Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Науки о природе и науки о культуре




 

В 19 веке начинается активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Стали исследовать общество в целом, а также и отдельные его сферы, чтобы найти технологии управления социальными процессами.

Механическая картина мира, сложившаяся в 16 – 17 вв. оказывала влияние и на изучение человека и общества. Но социальные объекты рассматривать в качестве простых механических схем было невозможно, т.к. объекты – сложные развивающиеся системы, требующие особых методов исследования.

Почти до конца 19 в. наблюдалась абсолютизация естественнонаучного знания. Но рассматривать развитие общества законами природы было сложно и односторонне.

В конце 19 и начале 20 вв. наступил кризис натуралистического подхода к изучению общества и человека. Он был связан с осознанием различий природы и культуры. Стала формироваться культурно-центристская парадигма.

В последней трети 19 в. сложилось направление «Философия жизни», ее представителями были Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер. Стала рассматриваться жизнь как первичная реальность, целостный органический процесс, находящийся в творческом развитии.

Немецкий философ и историк культуры Дильтей для понятия жизни выделяет 2 аспекта: взаимодействие живых существ – это применительно к природе, а также взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях – это относится к человеческому миру.

Основная цель философии, считал философ, - постижение жизни, исходя из нее самой. Науки о духе должны пользоваться методом понимания. «Природу мы объясняем, душевную жизнь – постигаем», отмечает Дильтей. Здесь важное место отводится описательной психологии. Дильтей выделяет два вида понимания:

1. понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помощью самонаблюдения;

2. понимание чужого мира путем вживания, сопереживания.

Наиболее сильная форма постижения жизни, по Дильтею, - это поэзия.

Американский философ Р. Рорти отмечает, что человеческая жизнь заключается в поэзии, а не просто в размышлениях. Важным методом исторической науки он считает биографию и автобиографию, а также интуицию.

Дильтей подчеркивает важную роль принципа развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм.

Немецкие философы Виндельбанд и Рикарт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических (наук о культуре) и естественных. Как бы науки о событиях и науки о законах.

О необходимости восстановления связи научных истин с миром человека говорил еще Гуссерль. Жизненный мир как горизонт всех целей, проектов и интересов человека остается нетематизированным в науке. По мысли Гуссерля, обращение к жизненному миру должно снять свойственную науке претензию на раскрытие реальности, открыв ее действительное назначение – отношение к человеческой субъективности.

Представители постмодернистской философии полагают, что фоном коммуникации человека служит не поиск научной истины, а непринужденное общение, способствующее установлению взаимопонимания. Процесс раскрытия истинного смысла мира бесконечен, а поэтому приобретает смысл не нахождение истины, а ее интерпретация. Повседневность как донаучная естественная установка предпочтительна, поскольку содержит весь спектр личных устремлений человека. Шюц (австрийский социолог) исходит из положения множественности сфер человеческого опыта. К ним относятся игра, художественное творчество, повседневность. Человек живет в повседневности и, отлетая мыслью в другие сферы, всегда возвращается к ней. Рациональность повседневности оказывается более полной и насыщенной формой знания о мире, чем научная рациональность.

В работе «Науки о природе и науки о культуре» нем. философ Риккер пишет, что мы можем абстрактно различать 2 вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Изучение законов – их цель… На другой стороне стоят исторические науки о культуре. Они изучают науки, отнесенные к всеобщим культурным ценностям. Культура не должна быть подчинена исключительно господству естественных наук, т.к. само естествознание – это исторический продукт культуры. В исторических науках о культуре мы должны пользоваться индивидуализирующим методом – он же ценностный метод.

Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий представить исторические явления как стадии развития, а не как нечто неизменное, застывшее. Науки о культуре должны сомкнуться в единое целое. Исторические науки отличаются субъективностью, и важную роль в них играет интерес, ценность, оценка. Законы же естествознания – объективны, будучи продуктами определенной культуры, от нее не зависят.

В методологическом плане не бывает исторической науки без философии истории, т.к. она концептуально – методологическое основание всех наук.

 

8.3 Методология социальных наук и «понимающая социология»

М. Вебера.

 

Макс Вебер, нем. социолог, уделяет особое внимание научному методу. Наука разрабатывает технику овладения жизнью – как внешними вещами, так и поступками людей, считает Вебер. Он также полагал, что наука со всеми своими средствами и методами не может справиться со всеми сферами жизни, разрешить серьезные жизненные вопросы.

В социологии необходимо исходить, прежде всего, из действия отдельных индивидов. Деля естественные и гуманитарные науки, Вебер ставит вопрос перед ними: достоин ли существования этот мир и есть ли смысл существования в нем человека. Считает, что естествознание не ставит такие вопросы, оно лишь описывает существующий мир.

Вебер считает, что социальная наука – наука о действительности. Характерная черта социального познания – акцент на индивидуальное. В социальных науках, замечает Вебер, речь идет о духовных процессах, понять которые в сопереживании – совсем иная по своей специфике задача, чем та, которая может быть разрешена с помощью точных формул естественных наук.

Характер исследовательских задач определяется историчностью.

Социальные науки стремятся познать жизненные явления в их культурном значении. Понятие культуры – ценностное понятие.

Господствующая в данное время в мышлении данного ученого система ценностей имеет, по Веберу, регулятивный характер. Система ценностей определяет выбор им предмета исследования, его методов, способов образования понятий и норм мышления. Вебер не отвергает необходимость логико-методологических средств для социологического познания, но он против того, что целью наук о культуре должна быть замкнутая система понятий. Вебер ратует за то, что, понимая социальное действие, надо объяснять его причину. Результат понимания не есть окончательный результат исследования, а всего лишь гипотеза высокой степени вероятности, еще следует обратиться к научным методам.

Вебер рассматривает категорию «идеальный тип», в котором выделяет: а) идеал, образец, т.е. то, что должно быть, к чему следует стремиться; б) мысленно сконструированное образование как вспомогательные логические средства, продукт синтеза определенных понятий.

Умение оперировать понятиями и непрерывное совершенствование такого умения – это важный показатель прогресса исследований в науках о культуре.

Социологические идеальные типы в отличие от исторических являются более «чистыми» общими, здесь не надо при установлении общих правил, событий осуществлять их пространственно-временную привязку в каждом конкретном случае. Это разумная абстракция. Вебер старался уменьшить пропасть между историей и социологией.

Свою общесоциологическую концепцию Вебер назвал «понимающей социологией». Главная категория ее – социальное действие. Понимание у него – раскрытие сущностей всей социальной реальности.

Социология рассматривает свой основной объект – действие людей с точки зрения их смысла; соотнесение действия людей, характер и специфику этих действий как с объектами внешнего, так и собственного внутреннего мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 762 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.