Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специа́льный подъязы́к (LSP). См. Язык для специальных целей




 

СПОР (от др.-рус. переть ср.: напор, прения, припереть) − словесное противоборство, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Признаки С.: 1) столкновение мнений или позиций, т.е. на тезис Пропонента (см.) Оппонент (см.) отвечает противоположным утверждением; 2) и пропонент, и оппонент приводят аргументы в поддержку своих убеждений; 3) каждый из спорящих критикует позицию противной стороны. С. нет, если какой-л. из этих признаков отсутствует.

Существуют различные классификации С. Традиционно разграничение С. на диалектический (основная задача – найти истину, соблюдая при этом этические нормы), эристический (спор ради победы любой ценой) и софистический (видимое следование диалектике с целью добиться выигрыша). В риториках ХVIII ХIХ вв. выделяли С. гражданские (в местах государственного правления), учёные (между учёными для познания истины) и училищные (для упражнений учащихся, поиска ими истины, взятой из известных им знаний). В современных работах С. подразделяют также на сосредоточенные (когда спорят о чём-то одном) и бесформенные (перескакивают с предмета на предмет, иногда даже забывают, с чего начался спор); С. устные и письменные (печатные); С. при слушателях и С. без слушателей; С. организованные и неорганизованные (стихийные); С.- монолог (С. с самим собой), С.- диалог (его разновидностью является сократический диалог, когда один из собеседников предлагает вопросы, способствующие размышлению и ставящие отвечающего в необходимость мыслить правильно) и С.-полилог (С. нескольких или многих лиц, который может быть массовым, когда участвуют все присутствующие, и групповым, когда спорный вопрос решает группа лиц в присутствии всех участников). Приведённые классификации С. характеризуют ситуацию словесного противоборства в разных аспектах, которые служат параметрами для описания любого С.

Понятия Полемика (см.), Дискуссия (см.), Диспут (см.) и Дебаты (см.) в обыденной речи нередко используются в качестве синонимов к понятию С., в специальной же литературе служат для наименования различных форм С.

В отечественной литературе, посвящённой умению вести С., развивается теория и практика диалектического С. Основные правила ведения такого спора: не вступайте в С., не определив чётко предмет С. и не обладая компетенцией в соответствующей области знания; используйте слова, значения которых были бы понятны вашему собеседнику; не перебивайте его, дайте ему возможность высказать спорные суждения; не переносите своё личное отношение к сопернику на предмет С.; не будьте излишне доверчивыми; не давайте противнику опровергнуть ваше мнение прежде, чем он не поймёт вашу мысль; не опровергайте мнение противника прежде, чем не поймёте его основной мысли; не принуждайте противника признаться в его неправоте, а приведите его логически к этой мысли (ср.: Ваши доводы мне кажутся сомнительными и Попробуем вместе разобраться, почему мои доводы кажутся вам сомнительными; Сознайтесь, что вы были не правы и Надеюсь, что мои доводы кажутся вам убедительными); если в С. участвует больше двух человек, не допускайте, чтобы другие перешли на сторону вашего соперника (всегда ищите единомышленников); не подменяйте аргумент шуткой; не используйте Софизмы (см.) и Речевые уловки (см.); не ликуйте, если выиграли С. Образцом диалектического С. является дискуссия двух знаменитых физиков, Бора и Эйнштейна, в течение которой исследователи уточняли свои позиции и формулировки (Фок В.А., Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н., Бор Н. Можно ли считать, что квантово-механическое описание физической реальности является полным? // УФН. 16 (4). (1936)). Эта дискуссия определила развитие физики на многие десятилетия.

С. – важное средство разрешения вопросов, вызывающих разногласия, проверки собственной позиции и уточнения взглядов собеседника. Однако не нужно спорить без особой необходимости.

Лит.: Горбачёва Е.Н. Спор как лингвокультурный концепт: КД. Астрахань, 2006; Казаков А.Н., Якушев А.О. Логика-I: парадоксология: пособие для учащихся ст. классов лицеев, колледжей и гимназий. М., 1994; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Муратова К.В. Диалектический метод ведения спора (анализ диалога Платона «Горгий») // Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995. № 2; Муратова К.В. «Диалог-спор» в русской риторической традиции // Предмет риторики и проблемы её преподавания: мат-лы Первой Всерос. конф. по риторике (Москва, 28 30 января 1997 г.). М., 1998; Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998; Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Логика и риторика. Хрестоматия. Мн., 1997; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2000.

Г.А. Копнина

 

СРАВНЕ́НИЕ –1.Важнейший интеллектуальный процесс и способ мышления, направленный на познание мира. Человеку свойственно сравнивать всё и со всем, см. общеизвестное суждение «всё познаётся в сравнении»и авторское «Нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение»(О. Мандельштам). Учитывая глубинные связи языка, речи, мышления и культуры, следует признать закономерным семантическое, формальное и функциональное разнообразие С., неоднозначность его терминологической трактовки и квалификации, вырабатываемой на основе разных научных интересов и точек зрения на данное явление.

2. Традиционно С. рассматривается в стилистике и поэтике, где определяется как стилеобразующее средство, как изобразительный и выразительный речевой ресурс (троп, фигура речи), как стилистический приём, «заключающийся в сопоставлении одного предмета или явления (субъекта сравнения) с другим предметом или явлением (объектом сравнения) на основании каких-л. признаков (основа сравнения) с целью более точного и одновременно образного описания первого…» [Культура русской речи… 2007: 669], напр.: А уж речь-то говоритсловно реченька журчит… (А. Пушкин).

