Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сверхфра́зовое еди́нство. См. Прозаическая строфа




 

СВЕ́ТСКАЯ БЕСЕ́ДА – приятное речевое общение в неповседневной обстановке, демонстрирующее утончённость воспитания и умение проводить время в обществе за лёгкими изящными разговорами. Прямой практической цели не имеет.

Понятие связано с культурными реалиями ХIХ в. – наличием «света » как высшего слоя привилегированных классов буржуазно-дворянского общества (ср. также светские манеры, светский круг, светские приличия) – и сформировано в оппозициях светское – духовное (религиозное) и светское – иносословное, низкосословное: купеческое, мещанское, крестьянское). С.б. являлась неотъемлемой и главной составляющей в культурном сценарии дворянского раута – вечернего собрания без танцев.

В постсоветской России при отсутствии как дворянства, так и обеих названных оппозиций, жанр, безусловно, трансформировался, но основные свои черты сохранил. С позиций современной коммуникативной лингвистики и лингвокультурологии это жанровая разновидность Разговорной беседы (см.), диалог-дискурс в рамках речевого этикета, т.е. протекающий по строгим неписаным правилам учтивости и транслирующий нормы общения путём их демонстрации. С.б. исторически сложилась в ситуациях неформального публичного общения достаточно большой группы приглашённых на встречу людей, знакомых в различной степени или не знакомых между собой, её цель – собственно общение: установление и поддержание личных контактов, интеллектуальный и энергетический взаимообмен. Характеризуется свойством публичности, включая в себя полилоги и открытые для внешнего наблюдения диалоги. Особый стилистический параметр данного праздноречевого жанра – эстетизм, риторический идеал – непринуждённая отточенность речи и невербального поведения.

Композиция С.б. отвечает всем родовым признакам жанра беседы. Специфику составляет регламентированность речевой активности, зависящей от возраста, известности, репутации и др. социально значимых характеристик говорящего. В дискурсе отдельного собеседника могут использоваться включённые монологические микротексты: рассказ, анекдот и др. В качестве композиционных частей относительно самостоятельной дискурсивной партии в составе С.б. выделяются вступление в общий разговор (реализация речевой инициативы или подхвата обсуждаемой темы), тело высказывания (микромонолог или их группа) и завершение партии (путём передачи речевого лидерства или по умолчанию).

Тематика С.б. прежде всего ориентирована на общность интересов говорящих. Распространены нейтральные общие темы, небезразличные для множества самых разных людей и вошедшие в тематический код речевого этикета (погода, спорт, музыка, значимые культурные прецеденты, домашние животные и др.). Другой информационный ориентир – это новизна сообщения. Свежая, особенно сенсационная, информация значительно расширяет круг тем С.б., делает возможными практически любые темы (новости политики, экономики, науки), в т.ч. персоналии. В рамках данного жанра специфичен выбор тем в соответствии с полом, возрастом, статусом, настроением непосредственного собеседника и участников-наблюдателей, а также характер раскрытия темы. С.б. не допускает глубокой проработки каких бы то ни было тем, они подаются вскользь либо фрагментарно и ставятся в тематический ряд. Переход с темы на тему в С.б. обязателен, полное же аналитическое представление отдельной темы неуместно. В идеале участники С.б. должны избегать негативных в эмоциональном плане и наиболее острых социальных тем (болезнь и смерть, физическое уродство и бедность, катастрофы и природные катаклизмы), обсуждения негативных сторон личности. При обращении к сенсационной негативной тематике (по сути, сплетням, пустословию и злословию), что реально было и есть в С.б., действует запрет на открытость и грубость: тема подаётся иносказательно, с применением умолчаний, намёков, эвфемизмов.

Базовая для беседы тональность доброжелательности трансформируется в любезность, для которой желательна, но не обязательна искренность. За счёт этого в С.б. нивелируется разница воспитания и образования, несовпадение политических платформ и нравственных воззрений собеседников, в рамках жанра подчёркивается общечеловеческое духовное родство, предъявляются образцы уважительного общения, исключающего любые проявления агрессии и маскирующего неприязнь. Ситуация публичности придаёт данным действиям ритуальный характер, формирует речевую традицию. В С.б. не приветствуется аффектация, это холодноватая, сглаженная эмотивная сфера, что также помогает обеспечить психологическое равенство говорящих, свойственное жанру беседы в целом. Стилистически С.б. настроена на речевое мастерство, артистизм, изощрённость. Возможна соревновательность. Способным на такое самовыражение собеседникам их речевые партнёры охотно уступают речевое лидерство, обеспечивая поддержку в полилогах и диалогах.

Специфику коммуникативного аспекта С.б. составляет мастерство диалога. Противоречат законам жанра перебивы, включения в чужое высказывание, форсирование Я-темы; требует строгой фильтрации репертуар речевого поддерживания и придерживания. Приветствуются навыки принятия и передачи речевого лидерства, владения паузами, мимикой и другими средствами «внешней речи», тактичное регулирование собственной и чужой речевой активности, избегание острых углов разговора с помощью техники косвенных средств речевого выражения, деликатность реагирования на чужую оплошность или другой недостаток.

С.б. представляет собой гибкую жанровую форму, речекоммуникативное качество которой зависит от уровня духовной культуры собеседников и степени их этикетной подготовленности. Владение ролевыми навыками участника С.б. свидетельствует о высоком уровне речевой компетенции. Русской ментальности ближе жанр не светской, а разговорной беседы в силу непринуждённости, искренности и задушевности последней.

Лит.: Белоус А.С. Эволюция жанра светской беседы: КД. Н. Новгород, 2010; Дементьев В.В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность // Жанры речи: сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов, 1990; Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1; Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов, 2000; Матвеева Т.В. Текст-риторика и риторическое образование // Путь в риторику. Вып. 1. Пермь, 1994; Милёхина Т.А. Светская беседа // Хорошая речь: сб. ст. Саратов, 2001; Стернин И.А. Светское общение. Воронеж, 1996; Фенина В.В. Речевые жанры small talk и светская беседа в англо-американской и русской культуре: КД. Саратов, 2005; Правила свѣтской жизни и этикета. Хороший тонъ. Сост. Юрьевъ и Владiмирскiй. С.-Петербург, 1889.

Т.В. Матвеева

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 677 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2546 - | 2238 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.