Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение редакторского опыта писателей и публицистов для современного автора




Издательская, журналистская, редакторская работа занимала большое место в деятельности почти всех русских писателей-классиков. Дальше будет the very best of, иначе я погрязну в этом списке имен.

Ломоносов М.В. Статья "рассуждение об обязанностях журналиста" (опубликована в 1755 год на французском в амстердамском научном журнале, слово "журналист" зачастую используется в значении "редактор", "рецензент"):

"Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения, значит, сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит, уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы".

"Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами…"

О взаимоотношениях автора и рецензента: рецензенту не следует быть слишком высокого мнения о ценности своих суждений, поскольку "деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется".

Вывод: рассуждения о высокой ответственности журналиста и редактора.

Пушкин А.С. В 1830х годах редактировал журнал "Современник".

Белинский В.Г. Сформулировал принципы критики и рецензирования. Вел работу в журналах "Телескоп", "Отечественные записки", "Современник" (Лапшина - 4ever!)

Некрасов Н.А. Редактор "Современника". Заслуга Некрасова-редактора состояла в том, что он сумел претворить в жизнь идеи Белинского о журнале как органе печати, где все подчиняется ясной и определенной идейно-эстетической программе. Некрасов в своей работе не ограничивался организационно-редакторскими обязанностями. Он правил статьи, читал корректуры, делал черновую издательскую работу… Работал в тесном сотрудничестве с Чернышевским, Добролюбовым, Салтыковым-Щедриным (да здравствует тайное общество пенкоснимателей!) С.-Щ. в качестве одного из редакторов "Отечественных записок" вел неутомимую работу с авторами, оценивал рукописи, поступавшие в журнал, правил материалы, стремясь при этом обогатить их идейно, освободить от эклектики и непоследовательности. Работа Щедрина над очерками Глеба Успенского – образец сложной редакторской правки, вызванной принципиальными соображениями. Дальше можно поминать Герцена, Тургенева, Толстого, Чехова, Короленко, – все они что-то писали, что-то рецензировали, что-то редактировали, вели неутомимую работу, привнесли много нового и т.д. Короленко, например, "ежегодно прочитывал 200-300, а в иные времена до 500 рукописей, в каждой делал скрупулезные замечания, писал авторам…" Врагу такой жизни не пожелаешь…

Дальше у Сикорского параграф про идейность – это полный бред, кто захочет повеселиться, может почитать…

Потом про "заботу о литературной смене": Для крупных русских писателей 19ого века, в жизни которых редакторская работа занимала значительное место, характерна постоянная забота о литературной смене. Так в частности проявлялась ответственность писателя перед обществом, его заинтересованность в развитии и преумножении всего лучшего в литературе и журналистике, понимание большого значения печатного слова в духовной жизни людей.

Кто мне объяснит, как это с литредом связано, тот пусть возьмет пряник с полки.

Салтыков-Щедрин: "Мне – доверяли: моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял и исправлял".

Особый размах получила работа с молодыми авторами (опять пошлости J) Короленко -редактора. У него была некая редакционно-педагогическая концепция:

- право на внимание опытного редактора

- никакого либерализма в оценке произведения

О Толстом -редакторе (глава о труде редактора и его особенностях): В любой рукописи ­– будь то сочинение малограмотного крестьянина или известного писателя – Толстой подходит как мастер. Над чужой рукописью он работал так же упорно, целеустремленно, взыскательно, как и над своим сочинением, показывая достойный пример высокого уважения к редакторскому делу.

В работе редактора весьма существенен критический аспект (общая мысль для писателей 19ого века).

Об отношении к труду редактора:

Пушкин: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности".

С.-Щ.: "… Я обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой разрешить некоторые сокращения, которые я постараюсь сделать весьма умеренно" (из письма к одному из авторов). Дальше можно сказать, что "с большим уважением к автору и его труду относились..." (дальше вставить фамилию любого из вышеперечисленных персонажей). Дальше, прямо как у Лапшиной, идет разгром Сенковского ("Библиотека для чтения") и Краевского ("Отечественные записки"). Они и адепты, и все под свой вкус подгоняли, и издевательски относились к человеческой личности, – кошмар, одним словом J

Дальше идет глава о языке и стиле.

Толстой: "Надо, главное, не торопиться писать, не скучать поправлять, переделывать 10, 20 раз одно и то же…" "Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. 3, 4 раза – это еще мало". Подтверждение – 7 переделок "Войны и мира", 6 – "Анны Карениной" и т.д. В том же духе рассуждал и Чернышевский.

Пушкин: "Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат".

Некрасов: "Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно" (это, наверное, девиз на гербе Молибоженко).

Все подряд писали о важности краткости и ясности текста.

Короленко: "Я, когда оглядываю свою законченную работу, всегда думаю: "а что тут без особенного ущерба можно выкинуть". И никогда еще не раскаивался и не жалел о сокращениях".

Мы видим, что многогранный редакторский опыт писателей-классиков поучителен, поскольку проблемы методики и техники редактирования, успешно решенные нашими великими предшественниками, остаются актуальными и в современных условиях.

Кто этого не увидел и не понял, может посмотреть учебник Накоряковой, там есть глава 9 "Редакторы об опыте своей работы", которая представляет собой по большому счету краткий обзор трех книжек: "В лаборатории редактора" Л.К. Чуковской, "За круглым столом. Записки редактора" К.В. Рождественской и "85 радостей и огорчений. Размышления редактора" Т.В. Вьюковой. В отличие от Накоряковой я эти книжки пересказывать не буду – и так уже все достало.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1645 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2258 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.