Потребность в С. возникает тогда, когда человек обнаруживает дефицит языковых средств для прямого выражения своих субъективных представлений о предмете речи. Такая недостаточность может быть как объективной (отсутствие в языке подходящего языкового средства), так и субъективной (незнание такого средства или же неготовность к его ментальному поиску, а также стремление к новизне, выразительности и поэтичности своей речи).

Основанием для С. является сходство и различие между субъектом и объектом С. При этом признаки, по которым происходит С., проступают лишь при условии предварительного образного (не прямого) сближения и переосмысления субъекта и объекта С.

Русская лексика и грамматика располагают широким репертуаром языковых средств для выражения идеи С. Напр., лексических: подобно (чему? кому?), похожий (на что? кого?) напоминает (что? кого?), вроде (чего? кого?), почти (что? кто? какой?), наподобие (чего? кого?); морфологических: формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий (читать больше, слушать внимательнее); предложно-падежные формы существительных (первый блин комом); синтаксических и композиционных структур: сравнительные (как с гуся вода – о человеке), предикативные (дорога как стиральная доска; студент как собака, всё понимает, а сказать не может); отрицательные (человек – не остров в океане, человек не может без друзей (И. Ургант); работа не волк, в лес не убежит) и другие конструкции, выражающие отношения подобия.

В современных условиях прагматизации жизни и науки С. рассматривается как средство экономии речевых усилий. При этом возможности и типы С. связываются с различными коммуникативными потребностями адресанта речи. Во-первых, С. соотносятся с ситуациями, когда прямое описание предмета речи не соответствует задачам, мнению и коммуникативным интересам говорящего. Так, если он считает, что сказать просто Иван красив, а Петя упрям – значит сказать мало или же ничего не сказать, то может прибегнуть к сравнению с эталоном, напр., Иван красив, как Аполлон, а Петя упрям, как осёл, что будет выразительно.

Во-вторых, возможности и типы С. связываются с ситуациями, когда углублённые, сугубо специализированные суждения говорящего о предмете речи могут стать, по его мнению, коммуникативным барьером для менее подготовленного или неподготовленного слушателя (аудитории), напр.: Слово постепенно стирается, подобно старой монете, побывавшей во многих руках, и уходит из языка. Слова даже в словаре не лежат грудой, подобно ягодам в корзине (В. Колесов). В таких случаях С. становится удобным и экономным средством популяризации, основой для перевода исходно сложного содержания на доступный для адресата язык.

В-третьих, С. активно используется сегодня как инструмент манипулятивного речевого воздействия на массовую аудиторию в журналистике и рекламе, в сфере PR-деятельности: Вы получите наш ответ быстрее, чем остынет Ваш кофе или Наш ассортимент больше, чем жителей в Ватикане.

От адресанта и адресата С. требует общих фоновых знаний и творческого сотрудничества. С. способно прояснить коммуникативную позицию адресанта, его убеждения и мнения о предмете речи. Адресат же должен интуитивно почувствовать условность С., понять, на каком основании оно делается, доверяя при этом коммуникативной состоятельности адресанта, вовремя вспомнить и со- образ- ить, что предлагаемое С. требует не логического, а образного осмысления: Весна, пасмурная и неприветливая, как старухина дочка из русской сказки (А. Эфрон, цит. по [Маслова 2001]), где эффективным С. будет только тогда, когда адресат, зная и помня сказку, сможет мысленно сопоставить пасмурную весну и старухину дочку. В условиях же эмоционально или интеллектуально затруднённого взаимопонимания, при конфликтном общении и общении с носителями другого языка и иной культуры возможности С. ограничены, поскольку в таких условиях С. может стать источником коммуникативных неудач.

Тянь-Шань похож на спящего верблюда.

А средь хребтов в горбатом их кольце

Сверкает Иссык-Куль – живое чудо –

Как родинка на девичьем лице (Дж. Бокомбаев, киргизский поэт).

Сравнение Тянь-Шаня с верблюдом коммуникативно успешно, поскольку кто же сегодня не сможет представить себе спящего верблюда, тогда как уподобление Иссык-Куля родинкеинтересно как факт иной национальной культуры, но малопонятно для русской культуры, поскольку родинка не имеет для нас того условно-символического значения, что зафиксировано киргизским поэтом.

Лит.: Камышова А.Е. Сравнение и его функции в структуре прозаического текста (на материале прозы В. Брюсова): АКД. СПб., 2006; Ковалевская Е.В. Метафора и сравнение в публицистическом тексте: КД. М., 2011; Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб., 2007; Кузнецова Т.Н., Стрельникова Н.И. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2007; Лебедева Л.А. Человек в зеркале сравнений: Внешность человека. Краткий русско-английский словарь. Краснодар, 2009; Маслова В.А. Человек в зеркале сравнения // Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М., 2001; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д, 2010; Мокиенко В.М. Словарь сравнений русского языка. СПб., 2003; Огольцев В.М. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии. Л., 1978; Панкова И.М. Сравнение как смыслообразующая доминанта рекламного текста: АКД. Ставрополь, 2006.

О.П. Жданова

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.