Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разделение на части и очерк содержания книги пророка ИСАИИ




Книга пророка Исаии состоит из 66 глав и по своему содержанию может быть разделена на 3 части. Каждая же часть состоит из нескольких тематических отделов.

1 ч. Исаия 1-39 гл. Первая часть содержит пророчества обличительного и утешительного характера, произнесенные и записанные в различное время по поводу различных исторических обстоятельств. Эта часть состоит из 6 отделов: 1-12 гл; 13-23 гл; 24-27; 28-33 гл; 34-35 гл; 36-39 гл.

1) 1-12 главы - речи об Иудее и Иерусалиме. 1-6 главы этого отдела представляют собой введение в книгу, в котором содержатся обличительные речи пророка, относящиеся большей частью к начальному периоду служения пророка при Озии и Иоафаме. В них изображается греховность иудейского народа, возвещается угроза наказания за нечестие, спасение "остатка" и призвание Исаии к пророческому служению (6 гл.).

7-12 - речи пророка, произнесенные в период нашествия на Иудею и Иерусалим сиро-ефремлян при Ахазе 735-734 гг., в которых предсказывается падение Израиля, Сирии, а также и Ассирии, к помощи которой обратился Ахаз; возвещается безопасность дома Давида, из которого должен родиться Эммануил от Девы (7, 14); предъизображается Его духовное царство (9, 1-6) и обстоятельства рождения: Эммануил родится в скромных условиях, но будет обладать полнотой даров Духа Божия, а царство Его будет правосудным и мирным (11, 1-10). Отдел заканчивается 2 небольшими гимнами избавленных (12 гл.).

2) 13-23 гл. - пророчества о судьбах языческих народов и евреев: о Вавилоне (13, 1-14, 23); Ассирии (14, 24-27); о земле Филистимской (14, 23-32); Моаве (15-16); Дамаске и Самарии (17); Эфиопии (18); Египте (19-20); о падении Вавилона (21, 1-10); об Едоме (21, 11-12); Аравии (21, 13-17); Иерусалиме (22); Тире и Сидоне (23).

3) 24-27 главы - эсхатологические пророчества, или т.наз. "Великий апокалипсис" Исаии.

4) 28-33 гл. - т.наз. "ассирийский цикл": речи против политики иудейского царя (Езекии), заключающего союз с языческим Египтом против ига Ассирии. Союз этот не угоден Богу, и спасение зависит только от Бога. Возвещается иудеям - бедствие, но затем спасение, а Ассирии - поражение.

5) 34-35 гл. - два эсхатологических пророчества или "малый апокалипсис" Исаии. О наказании Едома и языческих народов и возвращении изгнанников.

6) 36-39 гл. - исторический отдел, параллельный 4 Цар.18, 13-20, 19 (с добавлением молитвы Езекии 38, 9-20), в котором повествуется о нашествии Сеннахирима на Иерусалим и внезапной гибели ассирийцев (36-37), о болезни и исцелении Езекии (38 гл.), о посольстве в Иерусалим от вавилонского царя, по поводу которого пророк Исаия предсказал вавилонский плен (39). 39 главу (последнюю) можно рассматривать как введение ко II части, которая начинается пророчеством о возвращении евреев из вавилонского плена.

II ч. Исаия. 40-55 гл. Вторая часть книги содержит утешительные пророчества, о спасении от плена, о Мессии, искуплении и мессианском духовном царстве. Здесь два отдела: 40-48 глл. и 49-55 глл.

I. 40-48 глл. - пророчества об освобождении из вавилонского плена и от рабства греху. Изображается деятельность Мессии, Раба Господня, как кроткого и смиренного проповедника, творящего чудеса. Освободитель пленников царь Кир назван по имени и, даже более - помазанником Божиим (45, 1). Возвещая спасение пленников, пророк предсказывает падение Вавилона с его идолами и обращение к Богу язычников. 2. 49-55 глл. - о Рабе Господнем, совершающем дела искупления через страдания и смерть за грехи людей, о прославлении Его, и о Его духовном царстве.

Оба эти отдела, как видно из их содержания, взаимно связаны между собой единством богословских идей. Главная тема пророчества - предизображение служения, страданий и последующей славы Мессии, Который в еврейском тексте именуется "Рабом или Слугой Господним", а в греч. - "Отроком Господним".

В четырех местах II части книги пророчества о "Рабе Господнем" изложены в форме гимнов: 42, 1-9; 49, 1-6; 50, 4-9; 52, 13-53, 12. Эти места называются "Посланиями Раба Господня", а пророчества, содержащиеся в них, в Новом Завете отнесены к Иисусу Христу (Лк. 22, 19-20; 37; Мк. 10, 25 и др.).

