Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Традиционные точки зрения на наречие. Определение категории наречия




Категория наречия определяется совокупностью морфологических, син­таксических и семантических признаков.

Видимая распыленность, разнородность морфологических примет русских наре­чий заставила грамматистов искать внутреннего единства этой категории на путях се­мантического и синтаксического ее изучения. При этом сначала — под влиянием древ­ней традиции, шедшей от античных грамматик,— возобладало голое вещественно-ло­гическое определение «наречия как качества или обстоятельства другого качества или действия»*. Отвлеченный, логический характер этого определения не удовлетворил представителей сравнительно-исторической школы языковедения уже в первой поло­вине XIX в. К середине XIX в. в русских грамматиках при анализе наречий получили решительный перевес синтаксические критерии. Наречие признается синтаксической категорией по преимуществу. Эту грамматическую традицию1 возглавляет К. С. Акса­ков: «Наречие не есть часть речи. Часть речи то, что получило в слове особую форму, особый отдел; наречие своей особой формы (в слове.— В. В.) не имеет. Оно выражает отношение, оно есть уже синтаксическое явление. Наречием могут быть разные части речи, в разных отношениях, употреблениях 2**. Интерес к синтаксическим функциям на­речия помог точнее определить место наречия среди других частей речи.

А. А. Потебня, углубив синтаксическую точку зрения на наречие как на несогла-суемый «признак признака» и увидав в нем «особую форму, присвоенную обстоятель­ственным словам», вернул наречие в систему основных знаменательных частей речи4. Концепция Потебни нашла дальнейшее, хотя и не однородное, обоснование и разви­тие в грамматических системах акад. А. А. Шахматова и проф. А. М. Пешковского.

А. М. Пешковский сначала колебался в выборе между этимологической и синтак­сической точками зрения на наречие. Потом — под влиянием Потебни и Шахматова -склонился к признанию наречия категорией «целиком синтаксической»***. По словам Пешковского, в наречиях изображаются признаки того, что высказано в глаголе и прилагательном. Значение «признака признака», свойственное наречию, выражается целой серией морфологических примет (например, формами на -о, на -ски и -цки без префикса и с префиксом по-; формами на -ьи с префиксом по- и без него; формами, состоящими из предлога-префикса по и дательного падежа единственного числа сред­него рода прилагательного), но больше всего — синтаксическим употреблением. «На­речие отличается от всех остальных частей речи тем, что в нем огромное место зани­мают бесформенные слова, которые можно бы назвать синтаксическими наречиями» 6.

Акад. А. А. Шахматов в своем «Синтаксисе русского языка» расширяет объем

* Слово наречие (греч. epirrema, лат. adverbium) собственно значит приглаголие (от rema, verbum — глагол). Но еще Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отмечал, что этимологи­ческий смысл термина наречие не соответствует позднейшим функциям этой категории: наре­чия относятся не только к глаголам, но и к другим частям речи1.

** Ср. также: «Наречие не есть особая часть речи: это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением» -\

*** Ср. также в статье В. Ф. Андреева «Знаменательные и служебные слова в русской речи»: «...наречие есть синтаксическое, но не этимологическое понятие»5.


понятия наречия. По мнению Шахматова, наречие в известном смысле занимает центральное место в системе частей речи. «Наречие может быть определено, во-первых, как отвлеченное название признака и отношения, во-вторых, как название признака и от­ношения в их сочетании с другими признаками. Отсюда тесная связь наречия с други­ми частями речи, переход их в наречия, их адвербиализация»7. Об адвербиализации свидетельствует морфологический состав наречий, среди которых легко найти бывшие существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные. Особенно близки наречия к прилагательным и существительным: «По существу своему наречие тождественно с прилагательным»8 и отличается от него лишь отсутствием форм со­гласования. Но, в отличие от прилагательного, наречие переходит «при благо­приятных условиях в служебные части речи, т. е. предлог и союз; оно занимает таким образом середину между прилагательным, с одной стороны, служебными частями ре­чи - с другой» 9. «Наречием становится существительное в именительном и косвенных падежах, когда получает в предложении значение обстоятельства...»10

Таким образом, категория наречия выступает во всем разнообразии своих мор­фологических признаков, синтаксических функций и семантических особенностей.

Мысли А. А. Шахматова о синтаксической природе наречия легли в основу статьи проф. А. П. Рифтина «Об образовании наречий»11. А. П. Рифтин исходит из предположения, что «первоначально действия и состояния, выражаемые в глаголе, не мыслились отвлеченно, но всегда включали в себя определенную характеристику, вы­ступая с этой характеристикой как одно понятие»12. То, что теперь у нас выражено наречием, «входило в качестве неразрывной составной части в семантику самого дей­ствия или состояния»13. Но затем, «характеристика действия или состояния выделяет­ся из семантики глагола и выражается особым словом»14. Глагол получает возмож­ность употребляться со многими характеристиками. Так возникает наречие как чисто синтаксическая категория. «Синтаксическая форма предшествует морфологической», но затем развиваются и разные способы морфологического выражения категории на­речия. «Анализ морфологически оформившихся наречий в различных типах языков показывает, что наречия возникли из имени в косвенном падеже, реже в прямом»15. Между тем «древнейшие наречия представляют морфологически не оформленные при­глагольные частицы с пространственным значением, конкретизирующие действие глагола»16. Переход из дополнения в обстоятельство есть главнейший путь образова­ния наречий из имени существительного или иных субстантивированных слов.

«Под обстоятельством же следует понимать семантическую характеристику гла­гола, прилагательного, наречия, реже — существительного, которая выступает одно­временно и как синтаксическое отношение». Таким образом, в наречии как обстоятельстве на первое место выступает грамматическое значение отношения. В связи с этим меняется и лексическое содержание наречий, которые выпадают из си­стемы именного склонения и приобретают значение неизменяемого обстоятельствен­ного слова.

Синтаксической точке зрения на наречие в русском языкознании была противопо­ставлена морфологическая точка зрения.

В фортунатовской школе с класса наречий были совлечены все его семантико-синтаксические оболочки. К анализу наречия применялся обнаженный принцип аб­страктного морфологизма. Фортунатовская «грамматическая форма», форма отдель­ного слова («способность слова выделять в своем составе основу и формальную принадлежность»), обнаруживалась далеко не у всех наречий. Наречия оказались раз­деленными на два разряда — грамматических (с формой словообразования, например: громко, дружески, по-старому и т. п.) и неграмматических («бесформенных») наречий, например: вчера, здесь, долой и т. п. Так синтаксическая точка зрения на наречие на­шла свой антитезис. Время синтеза наступило, и для него сделаны все подготовительные работы*.

Наречия — это грамматическая категория, под которую подводятся не­склоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова, примыкающие к глаголу,

♦ Предлагаемые ниже морфологические и семантические классификации наречий впервые были намечены мною в докладе, прочитанном в Ленинградском лингвистическом обществе в 1927 г. Ср. ссылку на этот доклад в статье Л. В. Щербы «О частях речи» (Русская речь. Л., 1928, вып. 2, с. 15 [73]. См. также работу Е. М. Федорук-Галкиной «Наречие в современном рус­ском языке» (М., 1939).

2*3


к категории состояния, к именам существительным, прилагательным и про­изводным от них (например, к тем же наречиям) и выступающие в синтакси­ческой функции качественного определения или обстоятельственного отноше­ния. Наречия морфологически соотносительны с именами существительными, прилагательными, глаголами, с местоимениями и именами числительными.

2. ФОРМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАРЕЧИЙ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 859 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2179 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.