Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этические проблемы науки XXI в




 

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно акту­альными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии науч­ных исследований. Новая дисциплина - этика науки — изучает нравствен­ные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гума­нистический аспекты науки. По определению американского социолога науки Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, ко­торые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительно­сти. Современный мир — это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к технизации. Че­ловек окружит себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом законов окружающей техносреды. Возникает про­тиворечие между этическими нормами и необходимостью технического бы­тия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Значительное расширение технических возможностей общества сопро­вождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существо­ванию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с 0проблемами подоб­ного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают про­блемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема ав­торства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсифи­кации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать дос­таточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ни­ми всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен инсти­тут ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок — это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания. В противном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повторы. Как правило, «псевдооткрытия» не долговременны. На нашей памяти открытие уникального лекарства от СПИДа под названием «арменикум», которое из-за своего псевдонаучного статуса очень скоро перестало быть сенсацией.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значитель­ному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и на­учной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что необходимость адекватных взаимообменов с обществом позволяет членам научных профессий обеспечи­вать свою жизнь за счет только своих профессиональных занятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетен­тен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго гово­ря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое проти­воречие между профессиональной ответственностью ученого и его социаль­ной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Энергия атомного ядра поставила на повестку дня вопрос о своем практи­ческом применении, до того как было понятно ее губительное воздействие на организм человека. В полной мере, сознавая угрозы фашизма, в услови­ях попыток запрещения квантовой физики и теории относительности вы­дающиеся немецкие физики продемонстрировали свои возможности, создав радарную защиту и атомную бомбу. Широко известно обращение Эйн­штейна с призывом отказаться от использования атомного оружия, однако оно не возымело действия. В августе 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки без какой-либо военной необходимости были сброшены амери­канские атомные бомбы. Последующая гонка вооружений поставила че­ловечество перед угрозой атомного уничтожения.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указы­вают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врожденными, например, наси­лие, угроза, агрессия, войны. Также природно - эволюционно истолковывает­ся и стремление человека к образованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводи­ли к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач—пациент». В условиях возрастающей формализа­ции обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автоном­ной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать реше­ния за него и даже не информировать о его состоянии и перспективах ле­чения. Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увели­чения технизации медицины и появления принципиально новых медицин­ских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздейст­вия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке. Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вме­шательства в естественные проблемы зарождения, протекания и заверше­ния человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводит к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достиже­ния научно-технического прогресса не прогнозируемы и не анализируются в их последствиях. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его те­лесности, функционирование которой сложилось в ходе продолжительной эволюции.

Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Этические проблемы касаются и самого субъекта ответственно­сти. Актуальной должна стать практика этической экспертизы. Особые про­блемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач-пациент, и в области транс­плантации органов, и в области лекарственных препаратов и тех­нологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследст­венных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного со­вершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Резуль­таты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мута­циям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперимен­ты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над человеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на челове­ческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры моз­га при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадек­ватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния челове­ка. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые слабыми электрическими воздействиями препятствуют возникно­вению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способ­ствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этиче­ской культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, явля­ются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способст­вовать обеспечению качества ее моральности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

Другой животрепещущей проблемой современности является техноло­гия клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся экспе­римент клонирования — создания искусственным путем первого млекопитающего — овечки Долли (животного, полученного из соматической клет­ки) — феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле. Заметим, что соматической называется любая клетка взрослого организма, она несет в себе набор наследственного вещества. Половые клетки имеют половинный набор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская половины со­единяются в единый новый организм. Термин же «клонирование» от древнегреч. klon — побег, черенок, всегда имел отношение к процессам вегета­тивного размножения и в этом своем качестве был достаточно хорошо зна­ком. Клонирование растений черенками, почками, клубнями в сельском хо­зяйстве известно с древних пор. Живые организмы, например амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, которые назы­ваются клонами.

В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предпола­гающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изу­чение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов по клонирова­нию человека. До тех пор пока речь шла об эффективности клонирования для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, расте­ниеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подоб­ным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления послед­ствий такого шага. По мнению известного американского ученого П. Диксо­на, любой способ, который испробован на млекопитающих, может быть при­менен к людям. В этом случае мы получим копии взрослых людей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию реальной множе­ственности, в которой и не отличить, где генетически подлинное человече­ское существо, а где артефакт — искусственно созданное.

