Пророк Аввакум (евр. Хабаккук - борющийся) проходил свое служение в Иудее. О его жизни почти ничего не известно. Анализ текста говорит нам, что пророк был из колена Левиина и принимал участие в богослужебном храмовом пении.
Время пророческого служения определяется из содержания его пророчеств, где говорится о религиозно-нравственном состоянии современников пророка. Пророк сетует о распространении нечестия в стране и получает ответ от Бога о скором нашествии на Иудею халдеев. Халдеи - орудие наказания Божия. Из этого толковники заключают, что Аввакум жил при нечестивом царе Иоакиме и был свидетелем первого нашествия халдеев на Палестину (605 г. до Р.Хр.). Иоаким (608-597) вступил на царство после благочестивого Иосии, трагически погибшего в 609 году в битве с фараоном Нехао II при Мегиддо. Иоаким (из Елиоакима) сначала был данником фараона до 605 года, а после нашествия Навуходоносора платил дань Вавилону. В дни его царствования нечестие и идолопоклонство вспыхнули с новой силой. Следовательно, пророк Аввакум проходил свое служение при Иоакиме и был современником прор. Иеремии. Память пророка Аввакума празднуется Церковью 2/15 декабря.
Состав и содержание книги
Книга пророка Аввакума состоит из 3-х глав. Главная мысль книги - неправедный и беззаконный погибнет, а праведный через свою веру жив будет. Эта мысль трижды раскрывается в тексте. Первый раз - в диалоге пророка с Богом; второй раз - в 5-ти песнях, предсказывающих горькую участь поработителей, третий раз -в псалме, изображающем суд Божий над грешниками и исповедание веры пророка.
1, 2-4. Первая жалоба пророка. Аввакум жалуется Богу на царящие среди иудеев развращение и утеснение праведных нечестивыми и вопрошает Господа, долго ли это будет продолжаться, доколе Он по Своей благости будет терпеть торжество нечестивого, который творит насилие и грабеж, восстает и поднимает раздор.
1, 5-11. В ответ пророк получает откровение о том, что скоро Господь произведет суд над иудеями через нашествие халдеев, которые налетают, как орел, бросающийся на добычу и забирают пленников, как песок.
1, 12-17. Вторая жалоба пророка. Смущенный страданиями своего народа от язычников-халдеев, которые превосходят иудеев своим нечестием, пророк вопрошает, доколе злодеяния грабителей будут оставаться безнаказанными, почему чистейшие очи Господа безучастно могут смотреть на то, как нечестивый поглощает праведника.
2, 1-4. Пророк получает ответ от Господа: халдеи тоже будут наказаны.
Далее (2, 5-20) подробно в 5-ти торжественных песнях (проклятиях) пророк говорит о наказании ненасытных богачей, ростовщиков, грабителей, наемников и пр. грешников.
3, 1-19. Молитва пророка Аввакума (Псалом):
В надписании (1-2 стт.) пророк говорит о страхе, охватившем его после откровения ему грозных намерений Божиих (в глл. 1, 2). Он взывает к Богу об исполнении предсказанного и одновременно молит Бога во гневе явить и милость.
Далее идет описание грозного явления всемогущества Божия для наказания зла и спасения праведников. Господь изображается, как и во времена Моисея, шествующим от Синая (от Фемана и Фарана) для спасения Своего народа. Сначала описывается Его величие (3-5 стт.), затем проявление Его безмерного могущества в господстве над силами и стихиями природы. Говорится о возмездии нечестивому и спасении кающегося.
3, 16-19 - исповедание веры пророка, в котором он говорит о том, что даже крайняя степень лишений в бедствиях не смогут омрачить его радости о Господе. Это исповедание пророка знаменует переворот в ветхозаветном сознании, освобождающий его от корыстного отношения к вере. Главное - это внутреннее единение с Богом, а не Его дары, которых ищет корыстное благочестие.
По стилю изложения и языку, возвышенному и поэтическому, книга пророка Аввакума принадлежит к лучшим произведениям ветхозаветной письменности. К сожалению, в переводах это заметно не так ясно.