Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ис. гл. 7. Пророчество о рождении Эммануила от Девы (Ис. 7, 14)




В 7 главе излагаются речи Исаии, произнесенные в период войны между Иудеей и сирийско-израильской коалицией (735-34 гг.), поставившей своей целью низложить Дом Давида, воцарить новую династию в лице некоего "сына Тавеилова" и включить Иудею в антиассирийскую коалицию. В условиях нависшей угрозы нападения на Иерусалим иудейский царь Ахаз напуган и находится в смятении. К нему приходит Исаия с вестью от Господа о том, что если он будет верить, наступит избавление (3-9). С целью восстановить веру колеблющегося царя Исаия предлагает ему просить знамение у Иеговы (10-11), но он отказывается (12), и тогда ему дается знамение, произнесенное пророком, знамение Эммануила, в котором возвещается спасение от нашествия неприятелей и безопасность Дома Давида, ибо в нем должен родиться Эммануил (13-16). В конце главы - описание опустошения Иудеи ассирийцами в грядущие дни (17-25).

Ст. 1-2. Содержание этих стихов, дополненное параллельными местами Ветхого Завета и в небиблейскими данными, дает яркий исторический фон, на котором Исаия произносит знаменитое пророчество о рождении Эммануила от Девы и дома Давида. С 745 г. до Р.Х., когда в Ниневии воцарился Тиглат-паласар III, усилившаяся ассирийская монархия начинает все более и более расширять свои границы. К 738 году Тиглат-паласар III (745-727) обложил данью Самарию. Через несколько лет (ок. 734 г.) два небольших государства Сирия и Израиль задумали создать сильную коалицию против Ассирии, в которую должны были войти страны восточного Средиземноморья. Когда Иудея отказалась присоединиться, Рецин, царь Сирийский и Факей, царь Израильский, заключившие между собой союз, вторглись в Иудею с целью свергнуть царствующего в ней Ахаза, представляющего династию царя Давида, и посадить в Иерусалим одного из сирийских принцев.

По обычаям того времени, за низвержением Ахаза должен был подвергнуться истреблению весь дом Давида. Библейская история представляет нам немало подобных примеров. Так, Вааса, воцарившись в Израиле, "избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама" (3 Ц., 15, 29). Замврий, вступив на престол "истребил весь дом Ваасы, не оставив... ни родственников его, ни друзей его" (3 Ц., 16, 11). Такую же участь приготовила Гофолия всему царскому роду в Иудее (4 Ц. 11, 1). Если бы осуществились замыслы Рецина и Факея, весь дом Давидов как до прямой, так и по побочной линии был бы наверняка истреблен.

Сирийско-израильская коалиция начала вторжение в Иудею весьма успешно. Согласно описанию 2 Пар. 28, 17-18 120-ти тысячное иудейское войско было уничтожено сирийцами в один день, а израильтяне увели в плен 200 тысяч иудеев. После этого союзники осадили столицу Иудеи Иерусалим, а отряды идумеев и филистимлян рассеялись по стране, по беззащитным городам и селам, где безнаказанно грабили и забирали в плен.

Успехи союзников привели в трепет Ахаза и весь иудейский народ (ст. 2).(4 Ц. 16, 7-8) - Ахаз обращается за помощью к Тиглат Палсару III, ассирийскому царю, посылая ему в дар золото и серебро Иерусалимского храма и дома царского.

Стт. 3-9. Речь пророка к Ахазу. По повелению Божию Исаия должен был явиться к Ахазу вместе с сыном Шеар-ясувом ("остаток спасения"). Имя сына Исаии предвозвещало как реальность наказания, так и помилования. Среди иудеев, отвратившихся от Господа, сохранится очищенный, обратившийся к Богу верующий остаток, который возрадуется спасению о Господе и будет исполнять Его волю. Учение об "остатке" является одним из основных учений Исаии.