В 1998 г. американский физик из Чикаго Ричард Сид на симпозиуме по репродуктивной медицине громогласно заявил о намерении приступить к ра­ботам по клонированию человека. Есть и желающие участвовать в этом эксперименте: группа медиков и группа лиц, стремящихся обрести свои копии или быть донорами.

Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяйстве — в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского организма или необыкновенно ценными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, со­хранение исчезающих видов животных — все это говорит о еще одной рево­люции в сельском хозяйстве. Причем здесь просматриваются самозамыкаю­щиеся технологии, ибо кормлением может служить такое вещество, как калус, представляющее собой скопление делящихся клеток, из которых любая может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эффект. Иногда исследователи усматривают и возможность восстановления вымер­ших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных остан­ках можно обнаружить сохраненную ДНК.

Ответ на поставленную проблему упирается в необходимость четкого осоз­нания многоаспектности феномена клонирования. Есть медицинский, этиче­ский, философский, религиозный, экономический и прочие аспекты. Клони­рование, как очень сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с результатом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зре­ния речь идет о повсеместно проявляющемся процессе рассогласования пер­воначально поставленных целей и полученных результатов. В условиях кло­нирования на человеке это аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном мире, а в случае с животным — в стадной жизни. Ведь всем известен факт сложной стадной жизни высших животных, их ролевого разделения и амплитуды пове­денческого амплуа. Изначальная жесткая генетическая запрограммированность может во многом ограничить данный организм в его универсальности. Он может оказаться странным уродцем.

Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рожде­ние человека должно происходить естественным образом, иначе у родивше­гося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.

Интересно, что в памятниках древности, например, в текстах Каббалы, за­прещают возможность создания искусственного человека по заданным пара­метрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа. Доктор Фауст у Гете пытается создать искусст­венного человека — гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Ме­фистофель. Проблема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связа­на с выводом: «Бог умер!» Хаксли в романе «О дивный новый мир» описы­вает генетические манипуляции с эмбрионами. И наконец, идеологический заказ на советскую евгенику, предполагающую вмешательство в природу че­ловека, использование достижений генетики в целях государственной поли­тики, формирование искусственного отбора в условиях ослабленного естест­венного, свидетельствует о вероломстве псевдонауки.

Медицинский аспект клонирования, предполагающий производство под­верженных деформации органов и тканей, столь необходимых в хирургии и травматологии, влечет за собой проблему организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди. А это, в свою очередь, может привести к социально негативным по­следствиям и криминальному бизнесу.

Обсуждение проблемы клонирования выявляет еще один неожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патологиями. Подагра, шизофрения, циклотемия, эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических расстройств — лишь незначительный набор характеристик гениальных личностей. Гени­альный Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болезни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Кроме того, гениальность связана с социальным приданием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей; гений прошлого века может стать рядовым существом в следующем. Идея клонирования гениев может обернуться угро­зой здоровью генотипа совокупного родового человека.

Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обострившихся глобальных проблем современности (радиация, острая экологическая про­блема, многообразные вредоносные внешние факторы, воздействующие на ор­ганизм, угроза уничтожения самого человечества) под большим сомнением. Такого рода экспериментирование, пусть даже под грифом «секретно», мо­жет привести к незапланированным мутациям, исход которых будет непред­сказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование давало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Дол­ли последовало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер.

Клонирование в целях помощи бездетным семьям также проблематично, ибо даже в случае положительного исхода и абстрагирования от всех соци­ально-негативных факторов оно предполагает воспроизводство не нового ор­ганизма, а однояйцевого близнеца отца или матери, иными словами, не ре­бенка, а родственника: сестру или брата. Человек-«клон» — генетический брат-близнец человека. Более того, клонирование в аспекте решения про­блемы деторождения является поддержкой инвертированных лиц (гомосек­суализм мужской или женский). Технологии искусственного размножения отменяют самый веский аргумент против гомосексуальных отношений — однополые семьи как угроза недовоспроизводства человечества. Подобные технологии откроют шлюзы различным вариациям извращенных форм семейнобрачных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровнородственных отношений, красоту и полно­ту материнской и родительской любви. Перспективы будущего человечества не могут быть связаны с технологией клонирования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.