Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Содержательный, стилистический и этический аспект работы редактора




Проблемы языково-стилистической правки – большая, сложная и обстоятельно разработанная область редактирования

Совершенствуя язык и стиль рукописи, редактор видит перед собой главную задачу– помочь автору донести до читателя свои мысли наиболее точно и полно. В результате редактор помогает автору войти в коммуникативную связь с читателем.

При работе над рукописью автор учитывает разные критерии оценки языка (лаконичность, яркость, живость и т.д.), но применяет их творчески. Нельзя слепо подчиняться языковым нормам. Безусловно, нужно учитывать правильность языка, но при этому нужно уметь отделять неграмотные языковые средства от необычных. Надо сохранять своеобразие (в т.ч. и стилистическое) авторского текста.

Важнейшую роль для усовершенствования языка и стиля рукописи имеет грамматико-стилистическая правка. Правильное использование стилистических свойств различных частей речи, осмотрительное применение вариантов порядка слов, оценка и отбор параллельных конструкций – все это позволяет достичь точности, выразительности, повысить действенность печатного слова.

Основы и методика ред. анализа.

Методика редактирования сосредотачивает своё внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки, сравнении неудачных вариантов с выправленными.

Суть его в том, что идёт наблюдение за смысловыми различиями, возникающими, когда произвольно сочетают слова, заменяя одно другим, меняя их порядок и интонацию.

Методика редактирования различает три вида чтения: ознакомительное, углублённое и шлифовочное.При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, манере изложения автора, то есть оценить текст как целое. Это чтение – быстрое. При углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Ключевой этап редакторского анализа. Спецы считают, что второе прочтение – подлинное. К шлифовочному чтению редактор прибегает на завершающем этапе своей работы над текстом. Это чтение – скольжение по всему тексту или чтение избирательное, подчинённое определённой задаче, например, проверке названий или дат. Вообще в редакторском чтении главное – оценка чтения.

ВИДЫ РЕДАКТОРСКОГО ЧТЕНИЯ

чтение текста

ознакомительное (чтение с целью общей ориентировки, исправлять ошибки не нужно)

рецензентское (критическое/оценочное, критика текста, какова композиция, соответствует ли текст теме)

помнить: единство, связанность, информативность, закрепление на носителе; учитывать ошибки на законы логики

шлифовочное (изменить/исправить ошибки, для сохранения единства текста)

Методика редактирования различает три вида чтения: ознако­мительное, углублённое и шлифовочное.

При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произ­ведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое. Ознакомительное чтение - быстрое.

При втором, углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыс­лового контроля. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложе­ния, фразы к целостному тексту. Концентрации внимания помо­гает параллельная с чтением работа над редакторскими замеча­ниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать замечания к каждой части.

К шлифовочному чтению редактор прибегает на заверша­ющем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте­ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, напри­мер, возникает необходимость проверить единообразие написа­ния имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.

Углублённое прочтение текста - ключевой этап редакторского анализа. Специалисты считают, что подлинным прочтением тек­ста может быть именно второе его прочтение,

 

в редакторском чтении главное - оценка текста. Редактор обязан взвесить каждое слово, выявить не толь­ко удачи и просчёты автора, но и причины, их вызвавшие. Опыт­ный редактор умеет воспринимать прочитанный текст, каждую его мысль не как информацию, но как своего рода реальность, глубоко и последовательно вникать в содержание, мысленно пред­ставлять все его детали в конкретных жизненных образах.

ГЛАВНОЕ - процесс вхож­дения в текст и рамки литературного произведения, распределе­ние в пределах текста материала, предназначенного для запомина­ния, воздействие на читателя различных приёмов изложения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 969 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.