохи, национальных особенностей. Возникает серьез-чая проблема. Множественность конкретных форм существования культуры - и исторических, и современных - означает: есть культура и есть культуры. Целостность культуры проявляется и в ее диалогичное. Важнейший принцип современного подхода к культуре человека - ее открытость к другим (по полу, возрасту, профессии, национальности, стране проживания и т.д., к людям nnu стремление их понять.

Культура - это процесс, непрерывное изменение. Он представляет взаимодействие традиций и новаторства, преемственности и изменений Происходит постепенное обновление культуры. В то же время что-то время что –то в ней уста­ревает, отходит в прошлое, представляя музейную ценность. Для обозы

тех ценностей культуры, которые реально функционируют в данном обществ* данную конкретную эпоху, используется понятие «актуальная культура» о позволяет отделить «живую», находящуюся в реальном обращении культуру культуры «невостребованной» в данный период. В актуальной культуре есть о четливо выраженный элемент нормативности. В ней есть ценности обязательные и для любого человека, и для данной национальной культуры, и для культуры различных социальных групп. Именно актуальная культура представляет наи­больший интерес для социолога. Социология культуры изучает:

• роль и место культуры в жизни данного общества, культурный уровень тех или иных социальных групп:

взаимодействие элементов культурной коммуникации - взаимодействие между производством, сохранением, распределением и потреблением культуры;

взаимосвязь культуры с другими сферами жизни общества (экономика, политика, быт и т.д.);

функционирование социальных институтов культуры (культурные тради­ции, обряды, ритуалы и т.д.), включая и ее учреждения (театры, клубы, кинотеат­ры, библиотеки, музеи и т.д.);

степень освоения личностью, группой или обществом различных видов культуры, культурных ценностей. Такой подход должен дать представление с культурном уровне людей, их духовном облике. Это наиболее сложная обласп социологического анализа культуры.

Социологические исследования культуры помогают раскрыть ее роль в разе! тии личности, выявить и спрогнозировать тенденции ее развития. Многогранное культуры создает и определенные сложности для описания результатов е< циологического изучения. В конечном счете, многое, о чем уже шла речь в д ном разделе, было и о культуре молодежи - ее ценностных ориентациях, ее разовательной, экономической, политической, нравственной и правовой куль ре. Это позволяет в этой главе сосредоточить внимание на специфике молодежной субкультуры и особенностях досугового поведения молодежи со­временной России. Отечественная молодежная субкультура специфична по своей природе, оактеру и чертам'. Во многом она прошла тот же путь, что и субкультура моло-ежи Запада: субкультура - контркультура - субкультуры (разнообразие стилей). Спецификанекотором запоздании. Отсюда: заимствование в ней преобла­дает над самобытностью, а саморазвитие во многом носит догоняющий характер. Ее ценности и нормы, ее символика и атрибутика особенно приходили в противо­речие с официальной авторитарной культурой. Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной «размыто­сти», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей, ценно­стей большинства2. Поэтому присущая и западной молодежной субкультуре вы-тесненность на периферию общественной жизни (в сферу развлечений и досу­га) в ней стала определяющей3. Досуговая окраска молодежной субкультуры на­ложила отпечаток и на характер молодежных фуппировок, особенно в период их взлета в середине 1980-х годов. Объединения и группы культурно-досугавой ориентации (музыкальной, спортивной, религиозной - в духе восточных учений) были наиболее распространенными4. Да и среди критериев соотнесенности мо­лодого человека с группировкой, объединением на первый план выходят внешний вид и символическая атрибутика (наряду с пространственно-временной локализа­цией - место и время сбора - и общностью ценностно-нормативных установок). Специфика фуппировок проявлялась в определенном стиле одежды, специаль­ной символике (украшения, прически и т.д.), особом слэнге, жаргоне, в увлечении стилем рок - музыки.

