Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социализация индивида в онтогенезе человека




– это процесс, начинаю-

щийся в младенчестве и не прекращающийся в течение всей жизни. Протека-

ет этот процесс как последовательное освоение индивидом основных элемен-

тов социальной системы.

Процесс освоения социальности начинается с овладения, во первых, сво-

им собственным телом, когда шаг за шагом вырабатываются человеческие

поза и осанка, походка и действия руками и пальцами, мимика и жестикуля-

ция. Овладение телом может продолжаться всю жизнь в виде занятий физ-

культурой и спортом, закаливанием и оздоровительными комплексами, на-

конец специальными методами аутотренинга, самовнушения и медитации.

Следующей, второй ступенью социализации индивида становится освое-

ние вещей. Начинается этот процесс с манипулирования предметами обихода

– игрушками, одеждой, посудой, мебелью; продолжается научением пользо-

ваться инструментами – иглой и молотком, станком и машиной, на производ-

стве и в быту, и далее развивается как овладение многообразными природ-

ными и социальными объектами в качестве предметов труда с превращением

их в предметы потребления.

Генетически третьей ступенью социализации индивида становится ов-

ладение знаками как заместителями, репрезентантами вещей. Причём необ-

ходимо подчеркнуть, что освоение знаков обусловлено предметной деятель-

ностью, которая не просто предшествует знаковой деятельности по опреде-

лению, но только и исключительно может формировать смысловые контек-

сты знаковых систем. Освоение знаков происходит в форме овладения язы-

ком, разговорной речью, и на этой основе впоследствии будут надстроены

другие языки: письменность, формулы и чертежи, разнообразная символика,

искусственные и иностранные языки.

Наконец, в-четвёртых, социализация индивида развёртывается как ос-

воение им общественных институтов, в которых уже сам человек выполняет

знаковые функции, играет ту или иную социальную роль. Вообще любая об-

щественная организационная форма – институт, учреждение – может быть

определена как относительно замкнутая и автономная совокупность соци-

альных ролей, в которых человек выступает как превращённая форма персо-

нифицированной предметности, как внешним образом зафиксированная мат-

рица, стереотип человеческого поведения, принявший статус социального

образца и ставший в силу этого нормой. В каждой социальной роли человеку

надлежит вести себя вполне определённым образом. Освоение институцио-

нальной предметности начинается в форме ролевых игр: в маму и детей, в тё-

тю врача, в космонавта; продолжается как живое непосредственное участие в

реальных социальных формах: сын или дочь в семье, ученик в школе, фор-

вард в команде, солист в хоре, студент в университете – и не заканчивается

до конца жизни.

Кроме того, колоссально расширяются возможности освоения человеком

окружающего мира, если учесть, что по типу реальных взаимодействий в ду-

ховном мире личности строится множество идеальных моделей: мысленно он

может представить себя в другом облике; в самых различных, возможных и

невозможных ситуациях; в любой, даже фантастической обстановке; разных,

даже реально недостижимых ролях. То, что невозможно реально, доступно

человеку идеально с помощью знаковых моделей, мысленных образов. Пере-

воплощение, которым он широко пользуется, расширяя духовное простран-

ство своего существования и проигрывая мысленно нереализованные воз-

можности персонификации общественных отношений, делает человеческую

личность практически равномощной всему социуму.

Человек, таким образом, выступает как универсальный носитель качества

социальности и, следовательно, как наиболее трудоёмкий, а значит и наибо-

лее ценный продукт общественного производства. В идеале именно человек

должен рассматриваться как главная ценность культуры в социальной систе-

ме.

Вместе с тем необходимо констатировать, что как в истории человечест-

ва, так и в современном состоянии общества ценность человека реализовыва-

лась либо частично, либо подменялась превращёнными формами. Основные

усилия устремлены на создание вещей в виде богатства; знаков в виде зна-

ний; образов морали, религии или искусства; институтов в виде политиче-

ской власти или организационной иерархии. Человек в таком обществе ис-

пользуется односторонне как средство осуществления чуждых ему, внешних

для него целей, а потому действует по принуждению и лишь в силу необхо-

димости.

Такое отношение к человеку безрассудно расточительно, оно оставляет

втуне неограниченные потенциальные возможности свободной личности, ко-

торые может реализовать только общество, в котором человек будет постав-

лен на вершину ценностной иерархии. Такое общество будущего К. Маркс, к

примеру, определяет “как подлинное присвоение человеческой сущности че-

ловеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным

образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвраще-

ние человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному”.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.