Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О поражении пастыря и рассеянии Овец




В 13, 7 - говорится о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря. "Поражу Пастыря и рассеются овцы стада". Мессианский смысл стиха засвидетельствован в Евангелии, Сам Христос слова этого пророчества относил к Себе и предсказывал, что апостолы оставят Его в страданиях одного и рассеются в страхе (Мф. 26, 31; Мк. 14, 27). Также понимают это пророчество и свв. отцы.

14, 4-9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих "дню Господню", когда Господь проявит Свое величие и могущество в наказании злых и спасении избраннних; и будет Богом всей земли, а св. град - местом паломничества. Некоторые места этой главы экзегеты относят еще и к земной жизни Христа Спасителя. "И станут ноги его на горе Елеонской (4 ст.) - объясняют как пророчество о вознесении Господнем. Вознесение по кн. Деяний (1, 12) произошло именно на Елеонской горе.

Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6-7 стт., толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при распятии Спасителя.

Ст.5 - "... и придет Господь Бог мой и все святые с ним" - предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф. 24, 30).

Ст. 8 "... в тот день живые воды потекут из Иерусалима..." Живая вода - благодать Святого Духа, о которой говорил Христос в беседе с самарянкой.

Богослужебное употребление книги

Из книги пророка Захарии читается 5 паремий:

1. На Вход Господень в Иерусалим - 9, 9-15.

2. В Великую Пятницу - 11, 10-13.

3, 4. В сырную Пятницу - 2 паремии. 8, 7-17; и 8, 19-23. 5. На Вознесение - 14, 1, 4. 8.11.

Книга пророка МАЛАХИИ

Личность и служение пророка

Пророк Малахия (с евр. "Мой вестник") происходил из колена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только Священное Предание(существовало древнееврейское сочинение: "О жизни и смерти пророков". Его, очевидно, использовал в своих трудах Епифаний Кипрский, а у него заимствовал сведения о пророке Св. Димитрий Ростовский (ХVII-ХVIII вв.)), указывающие, что пророк Малахия был, возможно, из священнического рода, ибо в книге весьма небезразлично относится к современному положению священства, имел отношение к Великой Синагоге. Умер в молодых летах. Пророчествовал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содержания книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1, 6-14, 2, 1). В частности Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небрежение в исполнении закона (3, 8-10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетований (о наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами еврейками и женитьбу на иноплеменницах (2, 10-16). Как известно, эти же нравственные недостатки обнаруживали нравственные недостатки среди послепленных иудеев Ездра (1 Езд. 9-10) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим (Неем. 13, 23-27). Поэтому, сравнивая книгу пророка Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и то же время, а, следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период между 460-430 гг. до Р.Хр. Как последний по времени служения пророк-писатель, Малахия у евреев назван "печатью пророков".

Состав и содержание книги

Книга пророка Малахии состоит из 4 глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в форме диалога. Речь эта по характеру содержания может быть разделена на 2 части: обличительную (1-2 глл.) и пророческую (3-4 глл.)

1 часть. (1-2 глл.). В первой главе пророк говорит, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг. Но потомки Иакова, со своей стороны, не проявляют взаимной любви к Господу. "Сын славит отца, и раб боится господина, но где ваша ко мне любовь и где страх? - спрашивает Господь. Далее идет обличение священников и народ за то, что они оскверняют трапезу Господню, принося на жертвенник порочных животных (хромых, слепых, больных) и нечистый хлеб. "Поднеси это князю! Будет ли он доволен...?" (стт. 6-9).

Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма и не поддерживается огонь на жертвеннике (1, 10). "Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему в жертву чистую" (1, 11). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена (о котором Христос Спаситель возвестил в беседе с самарянкой), а также отмечают пророчество о замене ветхозаветной жертвы новозаветной, т.е. таинством Евхаристии.

Во второй главе пророк сначала обличает священников, угрожает им проклятием и крайним унижением на нарушение завета с Господом и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стт. 1-9). Далее в 2, 10-16 пророк порицает иудеев за то, что они отвергают законных жен и вступают в брак с иноплеменницами, "дочерьми чужого Бога". В конце главы обличается греховное настроение иудеев - их ропот на Бога. Видя временное благополучие язычников, они отрицали правосудие Божие, роптали и говорили: "Всякий делающий зло хорош пред очами Господа.. Где Бог правосудия?"

2 часть - Во второй, пророческой части книги (3-4 глл.) пророк предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования иудеям внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. Здесь как бы дается ответ на вопросы и ропот иудеев, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований.

Мессианские пророчества

3, 1. О Предтече Господнем. "Вот Я послю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы желаете".

Ангел, приготовляющий путь Господу,- Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как "глас вопиющего в пустыне" (Ис. 40). Мессия назван в пророчестве "Господом" и "Ангелом Завета" в смысле вестница воли Триипостасного Бога. Это пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа приводится у евангелистов-синоптиков (Мф. 11-10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 27).

Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в "день Господень", т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. "День Господень" будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работавших, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа.

В 4, 5-6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: "Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного, И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием".

Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр. 11, 3-13. Евангелисты-синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече (Лк. 1, 17; Мф. 17, 10; Мк. 9, 11) отмечают, что Иоанн придет "в духе и силе Илии" приготовить путь для евангельского служения Господа.

Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям свв. Отцов и верованию всей Церкви ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илии, где он называется вторым предтечей пришествия Христова". Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие - повествованием об Иоанне Крестителе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 768 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.