1. Паркетирование произведений масляной живописи, выполненных на досках. Одним из наиболее часто встречающихся недостатков картин, написанных на дереве, являлось коробление деревянной основы или ее деформация. С целью сохранения живописного слоя используется прием «паркетирования». Паркетирование это - система механических мер, способствующая удержанию доски в плоском состоянии, чтобы не препятствовать естественному движению основы, вызванному изменениями температурно-влажностного режима.
2. Укрепление красочного слоя картины. Оно осуществляется с помощью нанесения на красочный слой клеевого раствора особого состава. Первоначально это был рыбий клей, затем были предложены новые составы, обладающие большей проникающей способностью. В процессе работы по укреплению красочного слоя было выявлено, что укрепление красочного слоя должно быть самостоятельным технологически выверенным реставрационным процессом. Этот процесс предполагает отделить от процесса дублирования картины на новую основу. Это было очень важным решением в становлении научного подхода к реставрационным методикам.
3. Укладка и укрепление жесткого кракелюра красочного слоя. Кракелюр – это отслоение или растрескивание красочного слоя. Для того чтобы его ликвидировать, используется прием растяжения картины не на «глухом» подрамнике, т.е. с наглухо соединенными углами, а на раздвижном подрамнике с помощью полос из бумаги (кальки или крафта-специального сорта бумаги) на рабочий реставрационный подрамник. Сегодня уже невозможно представить реставрацию картин без рас тягивания авторского холста с помощью бумажных полей.
С помощью раздвижного подрамника картина получает дозированную равномер ную растяжку по всем направлениям, в соответствии с «поведением» холста картины. Затем происходит внесение на поверхность картины того или иного укрепляющего состава, который, однако, не должен менять колорит картины.
4. Перенос красочного слоя на новую основу. В случае повреждения основы картины реставраторы переносят красочный слой на новую основу. Эта операция осуществляется на особом дублировочном столе с использованием особых, специально для данного произведения разработанных методик. Однако при дублировании красочного слоя на новую основу возникают проблемы с сохранением имеющихся на оборотной стороне произведений той или иной информации. Оборотная сторона произведений нередко изобилует интересными документальными сведениями - надписями, рисунками. В таких случаях при подборе реставрационных методик реставратор должен стараться избежать дублирования. Помимо этого реставратор очень тщательно следит за совместимостью авторских и вводимых им в картину реставрационных материалов. Как пример характерна реставрация картины Павла Филонова "Кому нечего терять". Работа, выполненная маслом на бумаге, дублирована на холст через слой ватмана. Такой метод называется методом двойного дублирования.
5. Консервация и реставрация основы. В случае механических повреждений основы картины используются приемы ее консервации. Заделка прорывов осуществляется с помощью специальных мастик, что позволяет избежать наложения заплат. Использование новых химических составов позволяет полностью исключить деформацию холста на местах соединения участков. Такая техника была применена во время реставрации картины Брюллова "Последний день Помпеи".
6. Расчистка произведений живописи от более поздних записей и материалов, использованных при консервации. Такой прием необходим для того, чтобы выявить подлинное лицо автора произведения, сохранить росписи от подвергшихся коррозии препаратов, с помощью которых была законсервирована живопись. Эта проблема стала в наши дни очень актуальной. Все более активное использование новых искусственных химических препаратов для сохранения приводит к тому, что под воздействием окружающей среды эти новые препараты начинают вести себя агрессивно по отношению к изображению.
Ущерб, нанесенный подобной реставрацией, сейчас ставит перед реставраторами немаловажную проблему освобождения картин, фресок от прежних вторжений. Таково положение дел с произведениями конца XVII-XVIII веков, с произведениями художников XVIII века А. Матвеева, И. Никитина и других, хранящихся в Третьяковской галерее. При работе с такими произведениями реставраторами успешно применяется метод работы с микроскопом. Традиционный способ расчистки ватным тампоном или компрессом, смоченным растворителем, и контролируемый лишь невооруженным глазом, не подходит. На произведениях, подвергавшихся реставрации или поновлению давно и неоднократно, картина записей обычно очень сложна. Определить все слои записей и лаков, найти границу авторской живописи без лабораторных исследований трудно. А удаление этих поздних наслоений возможно только под микроскопом. Именно этот метод, соединенный с использованием тонких хирургических инструментов и растворителей позволяет проводить работу на должном уровне.
40 лет назад реставраторы начали покрывать старинные фрески прозрачными акриловыми лаками для защиты от загрязнений воздуха, воздействия света и кислорода. Однако через некоторое время выявились проблемы. Полимеры закрыли микроскопические поры, через которые стена под фресками «дышала». В результате под слоем краски стала накапливаться влага, и сквозь красочную поверхность стали проступать соли, разрушающие живопись. Через два десятилетия и сам лак начал разрушаться – желтеть и сморщиваться. Реставраторам пришлось отмывать фрески от лака. Но обычные органические растворители опасны при работе и плохо проникают в микропоры штукатурки.
Учеными была создана водная эмульсия с капельками органических растворителей поперечником до 10 нанометров. Содержание этих растворителей в эмульсии – менее одного процента. Но благодаря наноразмерам капелек они отлично проникают в поры штукатурки. Удаляется не только лак, но и загрязнения вроде сажи от церковных свечей и кадил. Таким образом, сегодня в реставрационных работах применяются нанотехнологии.
Подготовка произведений к дальним отправкам. В эту процедуру включаются работы по описанию самого произведения, разработана система выставочной документации, в которой описывается степеньсохранности. Реставраторы осуществляют контроль за упаковкой произведений, подготовленных к отправке на различные выставки в разных городах и государствах.