Многие из этих характеристик стали объектом специального изучения в нашей социологии молодежи5. Наиболее общим выступает отношение молодежи к тем или иным молодежным фуппировкам и социокультурным ориентациям. Примеча-

 

' См.: Воробьев СВ. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород,

} Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. С.335.

См.: Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Сс-«ис. 1989. №4. С.50-51; Гудков Л., Дубин Б. Печать и изменения в системах ценностей общества // Свобод­ная мысль. 1993. №6. С.42-44.! "^одежная культура: проблемы и перспективы развития. М.. 1991. С.31.

Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997; Левикова СИ. Молодежная культура. М., 2002; Лиикова СИ. Молодежная субкультура. М., 2004; Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред В В Костюшева. СПб., 1999: Омельченко ЕЛ. Молодежные культуры и субкультуры. ™- 2«Ю; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996; Сенкевич З.Н. Молодежная культура: «за» ■ «против», м., 1990; Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы.

СПБ.1993; Юношеские субкультуры Урала /Сост. Ю.В. Шинкаренко. Екатеринбург, 2005; и др.

 

тельно, что они длительное время рассматривались и социологам бежные». Это определяло и постановку вопроса: «Можно ли у них кое-что ценное?» Типичны для рубежа 1980-1990-х гг. результаты о следований (Красноярск, 1988г.)1:

Отношение к социокультурным течениям и группировкам (Соотночш"43 4-48 положительных /можно почерпнуть кое-что ценное/ и отрицательн

ответов /не принимаю/ выражено в индексе)

Очевидны выводы

• во всех фуппах преобладает преимущественно негативное отношение:

• но скорее сказывается понимание любых субкультурных феноменов как одного из стилей. У каждого из течений есть свои приверженцы: у панков - 5-9%; у рокеров -13-22%; у металлистов -15-23%;

• число приверженцев с возрастом снижается: наибольшая субкультурная активность - в 16-17 лет и резко снижается к 21 году.

За эти годы (годы коренных социально-политических, социокультурных и социально-экономических изменений в России) качественно изменились характер молодежной субкультуры, набор конкретных молодежных субкультур, отношение молодежи к ним, их распространенность в молодежной среде. В общем плане з фиксированные социологами изменения в молодежной субкультуре таковы:

• усилившаяся автономность субкультур как их сущностного качества;

• «человеку субкультурному - 2005» «не от чего отделиться». Наоборот, субкультурная задача заключается в том, чтобы создать хоть какую-то основу для с граничения своего мира от хаоса;

• сегодня субкультурно все молодое поколение, в разной мере, в разной ст погруженное в ту или иную субкультуру;

• социализация молодежи определяется не только влиянием субкультуры, среди других факторов социализации субкультурный наиболее значим;

• субкультуры все более становятся тем, что немецкие социологи олре/ как Teilkultur («частичная культура»).

 

' Немировский В. Отношение молодежи к зарубежным идеологическим течениям // Соиис. 2 Юношеские субкультуры Урала / Сост. Ю.В. Шинкаренко. Екатеринбург, 2005. С.8-10.

 

Существенно уточняется и типология молодежных субкультур России.

Среди них выделяются приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги,брейкеры, битломаны и т.д.);

Группы ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и

Политический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты. «зеленые»

пеные»,и др).

группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»), Сжующие группы («митьки»);

группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы» («качки»); коиминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, же-стГой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, лю-беры и т.п.)

 

ЗАДАНИЕ 4.73. были ли вы раньше или, может быть, остались сегодня приверженцем какого-либо молодежного социокультурного течения или группировки? Если да, то что вас в них привлекает (привлекало)? В книге о юношеских субкультурах Урала приведен их обширный список: анархо-экологи; анастасийцы; анимешники; байкеры; «бордеры»; «бэкашники»; геймеры; «готы»; «индеанисты»; «клаберы»; «моберы»; панки; парашютисты; «пауки»; «пингвинята»; «правильные пацаны»; «растаманы»; рок-музыканты; ролевики; руфферы; рэпперы; сатанисты; скейтбордисты; скинхеды; «танкисты»; толкиенисты; «чатлане»; «эмтегеи». О каких из них вы что-либо слышали? К каким из них вы испытываете интерес? Не могли бы вы дополнить и расширить этот перечень?

