Прочность и долговечность картин во многом зависят от качества веществ, которые способны удерживать и укреплять порошки красящих веществ, с которыми они смешаны, на поверхности основ: загрунтованного холста, дерева, картона, бумаги и т. п.
В качестве связующих веществ могут служить различные материалы: масло, клей, смола, воск. В соответствии с характером и назначением связующих веществ краски, они могут быть разделены: на масляные, эмульсионные (темпера), клеевые (акварель), краски, употребляемые в сухом виде (пастель). Клеевое связующее пастели предназначено только для придания большей прочности самим палочкам пастели и то некоторых цветов.
Если в состав красок входят несветостойкие, или непрочные в смесях пигменты, то произойдет изменение цвета красок — выцветание, потемнение, загрязнение и т.д. Если связующее вещество в красках недоброкачественно, то оно вызовет не только изменение цвета, но и растрескивание, и осыпание красок, вплоть до полной гибели картины.
С течением времени картины, написанные маслом, темнеют, и возникает вопрос, как осветлить такую картину. Если речь идет о дорогой картине, то работу нужно поручать реставратору. Картину менее ценную можно попробовать осветлить самим. Для этого, прежде всего, удаляют гвозди, которыми подрамник прибит к раме картины, и вынимают картину с подрамником. Сметают с нее пыль, губкой промывают мыльной пеной, не содержащей щелочи. Затем мыльную пену смывают чистой водой и картину оставляют сохнуть; поправляют, чтобы холст натянулся. Обычно картина после такой обработки теряет свой блеск, кроющий лаковый слой становится матовым, поэтому нужно приобрести в лавке художников распылитель лака и кроющий лак, чтобы снова слегка покрыть им картину. Подрамник опять вставляют в раму.
В масляной живописи связующим веществом служит масло. Масло также входит также в состав некоторых видов лаков и грунтов. Краски, растертые на масляном связующем веществе, получили широкое распространение в живописи благодаря открытию нидерландского художника Яна Ван-Эйка в начале XV столетия. Картины Яна и его брата Гувера Ван-Эйков поражали их современников яркостью и чистотой красок. Kaк ни ревниво охранял Ян Ван-Эйк секрет своего масляного связующего вещества в красках, некоторые сведения о рецептуре и методах приготовления красок все же проникли в среду итальянских, а затем и художников других стран. Впоследствии секрет Ван-Эйка был, к сожалению, утерян, и точный состав его масляного связующего определить уже не удалось. Несомненно, однако, что связующее вещество содержало, помимо высыхающего масла, также же и эфирные масла — бальзамы, терпентины. Следовательно, живопись Ван-Эйков была не просто масляной, а масляно-лаковой. С того времени масляная живопись стала развиваться очень быстро.
В живописи используются растительные масла (жиры), находящиеся в жидком состоянии. Растительные масла, способны высыхать на воздухе и превращаться в твердое вещество.
Некачественное приготовление масляных красок может приводить к следующим дефектам живописного полотна:
- растрескиванию масляного слоя и появлению кракелюра (трещин) на живописном слое, при котором кусочки красочного слоя отходят от грунта;
- пожуханию красок со временем, что проявляется в помутнении цветового слоя;
- разрыву грунтового слоя.
Плохая сохранность живописных произведений является также следствием хранения в помещениях с нарушением режима температуры и влажности и освещенности. Некоторым типам красок вреден прямой солнечный свет, в результате попадания ярких солнечных лучей некоторые краски темнеют.
Картины, выполненные темперой по бересте, не требуют особого ухода. Пыль с таких картин нужно смахивать мягкой перьевой щеточкой (и ни в коем случае мокрой тряпкой).
Штатный музейный реставратор обязан регулярно проводить осмотр произведений, находящихся в экспозициях. Периодичность таких осмотров определяется условиями хранения в каждом музее, но проводятся они не реже одного раза в месяц. В музее должен быть заведен специальный журнал, в котором фиксируются все изменения состояния экспонатов с указанием даты осмотра и причин, приведших к нарушению сохранности. Такие же журналы необходимо иметь и для регистрации осмотра экспонатов, хранящихся в запасниках.
При выдаче экспонатов на выставки или с другими целями также составляются акты с подробным описанием сохранности произведений в момент их выдачи. Такие же акты составляются после возвращения картин в музей.
Любое повреждение экспоната в музее должно сразу фиксироваться в дефектных актах; одновременно должны приниматься меры к ликвидации причин, вызвавших эти повреждения.