Исаия призывает к мужеству Ахаза и предсказывает скорое падение Рецина и Факея, "этих дымящихся головней". Через 65 лет Ефрем перестанет быть народом" (8). Ефремово колено занимало самую большую территорию в Израильском царстве, поэтому здесь "Ефрем" - символ могущества Северного царства. 65 лет - следует считать от момента пророчества Амоса о гибели Северного царства. Исаия, таким образом, лишь повторяет уже известное пророчество. Так или иначе, а через 65 лет (если считать от времен Исаии), т.е. в годы царя Манасии от Израильского царства давно уже не осталось следа.

Ст. 9. В этой части речи Исаия напоминает царю Ахазу о необходимости иметь твердую веру в сложной ситуации, ибо только вера дает человеку надежду на спасение. В оригинальном тексте этого стиха имеет место тонкая игра слов, не поддающаяся точному переводу, поэтому смысл этого стиха передается по-разному: "Лишь твердая вера - надежный оплот", "если не пребудете в вере, не будете иметь крепости". В данном месте раскрывается суть библейской философии веры. Вера для пророка означает не только уверенность в существовании чего-то высшего (в этом смысле Ахаз "верил"), но и вверение всего своего существа Богу.

Стт. 10-12. Отказ Ахаза от знамения. В удостоверение истинности своих слов пророк предлагает Ахазу просить знамения у Господа "в глубине или на высоте", т.е. в небесной или подземной сфере, согласно толкованию свв. Отцов. Но неверующий Ахаз, надеющийся больше на помощь ассирийского царя, под благовидным предлогом нежелания искушать Господа, отказался просить знамения.

Стт. 13-14. Тогда Исаия обличил царя и возвестил ему, что независимо от его воли Сам Господь даст знамение: из рода Давида (которому угрожает опасность истребления) родится Эммануил "Слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (13-14).

..."затруднять людей" - пророков, чтобы уверить царя и народ в безопасности: вы противитесь даже Самому Богу, когда отказываетесь от чуда, и этим затрудняете исполнение намерений Божиих.

Далее в самом пророчестве Исаии содержится предсказание о воплощении Сына Божия в роде Давида от Пресвятой Девы Марии. Для православного христианина в этом не может быть никакого сомнения, так как это пророчество в таком именно смысле истолковало в Евангелии от Матфея, 18-25 (ср. Лк. 1, 26-38. Евангелист, рассказав о сверхестественном зачатии от Святого Духа и рождении Младенца Христа Девой Марией, далее поясняет словами архангела Гавриила, что все это совершилось во исполнение пророчества Исаии и приводит текст пророчества Исаии 7, 14).

Имя Эммануил в буквальном переводе означает "с нами Бог". В отношении к Иисусу Христу оно является, конечно, не собственным (такого имени Господь Иисус Христос никогда не носил), а символическим. Оно прикровенно указывает на тайну теснейшего ипостасного соединения во Христе божественного и человеческого естества. Боговоплощение несет в себе две тайны: бессеменное зачатие и рождение и соединение во Младенце Божества с человечеством. Это событие вполне согласуется с предложением Ахазу просить знамения "в глубине и в высоте". Св. Василий Великий говорит по этому поводу:

"Пророчество речением: во глубине означает землю и воспринятую от нее плоть; а речением - в высоте - пренебесное Слово, - Того, Кто превыше всякого начальства и власти. Кто в начале бе у Отца и есть Бог Слово". С этим согласен и св. Кирилл Александрийский.

Матерь Эммануила в еврейском тексте пророчества Ис.7, 14 называется словам "алма", переведенное в русском тексте словом "Дева". Значение "алма" в еврейском языке довольно широкое: этим словом называют не вышедшую замуж девушку. В русском языке синонимом ему могут служить такие слова, как барышня, молодица (слав. "отроковица").

Для обозначения же девственницы независимо от возраста в евр. тексте Библии употребляется слово "бетула".

Воспользовавшись широким смыслом слова "алма", иудаистские толковники, противники мессианской идеи, стали переводить слово "алма" - "молодая женщина". Понятно, что такая трактовка этого места искажает мессианское пророчество и кощунственно по отношению к православному учению о рождении Мессии от Девы.

Православные экзегеты указывают на следующие аргументы, подтверждающие верность их взгляда на этот вопрос.