Общий фон 40-55 глл. книги - Вавилон, а не Палестина. Пленение изображается как исторический факт. Иерусалим и храм лежат в развалинах и должны быть восстановлены через освободителя Кира (44, 26-28; ср. 45,13). Пленники ограблены вавилонянами (42, 22-26; 47, 6), на земле которых они находятся (48, 20); приближается их скорое возвращение (40, 1-11; 46, 13; 51, 3, 14), Вавилон же будет наказан и уничтожен (43, 14) (об Ассирии в этой части книги не говорится кроме 52, 4 - неопределенное прошлое).

При чтении II части (40-55 глл.) создается впечатление, что они отражают время между приходом к власти Кира персидского и завоеванием им Вавилона (т.е. между 556-539 гг. до Р.Х.) и что они написаны автором-пророком, знакомым с Вавилонией, ее богатствами (45, 3), судоходными каналами и пересыхающими реками; наблюдавшим процессии ношения идолов напрасно молившихся им язычников (45, 20); видевшим вавилонских чародеев—обманщиков (47-9-15), а также хорошо знавшим духовное состояние вавилонских пленников: их страх (41, 10-13; 44, 2, 51, 7, 12; 54, 4), отступничество (46, 8, 48, 1), духовную слепоту и равнодушие (42, 18), склонность к идолопоклонству (48, 3-11). В связи с этим большинство современных экзегетов полагают, что 40-65 главы написаны в Вавилоне в VI веке неизвестным по имени пророком, которого условно называют Исаией II (Девтеро-Исаией) или Исаией Вавилонским, - учеником и последователем школы Исаии Иерусалимского, хорошо знакомым с его богословием.

III ч. Исаия 56-66. Основная тема 3-й части книги мессианское духовное царство и распространение его при содействии Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56-66 гл. - Палестина, а не Вавилон. Увязать речи (пророчества) в хронологическую последовательность довольно трудно.

а) Согласно отрывку 63, 7-64, 11 - Иерусалим и храм в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 587 г.

б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56, 5, 7, 60, 7), хотя городских стен еще нет (60, 10), и ожидается их восстановление (62, 6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления стен при Неемии 445 г.

в) Обличительный отрывок (57, 1-13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе.

Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников расходятся. Один приписывает авторство этой части т.наз. Исаии III (ученику Исаии II), другие Исаие II. Последнее мнение находит себе подтверждение: а) в сходстве ряда отделов книги (60-62 глл. = 40-65), б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40-66) и отличие их от словарного состава 1-39 глав. Это недавно подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором - Исаией II в Вавилоне (II ч.) и по возвращении из плена в Палестине (III ч.).

Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, вошедших в книгу, были завершены до перевода 70-ти (285 г.) и до Сираха (180 г.) (Сир. 48, 24-25), где все части приписаны великому Исаие.

Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Иисуса Христа, что писание Исаии (Ис. 61, 1-2), прочитанное Им в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем (Лк. 4, 17-22) и в ссылках Христа на "пророчества Исаии" об иудеях (Мф. 15, 7-9 = ср. Ис. 29, 13; Лук. 22, 37 = Ис. 53, 12); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии (Мф. 3, 3 = Ис. 40, 3; Мф. 4, 4-6 = Ис. 9, 1-2; Мф. 8, 17 = 53, 4; Мф. 12, 17-21 = Ис. 42, 1-4; Ин. 1, 23 = Ис. 40, 3; Ин. 12, 38-40 = Ис. 53, 1); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах (Деян. 8, 28, 32-33 Ис. 53, 7-8; Рим. 9, 27 Ис. 10, 22-23 и др.).

Следуя текстам Нового Завета отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1-39 гл. и 40-66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1-39 преобладают угрозы, а в глл. 40-66 - утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей книги Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии (66 гл.) считается классическим образцом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1-39 глл., так и в 40-66 глл., многократно употребляется наименование Бога "Святой Израилев" (13 раз - 1-30; 12 раз - 40-66), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и свидетельствует о единстве автора всей книги.

Все вышеперечисленные проблемы относятся к области исагогики и совершенно не влияют на каноничность, боговдохновенность всего содержания. Христос и апостолы особенно отличали достоинство книги пророка Исаии за ее мессианские пророчества, находящиеся во всех ее частях. Исполнение этих пророчеств как нельзя лучше говорит в пользу самой книги и ее великого автора.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.