В стт. 1-11 этой главы содержится троекратный призыв к приготовлению народа на встречу Господа (в стт. 3-5, 6-8, 9-11). Речь пророка при этом имеет двоякий смысл: 1) в приложении к возвращению евреев из вавилонского плена и 2) к явлению Иоанна Предтечи Господня в пустыне иорданский с проповедью покаяния и пришествия Мессии.
Стт. 1-2. Пророк получает от Бога повеление утешать свой народ скорым возвращением из плена, ибо он уже выстрадал за свои грехи, и Господь простил грехи народа.
Стт. 3-4. Затем пророк изображает величественную картину возвращения евреев из плена, как будто оно уже совершается. Раздается призыв вестника, повелевающего приготовить путь (дорогу) в пустыне, через которую должен возвращаться народ под предводительством Самого Царя - Господа. Далее указывается подробнее, в чем должно состоять это приготовление пути: дебри, т.е. низкие места, должны быть засыпаны, горы и холмы - срезаны, все неровности и утесы должны быть выровнены.
Образ речи пророка о возвращении евреев из плена под непосредственным предводительством Самого Бога заимствован из обычая древних царей посылать впереди себя вестника для приготовления пути и народа к встрече. Призыв к приготовлению пути Господу в речи пророка указывал пленникам на близкое время освобождения их от плена.
Ст. 5. Когда будет приготовлен путь, последует откровение славы Божией, "И явится слава Господня, узрит всяка плоть спасение Божие". Эти слова имеют отношение как к возвращению евреев из плена, так и к явлению в мир Мессии.
В пророческо-мессианском смысле, в приложении к мессианским временам, значение 1-5 стихов раскрыто в Евангелии (Мф. 3, 3; Лк. 3, 4-6; Мк. 1, 1-3). По объяснению евангелистов, под "гласом вопиющего в пустыне" разумеется Иоанн Креститель, Предтеча Господень, проповедовавший в пустыне Иорданской. Он сам сказал о себе: "Аз глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господень, якоже рече Исаия" (Ин. 1, 19-23). Призывая народ очистить свои сердца покаянием и достойно встретить грядущего Мессию, Иоанн Креститель тем самым приготовлял Ему путь (Мф. 3, 8-10). Различные виды грехов и пороков, которые он обличал в современниках, изображаются в пророчестве под образом неровностей пути: дебрей, холмов, утесов и т.д. Первые апостолы - Петр, Андрей, Филипп и Варфоломей, были из учеников Иоанна Крестителя и проповедью его были настолько духовно приготовлены к принятию Спасителя, что услышав призыв Христа, сразу же последовали за Ним (Ин. 1, 29, 43). Как вестник и Предтеча, Иоанн Креститель прямо указал на пришедшего Мессию словами: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира".
Ст. 5. "И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие". Когда вслед за Предтечей выступил на служение человеческому роду Сам Господь во плоти, то "всяка плоть", т.е. все человечество, через совершенное Им дело искупления действительно узрело триипостасного Бога: Отца, пославшего в мир Своего Сына; совершителя дела спасения - Иисуса Христа, и Святого Духа, завершившего дело спасения снисхождением на свв. апостолов в день Пятидесятницы.
Стт. 1-3 и 9 входят в паремии в дни памяти св. Иоанна Предтечи.
Далее в следующих стихах главы (12-20) говорится о премудрости Божией и ничтожности человека и (21-31) о Боге как о Творце и промыслителе мира.
Песни Раба Господня
Общие замечания. Еврейское выражение Евед-Ягве, обычно переводимое "Раб Господень" или "слуга Господень" не имеет в оригинальном библейском языке унизительного значения; напротив, оно обозначает привилегированное лицо, близкое к Ягве и пользующееся Его особым благоволением. Этот смысл евр. Евед-Ягве поняли греческие переводчики, которые перевели не "Раб Господень", а "Отрок Господень".
В Ветхом Завете этим словом (Евед-Ягве) именовались особые избранники Божии: патриархи (Быт. 26, 24 - Исаак; Быт. 24, 24 - Иаков), пророки (4 Ц. 9, 7; 1 Езд. 9, 11; 3 Ц. 14, 18 и мн. др. ок. 36 раз), вожди и праведники (Суд. 2, 8; Иов. 1, 8), цари (Давид - 2 Ц. 3, 18 и др. ок. 30 раз), и весь Израиль (Пс. 135, 22).
В Песнях Раба Господня (42, 1-9; 49, 1-7; 50, 4-9; 52, 13-53, 12) говорится о Рабе Господнем, проповедующем истинную веру, страдающим во искупление грехов человечества, приносящим свет всем народам и прославляемом Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе (Лк. 22, 19-20, 37), и первохристианская Церковь признавала в этом описании Раба Господня таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса Христа (Мф. 12, 17-21; Ин. 1-29). Поэтому в свете новозаветного толкования, в полном объеме и совершеннейшим образом предречения Песней о Рабе Господнем исполнились только на Иисусе Христе и ни на ком другом. К ветхозаветному Израилю они могут относиться лишь отчасти как к прообразу и как к народу Господню, которому была вручена на хранение истинная вера. Но еврейский народ, как известно, не был идеальным исполнителем данной миссии, и поэтому в ряде мест Песен он обличается как недостойный раб Господень (напр. 42, 19: "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой...").