1. Везде, где слово "алма" встречается в Ветхом Завете, а оно встречается в семи местах (Быт. 24, 43; Исх. 2, 8; Притч. 30, 19; Песнь. П. 1, 3; 1, 6-8; Пс. 67, 26; Ис. 7, 14) - содержит идею молодости не исключая значения девственности (Быт. 24, 43 - "алма" - невеста Исаака Ревекка).

2. "Алма" - от глагола "алам" - скрывать: скрытая - это название прилагалось к девушкам, которые ходили под покрывалом до замужества.

3. Семьдесят толковников, переводя Библию, уточнили смысл еврейского слова, переводя его греческим, что может относиться только к деве. Это является ценным свидетельством древнееврейской интерпретации этого места, принятой евангелистами (см. Мф. 1, 23).

Подобным образом в Вульгате (лат.) употреблено слово, исключающее всякую двусмысленность, как и русское слово "дева".

Стт. 15-16. "Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо прежде, нежели младенец этот будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обеими царями ее". По святоотеческому толкованию (Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, бл. Иеронима и др.) пророк говорит о том, что младенец Эммануил будет истинным человеком, т.е. будет питаться как и все дети и постепенно развиваться в духовном и физическом отношениях.

Пророчество Исаии о рождении Эммануила от Девы, окончательно исполнившееся через 700 лет, имело немалое значение и для Ахаза и иудеев - современников Исаии, нуждавшихся в защите от врагов.

1. Оно утверждало незыблемость дома Давидова, из которого должен был Мессия. Это была своего рода гарантия спасения Ахазу и царскому роду. Об этом же говорило и имя сына Исаии "Шеар-ясув" - "остаток спасется", хотя многим иудеям ради этого надлежит быть испытанным.

2. "Еммануил" - "С нами Бог" - значило для современников Исаии божественную помощь и защиту от врагов. Из пророчества иудеи даже могли узнать об окончании войны против них. На этот срок указывал период развития младенца Эммануила - ок. 2-х лет. По прошествии этого времени, действительно, союзники отступили от Иерусалима, так как им предстояла теперь более тяжелая война с Тиглат-паласаром III - ассирийским царем. Ассирийцы в 731 году завоевывают Сирию, умерщвляют Рецина, а затем опустошают и Израильское царство (плен).

Стт. 17-25. Исаия предсказывает нечестивому Ахазу, обратившемуся за помощью к ассирийскому царю, будущее опустошение и притеснение иудеев от тех же ассирийцев.

Далее в начале 8 главы Исаия еще раз символическим действием пророчествует о скором падении сирийско-израильской коалиции. Пророк на большом свитке в присутствии достоверных свидетелей, написал возвещенные ему Богом слова "Магершелал-хаш-баз" - "спешит грабеж, ускоряет добыча". Это же имя он дает своему новорожденному сыну. Здесь же далее дается и пояснение пророчества: прежде, чем ребенок научится лепетать первые слова "богатства Дамаска и Сирии понесут пред царем Ассирийским".

В конце 8 главы говорится о бедствиях иудеев и особенно Галилеи - северной части Палестины - от нашествия ассирийцев. В начале же следующей (9) главы содержится предсказание о той славе, которая наступит для Галилеи в мессианские времена, когда она станет первым местом евангельской проповеди Мессии - Эммануила.

Ис. 9 глава

1 ст. О возвышении некогда умаленной Галилеи языческой. "Языческой" Галилея названа потому, что большинство населения ее составляли язычники, отрицательно влияющие на иудеев. Из-за религиозного невежества жителей, зараженных языческими суевериями, "ходящих во тьме и живущих в тени смертной", авторитет Галилеи среди евреев пал. Евреи с презрением смотрели на своих северных собратьев и были убеждены, что из Галилеи пророк не приходит и что из Назарета поэтому ничего доброго ожидать нельзя (Ин. 1, 46; 7, 41-62).

2 ст. Этот униженный народ первым сподобится увидеть "свет великий". "Великий Свет" - Господь Иисус Христос. "Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир" (Ин.1, 9). Симеон Богоприимец называет Младенца - "светом к просвещению язычников" (Лк. 2, 32).

