СВЕ́ТСКАЯ БЕСЕ́ДА – приятное речевое общение в неповседневной обстановке, демонстрирующее утончённость воспитания и умение проводить время в обществе за лёгкими изящными разговорами. Прямой практической цели не имеет.
Понятие связано с культурными реалиями ХIХ в. – наличием «света » как высшего слоя привилегированных классов буржуазно-дворянского общества (ср. также светские манеры, светский круг, светские приличия) – и сформировано в оппозициях светское – духовное (религиозное) и светское – иносословное, низкосословное: купеческое, мещанское, крестьянское). С.б. являлась неотъемлемой и главной составляющей в культурном сценарии дворянского раута – вечернего собрания без танцев.
В постсоветской России при отсутствии как дворянства, так и обеих названных оппозиций, жанр, безусловно, трансформировался, но основные свои черты сохранил. С позиций современной коммуникативной лингвистики и лингвокультурологии это жанровая разновидность Разговорной беседы (см.), диалог-дискурс в рамках речевого этикета, т.е. протекающий по строгим неписаным правилам учтивости и транслирующий нормы общения путём их демонстрации. С.б. исторически сложилась в ситуациях неформального публичного общения достаточно большой группы приглашённых на встречу людей, знакомых в различной степени или не знакомых между собой, её цель – собственно общение: установление и поддержание личных контактов, интеллектуальный и энергетический взаимообмен. Характеризуется свойством публичности, включая в себя полилоги и открытые для внешнего наблюдения диалоги. Особый стилистический параметр данного праздноречевого жанра – эстетизм, риторический идеал – непринуждённая отточенность речи и невербального поведения.
Композиция С.б. отвечает всем родовым признакам жанра беседы. Специфику составляет регламентированность речевой активности, зависящей от возраста, известности, репутации и др. социально значимых характеристик говорящего. В дискурсе отдельного собеседника могут использоваться включённые монологические микротексты: рассказ, анекдот и др. В качестве композиционных частей относительно самостоятельной дискурсивной партии в составе С.б. выделяются вступление в общий разговор (реализация речевой инициативы или подхвата обсуждаемой темы), тело высказывания (микромонолог или их группа) и завершение партии (путём передачи речевого лидерства или по умолчанию).
Тематика С.б. прежде всего ориентирована на общность интересов говорящих. Распространены нейтральные общие темы, небезразличные для множества самых разных людей и вошедшие в тематический код речевого этикета (погода, спорт, музыка, значимые культурные прецеденты, домашние животные и др.). Другой информационный ориентир – это новизна сообщения. Свежая, особенно сенсационная, информация значительно расширяет круг тем С.б., делает возможными практически любые темы (новости политики, экономики, науки), в т.ч. персоналии. В рамках данного жанра специфичен выбор тем в соответствии с полом, возрастом, статусом, настроением непосредственного собеседника и участников-наблюдателей, а также характер раскрытия темы. С.б. не допускает глубокой проработки каких бы то ни было тем, они подаются вскользь либо фрагментарно и ставятся в тематический ряд. Переход с темы на тему в С.б. обязателен, полное же аналитическое представление отдельной темы неуместно. В идеале участники С.б. должны избегать негативных в эмоциональном плане и наиболее острых социальных тем (болезнь и смерть, физическое уродство и бедность, катастрофы и природные катаклизмы), обсуждения негативных сторон личности. При обращении к сенсационной негативной тематике (по сути, сплетням, пустословию и злословию), что реально было и есть в С.б., действует запрет на открытость и грубость: тема подаётся иносказательно, с применением умолчаний, намёков, эвфемизмов.
Базовая для беседы тональность доброжелательности трансформируется в любезность, для которой желательна, но не обязательна искренность. За счёт этого в С.б. нивелируется разница воспитания и образования, несовпадение политических платформ и нравственных воззрений собеседников, в рамках жанра подчёркивается общечеловеческое духовное родство, предъявляются образцы уважительного общения, исключающего любые проявления агрессии и маскирующего неприязнь. Ситуация публичности придаёт данным действиям ритуальный характер, формирует речевую традицию. В С.б. не приветствуется аффектация, это холодноватая, сглаженная эмотивная сфера, что также помогает обеспечить психологическое равенство говорящих, свойственное жанру беседы в целом. Стилистически С.б. настроена на речевое мастерство, артистизм, изощрённость. Возможна соревновательность. Способным на такое самовыражение собеседникам их речевые партнёры охотно уступают речевое лидерство, обеспечивая поддержку в полилогах и диалогах.
Специфику коммуникативного аспекта С.б. составляет мастерство диалога. Противоречат законам жанра перебивы, включения в чужое высказывание, форсирование Я-темы; требует строгой фильтрации репертуар речевого поддерживания и придерживания. Приветствуются навыки принятия и передачи речевого лидерства, владения паузами, мимикой и другими средствами «внешней речи», тактичное регулирование собственной и чужой речевой активности, избегание острых углов разговора с помощью техники косвенных средств речевого выражения, деликатность реагирования на чужую оплошность или другой недостаток.
С.б. представляет собой гибкую жанровую форму, речекоммуникативное качество которой зависит от уровня духовной культуры собеседников и степени их этикетной подготовленности. Владение ролевыми навыками участника С.б. свидетельствует о высоком уровне речевой компетенции. Русской ментальности ближе жанр не светской, а разговорной беседы в силу непринуждённости, искренности и задушевности последней.
Лит.: Белоус А.С. Эволюция жанра светской беседы: КД. Н. Новгород, 2010; Дементьев В.В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность // Жанры речи: сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов, 1990; Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1; Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов, 2000; Матвеева Т.В. Текст-риторика и риторическое образование // Путь в риторику. Вып. 1. Пермь, 1994; Милёхина Т.А. Светская беседа // Хорошая речь: сб. ст. Саратов, 2001; Стернин И.А. Светское общение. Воронеж, 1996; Фенина В.В. Речевые жанры small talk и светская беседа в англо-американской и русской культуре: КД. Саратов, 2005; Правила свѣтской жизни и этикета. Хороший тонъ. Сост. Юрьевъ и Владiмирскiй. С.-Петербург, 1889.
Т.В. Матвеева