 

В анализе молодеожной моды социологи менее преуспели в сравнении с журналистами, модельерами. Поэтому трудно судить о типичности позиций и оценок. Представления молодых отражают противоречие моды: новизна, необычность и стереотипность, похожесть. Это еще более остро проявляется в рамках молодежных группировок, объединений, особого круга общения. Мода выполняет и интегрирующую («мы»), и дифференцирующую роль («они»). А для молодого человека она выступала нормативом: быть как все «наши», но и выделяться из «не-наших».

 

 

" ЗАДАНИЕ 4.74. Насколько значима для вас лично молодежная мода?Вы стараетесь следовать ей с опережением или с omcmaванием?Что для вас наиболее важно в моде - возможность выделиться; выразить себя эстетичность и красота; практичность и удобство; новизна

В изучении молодежного жаргона пока сделаны только первые шаги - описание и первичная систематизация. Появились первые словари молодежного слэнга или

 

Левиковикова СИ. Молодежная субкультура. М., 2004. С.282

 

отдельных группировок'. Предприняты и попытки анализа социокул молодежного слэнга:

в частности, как одна из

его устойчивых черт выделяется «выпираю

"пи-' энного происхождения в, ге, например, системщиков не более 8-10%;

лоязычность», хотя и признается, что слов иностранного происхожден ___

• заметное место в слэнге занимает «новояз» (иное, отличное от офиш, название явлений и вещей);

• значительная часть молодежного слэнга заимствована из блатного жав Причем подобная криминализация все более нарастает;

• еще один важный блок - наиболее специфичный для каждой из группировок связан с обозначением присущих для нее особенностей стиля жизни, ритуалов времени и места сбора.

За внешней формой молодежного слэнга важно видеть и определенный социокультурный сдвиг. В итоге возникает устойчивая тенденция молодежного жаргона - к обособлению от общепринятых норм языковой практики. Именно здесь, в молодежной среде, новые словосочетания и словообразования («завязать» - бросить какое-то занятие, «тусоваться» - собираться, общаться на прогулке в тюремном дворе), заимствованные из блатной лексики, становятся привычными, хорошо знакомыми. Именно в сознании молодого поколения происходит закрепление новых, подчас сомнительных слов и понятий, чтобы позже они смогли легализоваться в печати, на кино- и телеэкранах при услужливой поддержке масскультуры и неразборчивых средств массовой информации, откровенно стремящихся завоевать молодежь путем заигрывания с нею, бесстыдно потрафляя любым ее вкусам, часто не успевшим сформироваться до конца. И на уровне речевой практики молодежи проявляется негативное влияние коммерциализации культуры.

 

ЗАДАНИЕ 4,75. Попытайтесь собрать своеобразный словарь слов и выражений молодежного жаргона на какую-либо интересующую вас тему.

Культура молодого человека проявляется не только в растущих требованиях его поведению, не только в характере и уровне его культурного потребления. В< более важной (хотя, как показывают исследования, не очень развитой) становитс человекотворческая сторона культуры: то, как в процессе деятельности раз вивается личность. Каков же культурный уровень молодежи? Начнем анали самого общего - с представлений о культурном человеке. Многолетнее изучен

 

1 Социология молодежи / Отв. ред. ВТ. Лисовский. СПб., 1996. С.350-360.

 

Представлений учащейся молодежи Свердловской области о культуре позволяет

Нарисовать в динамике - примечательный «образ культурного человека»1. Он далеко не всегда реализуется полностью в поведении, но отражает определенный

Набор жизненных норм и установок:

Таблица 4.49





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.