В таком смысле объясняет исполнение этого пророчества и св. евангелист Матфей при описании начала общественного служения Иисуса Христа. После крещения и искушения в пустыне Господь удалился из Иудеи в Галилею и поселился в Капернауме, и здесь воссиял Свет Его евангельской проповеди во исполнение пророчества Исаии (Мф. 4, 12-18).

3-4 стт. О веселии народа, избавленного от ига греховного. Победа Мессии над врагами человеческого спасения будет также чудесна, как победа Гедеона над мадианитянами (Суд. 6-8).

5 ст. Времена Мессии предвозвещаются как времена мира.

6 ст. Здесь Эммануил изображается имеющим богочеловеческую природу, обладающим божественными свойствами. "Яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века".

Словами "Отроча родися нам" пророк указывает на рождение Мессии по плоти от Пресвятой Девы Марии и тем утверждает Его человеческое свойство.

"Сын и дадеся нам". Эти слова говорят о божественном естестве Мессии и имеют смысл: Сын Божий, т.е. Высочайшее Существо, снисшел с неба на землю к нам, людям, для спасения падшего человека. Такое понимание слов "Сын", в данном стихе в смысле Сын Божий, подтверждается параллельными местами Ветхого Завета, в которых Мессия изображается Богочеловеком - сыном Давида и Господа (2 Ц. 7, 12-16; Пс. 2, 7; Пс. 109, 1, Пс. 117, 26-27; Иер. 23, 5) и евангельским свидетельством Самого Иисуса Христа: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16; ср. Ин. 5, 20-23).

"Егоже начальство бысть на раме Его". Образ выражения "на раме Его" заимствован из обычая древних восточных царей носить на плечах красный плащ как символ царского достоинства и власти. Контекст пророчества изображает Еммануила Господом и Владыкой вселенной. Об исполнении пророчества говорят слова Самого Христа: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф, 28, 18).

"Велика Совета Ангел" - вестник великого совета. По святоотеческому толкованию, разумеется Совет Святой Троицы, в котором от вечности было предопределено спасти падший человеческий род от окончательной гибели через воплощение, страдания, смерть и воскресение Сына Божия. Это спасительное определение Святой Троицы воплотившийся Сын Божий Иисус Христос действительно возвестил человеческому роду во всей полноте и ясности (Евр. 1, 1-2; Еф. 3, 9-10).

"Чуден Советник". Чуден-чудесный, необыкновенный. Советник - 1) участник предвечного Совета Святой Троицы, - весником которого пророк называет Его выше, 2) податель людям спасительных советов (т.е. евангельских законов, которые могут быть названы "советами" в том смысле, что принятие их основано не на принудительной силе и власти, а на свободном убеждении в их истинности).

"Бог крепкий; Властелин". Этими эпитетами Мессия-Еммануил обозначается как Божественное Существо, обладающее силой ни с чем не сравнимой.

"Князь мира" - значит начальник, виновник мира или примирения. Мир - нравственная категория, понимаемая здесь трояко: 1) Примирение через Иисуса Христа человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской Жертве; 2) мир в совести человека, наступивший после его искупления Христом; 3) мир между людьми, наступление которого воспевали ангелы в ночь Рождества Христова (Лк. 2, 14), конечное осуществление которого наступит после второго пришествия Христова.

"Отец будущего века" - буквально эти слова означают "Отец вечности" - Тот, Который вечен в Своем Собственном Бытии и способен давать дар вечной жизни другим. Христос - основоположник вечного блаженства всех уверовавших в Него. В этом смысле Он - родоначальник, отец всех имеющих счастье наследовать жизнь вечную.

Последние слова 6 стиха: "ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его", имеющиеся в переводе 70, славянской и русской Библии, отсутствуют в еврейском, масоретском тексте. Но они несомненно были в том древнем списке, с которого был сделан перевод 70. Они означают, что Христос дал мир князьям Своим - апостолам и мужам апостольским, и оставил здравие Своего учения (Бл. Иероним).

Конец 7 стиха утверждает, что все предвозвещенное пророком исполнится, ибо Господь Всемогущ "Ревность Господа Саваофа сотворит сия".

Отдел 9, 6-7 читается в качестве паремии в Навечерие Рождества Христова.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 734 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.