ПРОИЗНЕСЕ́НИЕ РЕ́ЧИ – последний этап Риторического канона (см.), состоящий в публичном исполнении хорошо подготовленного и продуманного речевого произведения, а также раздел риторики, изучающий искусство исполнения речи.
Прежде чем начать речь, оратор должен 5–10 секунд помолчать, чтобы дать возможность слушателям сосредоточиться на предстоящей речи, привлечь их внимание, а самому снять излишнее волнение. Затем спокойным, доброжелательным взглядом окинуть аудиторию, понять, соответствует ли она той, которая предполагалась во время подготовки выступления. Если нет, то, сохраняя концепцию и замысел, нужно изменить тактические средства реализации цели (см. Коммуникативные стратегии и тактики) и добиться запланированного воздействия.
Оратор должен следить за осанкой и правильным дыханием, обладать профессионально поставленным голосом, чёткой дикцией (см. Техника речи), правильно выбирать Стиль произношения (см.), целесообразно использовать невербальные средства общения (см. Паралингвистические средства общения). Если оратор знает приёмы борьбы со страхом, волнением и умеет их в совершенстве применять, то его поза и жесты будут естественными, он не станет «прятаться» за трибуну, переступать с ноги на ногу, переминаться, раскачиваться из сторону в сторону, держать руки в карманах, вертеть мелкие предметы, смотреть «в пространство» или рассматривать посторонние объекты (пол, потолок, окно, ноги и т.д.). Если он будет доброжелателен к аудитории, то не станет сжимать кулаки, хмурить брови и т.п. и произведёт благоприятное впечатление, которое поможет ему достичь желаемого.
Эффективность П.р. зависит также от умения оратора поддерживать внимание аудитории при помощи Диалогизации монолога (см.), специальных лексических средств типа «прошу обратить внимание», «важно отметить» и т.п., усиления эмоциональности речи, целесообразного передвижения в аудитории, использования аудио-визуальных средств и др. приёмов. Важное значение имеет внешний вид: аккуратная причёска, чистые одежда и обувь; не рекомендуется надевать костюмы, платья, которые стесняют движение, складывать в карманы какие-л. предметы; одежда должна соответствовать речевой ситуации.
Эффективность исполнения речи зависит не только от техники звучащей речи и целесообразного использования невербальных средств общения, но и от нравственного облика оратора (см. Образ ритора). Квинтилиан говорил: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком». Это означает, что во внутренней мотивации, в постановке цели, в выражении мыслей обязательно должна быть установка на добрые чувства, которые вы хотите донести до слушателей. Доброжелательность предполагает отказ таких форм речевого поведения, как агрессивность (см. Речевая агрессия) в её различных проявлениях (упрёки, угрозы, оскорбления) и Демагогия (см.). Однако отношение оратора к аудитории должно быть не только доброжелательным, но и профессиональным, что предполагает умение работать с любой аудиторией (позитивно настроенной, негативно настроенной или безразличной к оратору).
После П.р. не следует сразу «убегать». Оратор должен уметь эффективно не только произнести речь, но и ответить на вопросы слушателей (см. Культура вопроса и ответа).
В теории риторики, помимо П.р., используются также термины «акцио» и «пронунциация»: первый из них связывают в основном с техникой звучащей речи, второй – с мимикой и жестами [Хазагеров 2009: 401].
Лит.: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учеб. пособие. М.; Воронеж, 2002; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д, 1995; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие. М., 1996; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Сопер П.Л. Основы искусства речи. Ростов н/Д, 1998; Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2004; Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. ред. М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. М., 2005.
Г.А. Копнина