Эластичность спроса на труд важна при анализе проблемы распределения бремени налогов на заработную плату между работником и работодателем. Во многих странах отчисления в социальные фонды (пенсионный, медицинский, страхования по безработице и т. д.) производятся работодателем. Они рассчитываются как процент от выплаченной работникам заработной платы и принимают форму своеобразных целевых налогов на заработную плату. Тот факт, что такие налоги выплачиваются работодателем, создает впечатление, что все налоговое бремя ложится на него, а не на работника. На самом деле это бремя распределяется между работником и работодателем.
На рис. 2.7а кривые DL и SL изображают соответственно первоначальный спрос на труд и предложение труда до введения налога, W 0 — равновесная заработная плата. После введения налога равного X, издержки работодателя возрастут, что вызовет сдвиг кривой спроса на труд влево до DL 1 (кривая спроса сдвинется по вертикали вниз на величину налога А). Новая равновесная заработная плата будет W 1, при этом занятость снизится с L 0 до L 1. Таким образом, для работников бремя налога на заработную плату будет состоять в снижении заработной платы на величину (W 0 — W 1). Эта величина меньше, чем величина налога, отрезок KG меньше отрезка NG. Налоговое бремя работодателя составит величину, равную разнице между величиной налога и величиной снижения заработной платы. На рис. 2.7а этому соответствует отрезок NK (или равный ему отрезок GZ). При данных кривых спроса и предложения налоговое бремя работников будет больше налогового бремени работодателя, отрезок NK меньше отрезка KG.
На рис. 2.7б изображена аналогичная ситуация, эластичность предложения труда SL, первоначальная заработная плата W 0 и размер налога X такие же, как и на рис. 2.7а, но кривая спроса на труд D ’ L менее эластична. Введение налога также сдвинет кривую спроса влево до D ’ L 1, новая равновесная заработная плата будет W ’1, снижение заработной платы и соответственно налоговое бремя работников будут равны отрезку МР, а налоговое бремя работодателя — отрезку RM. Как видно из графиков, во втором случае налоговое бремя работников меньше, чем в первом, и меньше налогового бремени работодателя, отрезок МР меньше отрезка RM. Таким образом, чем ниже эластичность спроса на труд при данных характеристиках предложения труда, тем в большей степени бремя налога на заработную плату ляжет на работодателя по сравнению с работником.
Распределение налогового бремени на заработную плату между работниками и работотодателем зависит не только от эластичности спроса на труд, но и от характеристик предложения труда. На рис. 2.7 распределение налогового бремени показано при высокой положительной эластичности предложения труда. На рис. 2.8а показано распределение налогового бремени при совершенно неэластичном предложении труда SL 1 (кривая спроса на труд DL, первоначальная заработная плата W 0 и размер налога X такие же, как и на рис. 2.8а). При введении налога на заработную плату занятость не изменится, а заработная плата снизится до W ’1. Величина налогового бремени работников равна величине, на которую снизится заработная плата, и одновременно величине налога X (отрезок АВ), а налоговое бремя работодателя равно нулю.
Таким образом, при снижении эластичности предложения труда налоговое бремя все в большей степени ложится на работников, а в случае совершенно неэластичного предложения труда налоговая нагрузка полностью приходится на работников.
На рис. 2.8б изображена ситуация, когда равновесие на рынке труда достигается на отрезке обратного изгиба кривой предложения труда с отрицательной эластичностью S ’1 L. В этом случае введение налога и сдвиг кривой спроса на труд до DL 1 приведут не к снижению, а к увеличению занятости с L 1’0 до L 1’1 при снижении заработной платы до W 1’1. Величина, на которую уменьшится заработная плата, будет большей, чем величина налога, отрезок CF больше отрезка СЕ.